Другая проблема, актуальная для всех без исключения малых отелей в стране: большинство пожарных и санитарных норм, а также ГОСТы и СНиПы, описывающие требования как к жилым помещениям, так и к гостиницам, не менялись с советских времен и совершенно не соответствуют нынешним условиям. Даже оформленная по всем правилам заявка на перепланировку может быть отвергнута чиновниками только потому, что по нормативам в жилом помещении не должно быть больше двух туалетных комнат. Тем временем, согласно нормам СЭС, если нет сертификата соответствия, в жилом фонде категорически запрещается кормить постояльцев и уж тем более без лицензии продавать спиртные. Вот почему до 15% малых отелей в Санкт-Петербурге вообще не зарегистрировано — фактически бизнесмены работают нелегально.
Решение проблемы:
Все зависит от властей Санкт-Петербурга, нужно упростить процедуру перевода помещений в нежилой фонд, а при согласовании перепланировок заменить часть запретительных мер на условие обязательного страхования, что позволит стимулировать легализацию бизнеса, а заодно привлечет внимание банков и страховых компаний к этому сектору рынка. Кроме того, не нужно препятствовать тем мини-отелям, которые сохраняют свой номерной фонд в жилом фонде, если предприятия легализованы. Ведь существует вполне прозрачная схема, выгодная с точки зрения поступления налогов в бюджет: ИЧП сдает помещения в аренду и платит налоги, а ООО набирает персонал и также платит налоги. Такой подход устраивает налоговиков, пожарных и многие другие проверяющие органы. Всех, кроме СЭС! Нужно изменить устаревшие федеральные правила и разработать городские стандарты для малых отелей, городские правила СЭС. Наряду с этим мини-отели квартирного типа выгодны для города еще и потому, что могут стать базой для создания ТСЖ, своего рода системообразующими предприятиями. Наконец, это существенное подспорье в процессе расселения коммуналок — мини-отели вполне можно включить и в эту программу.
Участники рынка годами призывают власти обособить свод документов, регулирующих гостиничную отрасль, и адаптировать их с учетом особенностей функционирования малых отелей, привести в порядок противоречащие друг другу нормативы и принять, наконец, единый федеральный закон.
Но — увы, вопросы, связанные с регулированием сектора малых отелей, на региональном уровне не решить, а федеральным чиновникам эта тема не интересна.
Отсутствие конструктивного (деструктивного — хватает) внимания государства к рынку малых отелей было бы оправданным, если бы гостиничная инфраструктура в стране была насыщена и отлажена. Однако даже относительно благополучному Санкт-Петербургу для того, чтобы войти в пятерку туристических центров Европы, требуется вдвое увеличить номерной фонд — на 18 тысяч мест.
3.2 Решение проблемы снижения потока туристов в несезон
Не для кого не секрет, что другой проблемой въездного туризма в Санкт-Петербурге является «узкий» туристический сезон (всего несколько месяцев в году в период «Белых ночей»), которая, во-первых, мешает развитию туристской инфраструктуры города и, во-вторых – инвестиционному процессу. Бренд «Белые ночи», продвигавшийся в советские времена, прочно закрепился в путеводителях и сознании зарубежного туриста. Но Петербург – не пляжный курорт, где жизнь бьет ключом лишь летом, а крупный европейский центр всесезонного туризма. Культурная жизнь: концерты, выставки, интересные мероприятия – проходят, в основном, осенью, зимой и в весеннее время. 100–200 лет назад гости приезжали в Санкт-Петербург специально на Петербургские зимние сезоны.
Вообще, задачи по продвижению города в зимний сезон призвана решать общегородская программа «Белые дни» – зимняя альтернатива популярным «Белым ночам» с ноября по март. Положительная динамика в продвижении этого бренда налицо – за три года количество туристов-индивидуалов, приезжающих на мероприятия «Белых дней» возросло на четверть, а загрузка петербургских отелей с 30 % – до 50%.
Однако, повторюсь, сегодня цена тура для организованных туристов в Петербург примерно в 1,5 раза выше тура в Европу, и это – главная причина спада турпотока. Поток же неорганизованных индивидуальных туристов сдерживает рост цен на проживание в гостиницах Санкт-Петербурга, сопутствующие услуги (авиаперелет, экскурсионный транспорт, музеи, питание и т. д.). В результате чего в общая стоимость тура в Россию превышает предел покупательского спроса в Европе.
Решение проблемы.
Я предлагаю начать широкое продвижение бренда Санкт-Петербург «Белые
дни –2» для неорганизованных индивидуальных туристов. Как правило, они экономнее, чем организованные группы и отельным инвесторам стоит ориентироваться и на эту группу, так по крайней мере полагают некоторые эксперты.
Бренд Петербурга – это известные люди, как живые, так и умершие, но в том-то и хитрость, что рядовых туристов к ним не подпустят. Обычные горожане в создании бренда не участвуют, хотя могли бы. В Англии, в Америке популярно размещение туристов в семьях. Для наших пенсионеров, студентов, домохозяек, которые порой представляют собой настоящий тип homo over educated – это была бы счастливая находка. Под этим термином я подразумеваю чрезмерно образованных людей – и эти качества можно обратить на пользу себе и окружающим. Если старушки, студенты, не работающие преподаватели, знающие английский, русскую литературу и историю города, будут принимать у себя туристов: таких же старушек, бывших учителей, студентов или семью, только из Европы, – и те и другие обретут приятных собеседников. Вот такие люди, которые будут расширять свой кругозор не просто так, а с учетом туристов, могут стать брендом «Белые дни-2».
Бренд Петербурга неразрывно связан с его историей. Какую целевую группу индивидуальных иностранных туристов не возьмешь для изучения – им интересен не город сам по себе, а то, что в нем происходило. К примеру, даже в Европе знают, что Петербург – колыбель революции, знают бренд «Бандитский Петербург», что не делает нашему городу хорошей рекламы. Или взять советский авангард – единственное, кроме иконописи, живописное направление, популярное на Западе. Там с ума сходят от Малевича и Филонова, а они творили именно в Петербурге. Ну и что с того, что советский период, который у нас пытаются как бы отменить. Петербург уникален тем, что он может торговать периодами: отдельно – барокко, отдельно – классицизмом, отдельно – блистательным 1913 годом. Если провести широкую рекламную акцию в городских СМИ, можно собрать широкую адресную базу семей готовых принять у себя иностранных туристов, обеспечить им питание и знакомство с городом. Этим проектом уже заинтересовались несколько консалтинговых агентств, в частности агентства недвижимости «Новый свет» и «Реал».
3.3 Решение проблемы недостатка объектов туристской инфраструктуры
Одной из острых проблем туристской инфраструктуры я считаю нехватку общественных уборных на улицах северной столицы! Этот недостаток туристкой инфраструктуры берет свое начало с 90-х годов. В то время многие туалеты были приватизированы и профиль этих заведений сменился. Так, после «эпохи приватизации» в центральных районах города из 38 стационарных туалетов не осталось ни одного, работающего по назначению. Тогда нехватку мест для справления естественных нужд жителей и гостей города стали решать непрезентабельными клозетами – синими кабинками биотуалетов. Неудобство их заключается не только в их неэстетичном виде, но и в малой емкости, через 4–5 часов кабинка вырабатывает свой ресурс и ее приходится закрывать.
На празднование 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 году город обзавелся своим ноу-хау – передвижными санитарно-гигиеническими комплексами, рассчитанными на обслуживание 17 человек одновременно. Также появились модульные туалеты полустационарного типа. Данный объект стоит на фундаменте и подключен к электричеству, водопроводу и канализации, и его легко разобрать и поставить на другом месте. Но все функционирующие тогда объекты не смогли справиться с нагрузкой в сотни тысяч туристов. Таким образом, от нехватки уборных больше всего пострадали исторические памятники, знаменитые питерские дворы-колодцы.