Впрочем, ближе к зиме «психологический фактор» перестал играть решающую роль, что позволило некоторым туроператорам сделать вывод о временных трудностях. Пострадали те украинские бизнесмены, которые плотно взаимодействовали с американскими направлениями. Те же, кто сделал ставку на Европу, не ощутили огромных потрясений.
А вот мнение Сергея Дудки: «Если говорить о Западе, то катаклизмы, которым подверглись крупные клубные системы и многие авиакомпании, действительно заставляет их работать на пределе рентабельности (хотя я и не исключаю других причин). Однако это в меньшей мере касается нашей страны. Ведь Украина пока не является туристическим государством. Количество клиентов, обслуженных крупнейшими отечественными турфирмами, исчисляется в лучшем случае десятками тысяч – по сравнению с миллионами человек в западных туристических гигантах».
Тем не менее, отечественные туроператоры были вынуждены, хоть и не кардинально, но поменять свои маркетинговые стратегии с тем, чтобы компенсировать потери, связанные с первоначальными отказами клиентов от предлагаемых туров.
Преодолев «шок кризиса» со стороны клиентов, операторы выровняли объемы продаж за счет скидок и предложений безопасных туров.
После кризиса отечественные операторы сократили продажи туров не столь значительно, как их западные коллеги. К примеру, в Великобритании по данным British Incoming Tour Operators Association (BITOA) продажи зимних программ сократились на 33% против привычного уровня. При этом, кроме резкого уменьшения количества иностранных туристов в октябре (их число снизилось на 26% по сравнению с октябрем 2007 г.), британцы не спешат покупать туры на следующее лето – по данным исследовательской компании AC Nielsen в октябре 2008 г. в Великобритании было продано на 56% меньше туров на следующий год, чем в октябре 2007 г.
В Украине, как считают ведущие операторы, продажи туров в сентябре-октябре прошлого года снизились на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Такое соотношение потерь сказалось на разнице в изменении стратегий украинских и мировых туроператоров. Последние иногда предпринимали экстраординарные меры, чтобы остаться «на плаву». Так, один из мировых операторов, компания Club Med, объявила о закрытии 15 курортов в 10 странах (15% от всего количества; ожидаемые убытки – $27 млн.). При этом ставка была сделана на горнолыжные курорты: объем туров увеличился на 10%. Лидеры украинского туристического бизнеса в этой ситуации смогли перепрофилироваться намного меньшей кровью. Яна Столар комментирует: «Многие мусульманские страны, славившиеся своими великолепными морскими курортами, почувствовали резкий спад спроса со стороны туристов из Западной Европы. Поэтому многие отели пересмотрели свою ценовую политику и значительно снизили цены на проживание. В связи с этим турпутевка в Египет стала по карману и простому обывателю».
Реагируя на эти сигналы, фирма «САМ», к примеру, осенью 2008 г. освоила вторую цепочку чартерных рейсов на египетском направлении. В рождественский период этой компании принадлежало 33% заказов на чартерные рейсы в Египет. «В целом по сравнению с прошлым годом количество желающих отдохнуть в Египте в период новогодних праздников увеличилось в 1,7 раза», – говорит Сергей Дудка.
Одновременно с этим украинские операторы пошли на некоторое снижение стоимости дорогих туров. «Компании, работающие за счет оборота, могут позволить себе снизить цену тура. Учитывая экономическую ситуацию в нашей стране, необходимо устанавливать минимальные проценты рентабельности, чтобы суметь отправить в поездку как можно большее число туристов, – говорит Игорь Голубаха, признавая, впрочем, что Египет выходит в лидеры по турам не только благодаря безопасности и комфортабельности в качестве места отдыха. – Министерство туризма Египта адекватно оценило обстановку в туристической сфере. Они вовремя поняли простую вещь – лучше заработать хоть что-то, чем полностью простоять бархатный сезон полупустыми. Мы воспользовались этой ситуацией, и в результате в наших рейтингах Египет вышел на первое место.»
И такие подходы оправдали себя. Руководство «САМ» говорит в том, что «с помощью зимних программ фирма выровняла плановые показатели, которые упали в связи с кризисом в первые месяцы. Туристы не отказались от возможности провести Новый год вдали от дома. Причем в этом году примерно в полтора раза увеличились новогодние продажи по всем направлениям. Фирма «ЯНА» сообщила о наличии удвоенного спроса на все праздничные туры. Компания «Гамалия» признала повышенный спрос на туры в первые две недели января 2009 г.
Столь удачный выход из кризиса позволяет украинским операторам прогнозировать если не возврат к прежним стандартам работы, то максимальное приближение к ним. «Скидки – это временное явление. Сделать некоторые шаги, по сути являющиеся «спасением мест» на авиарейсах, туристические агентства вынудили обстоятельства. Но бизнес не может базироваться на демпинге. Ценовая политика нашей фирмы основана на четком разделении турпродукта по сегментам рынка. Массовый рынок предполагает низкие цены при условии большого количества туристов. Индивидуальные туры предполагают иной подход к ценообразованию», – резюмирует Сергей Дудка.
«Горячая пятерка» туров после экономического кризиса 2008 г.
После кризиса в США наиболее продаваемыми турами стали следующие.
Фирма «САМ»: Египет (Хургада и Шарм Эль-Шейх) – 40%; Украина (Карпаты) – 27,9%; Словакия (Попрад) – 13,3%; Австрия (Инсбрук) – 9,3%; Польша (Закопаны) – 9,3%.
Фирма «ЯНА» (по предварительным подсчетам): Египет – 35%; ОАЭ – 20%; Австрия, Таиланд и Словакия – приблизительно в пределах 15%.
Фирма «Гамалия» предоставила пять пользующихся наибольшим спросом направлений: Египет (значительно возрос спрос на Шарм Эль-Шейх); Таиланд; Словакия; Польша; Австрия (количество желающих возросло вдвое по сравнению с осенним периодом).
Для сравнения: данные о пятерке курортов-фаворитов российской сети турагентств «Гринэкс» за последнюю неделю декабря 2008 г.: Египет – 37% (73% туристов выбрали Шарм Эль-Шейх и только 27% традиционную Хургаду); горнолыжные курорты Андорры – 17%; Таиланд и Кипр – по 10%; Турция – 6%; ОАЭ – 4% (Дубаи); Россия, Испания, Словакия – по 3%.
Если рассматривать пути улучшения системы туроператоров то рассмотрим такой случай. По договору с пансионатом в Крыму мы реализуем туда путевки, то есть выступаем в роли турагента. Имеем ли мы право в таком случае для определения налоговых обязательств по НДС применять правила, установленные п. 8.4 ст. 8 Закона об НДС?
В настоящее время данный вопрос очень актуален среди туроператоров, успевших за целый год достаточно внимательно изучить положения «туристической» ст. 8 Закона об НДС. А возникает он потому, что при всей, на первый взгляд, прозрачности специальной статьи 8, неоднозначность трактовки многих норм – налицо. Ситуация усугубляется еще и практически полным отсутствием официальных разъяснений уполномоченных органов (читай – ГНАУ) по спорным моментам. Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, будем руководствоваться исключительно нормами Закона об НДС.
Желание туроператоров называться турагентами вполне понятно. Ведь п. 8.4 ст. 8 Закона об НДС устанавливает правила определения базы обложенияНДС для турагентов, которая, независимо от вида туризма (внутренний, выездной, въездной), представляет собой комиссионное вознаграждение. При этом также не имеет значения форма его выплаты:
– либо отдельная оплата туроператором (другим поставщиком туруслуг);
– либо удержание причитающейся суммы из денежных средств, полученных от туристов.
В то же время для туроператора Закон об НДС предусматривает иную схему определения базы налогообложения, которая зависит от вида туризма, который предлагает туроператор. Для выездного туризма базой будет являться вознаграждение (п. 8.1 ст. 8 Закона об НДС), а для внутреннего и въездного – полная стоимость туристического продукта (туристических услуг) (п. 8.3 ст. 8 Закона об НДС). Ведь независимо от того, какой вид договора использует туроператор (прямой или посреднический), отсылка к общим нормам Закона об НДС из п. 8.3 ст. 8 в случае внутреннего и въездного туризма означает, что базой налогообложения является полная стоимость реализуемого турпродукта или туруслуг (п. 4.1, 4.7 ст. 4 Закона об НДС).
Поэтому совершенно очевидно, что для туроператора, временно исполняющего роль турагента по внутреннему и въездному туризму, гораздо выгоднее называться турагентом и начислять налоговые обязательства по НДС со своего вознаграждения. А вот насколько такая позиция законна, мы сейчас попытаемся разобраться
Итак, аргументы «ЗА» в данном случае следующие. В настоящее время в Законе об НДС отсутствуют какие-либо «туристические» термины. А значит, такие понятия, как «турагент», «туроператор», «турпродукт», «туруслуга» и т.д., приходится брать из Закона о туризме. А согласно ст. 17 этого Закона субъект хозяйствования, получивший в установленном порядке лицензию на туроператорскую деятельность, не должен дополнительно получать лицензию на турагентскую деятельность в случае осуществления таковой. Иными словами, Закон предусматривает для туроператоров право на ведение турагентской деятельности без лицензии. Следовательно, «агентский» или «операторский» статус туроператора в конкретной ситуации зависит от вида договора и выполняемых им функций.
Закон об НДС, определяя правила для турагентов и туроператоров, в ст. 8 просто оперирует этими терминами, без каких-либо поправок или замечаний типа «лица, имеющие лицензию туроператора» или «лица, имеющие лицензию турагента». Ведь если бы законодатель хотел установить такое разделение, то он бы сделал специальные замечания по этому поводу, как, например, было в период действия «туристических» терминов и п. 4.11 ст. 4 Закона об НДС (с 31 марта 2005 года по 30 июня 2005 года).