Смекни!
smekni.com

Россия в олимпийской истории (стр. 3 из 3)

*5 мая 1984 года в резиденции ЦК КПСС на Старой площади в Москве Генеральный секретарь компартии Константин Черненко подписал постановление политбюро о неучастии советской команды в летних Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе. Документ, которому предпослан гриф "Совершенно секретно", озаглавлен: "О вопросах Олимпийских игр в Лос-Анджелес (США)". Полный текст постановления из четырех пунктов такой :

Считать нецелесообразным участие советских спортсменов в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе ввиду грубого нарушения американской стороной Олимпийской хартии, отсутствие должных мер обеспечения безопасности для делегации СССР и развернутой в США антисоветской кампании.

Отделам пропаганды, внешнеполитической пропаганды, Международному отделу, Отделу ЦК КПСС совместно Спорткомитетом СССР, МИД СССР и КГБ СССР подготовить соответствующие документы Национального олимпийского комитета СССР, имея в виду опубликовать их в конце мая 1984 г. Разработать пропагандистские меры, которые позволили бы создать благоприятное для нас общественное мнение в мире и убедительно показать ответственность США за неучастие советских спортсменов в Олимпийских играх.

В доверительном порядке информировать ЦК братских партий социалистических стран о нашей позиции и высказать просьбу о ее поддержке. Провести в мае 1984 г. в г. Москве рабочую встречу представителей ЦК братских партий социалистических стран.

Положительно отнестись к предложению Спорткомитета СССР о проведении в 1984 году в социалистических странах спортивных соревнований по олимпийской программе. Внести указанный вопрос на обсуждение встречи представителей ЦК братских стран.

На заседании политбюро ЦК, на котором стоял вопрос о неучастии команды СССР в Олимпийских играх-84, присутствовали К. Черненко (председательствующий), Г. Алиев, В.Воротников, М. Горбачев, В. Гришин, А. Громыко, Г. Романов, М. Соломенцев, Н. Тихонов, Д. Устинов, П. Демичев, В.Кузнецов, Б. Пономарев, В. Чебриков, И. Капитонов, К.Русаков, Н. Рыжков.

*8 мая 1984 года НОК СССР, заседавший в зале коллегии Спорткомитета СССР на Лужнецкой набережной, принял решение не посылать олимпийцев в Лос-Анджелес. Причины, аргументы и формулировки при обсуждении отказа повторяли те, что изложены в постановлении политбюро ЦК, принятом тремя днями ранее.

В тот же день президент МОК Хуан Антонио Самаранч из Лозанны отправился в Вашингтон - на встречу с президентом США Рональдом Рейганом, чтобы получить от него официальные гарантии безопасности для олимпийцев. Из-за сильного тумана вылет самолета, на котором должен был совершить рейс через океан Самаранч, задержали в аэропорту на два часа. О том, что произошло в дальнейшем, вспоминает сам президент МОК:

"Утром 8 мая я прилетел из Европы в Нью-Йорк, где мне надо было пересесть на рейс в Вашингтон, чтобы попасть на встречу с президентом США. В нью-йоркском аэропорту мне сообщили: поступила информация, будто в Москве экстренно созван пленум НОК. Я сразу понял, что должно произойти. И ... действительно. Через час в Вашингтоне меня уже ожидало официальное подтверждение наихудших опасений. Президент США тоже был расстроен. И неожиданно предложил: " Давайте я лично приглашу Черненко вместе со мной возглавить церемонию открытия Игр в Лос-Анджелесе". Отвечаю: "Отличная идея. Если вы напишете такое послание, я готов сразу вылететь в Москву, чтобы передать Ваше приглашение советскому руководителю ." В этот момент нас перебил кто-то из американцев, присутствовавших на беседе. "Дело это весьма деликатное, господа президент, - сказал он, обращаясь к Рейгану. - И прежде, чек принять решение, неплохо бы посоветоваться с госсекретарем", Потом мы говорили на другие темы. А когда стали прощаться, я напомнил Рейгану о возможном письме Черненко. Увы, последовал лишь дипломатичный ответ".

Два дня спустя Самаранч прилетел в Москву. Он надеялся на встречу с первым лицом государства, чтобы разъяснить ошибочность принятого решения. Свои доводы он был вынужден излагать заместителю председателя Совета Министров СССР который в правительстве курировал вопросы связи. К советскому бойкоту Олимпиады в Лос-Анджелесе примкнули Афганистан, Болгария, Куба, Чехословакия, Эфиопия ГДР, Венгрия, КНДР, Лаос, Монголия, Польша, Верхняя Вольта, Вьетнам, ДР Йемен.