Смекни!
smekni.com

Современные методы и формы оздоровительной физической культуры г. Горловка (стр. 2 из 12)

1.3. Спортивные игры

Во всех видах спорта, о которых шла речь раньше, есть совершенно определенные, жестко фиксированные движения. В плавании - это тот или иной стиль, в легкой атлетике - двигательный навык. А вот в спортивных играх таких обязательных движений нет. Спортсмен под руководством тренера осваивает множество упражнений, но принят он их по-своему, творчески руководствуясь меняющей обстановкой спортивной борьбы. Это имеет существенное значение для формирования телосложения, той особой красоты, которая свойственна спортсменам-игровикам.

Спортивные игры способствуют разностороннему развитию спортсмена. Это - главная особенность их влияния на организм.

Сильные, выносливее, быстрые в своих реакциях, спортсмены - игровики имеют прекрасную координацию, хорошо развитую способность ориентироваться в окружающей обстановке, самообладание. А вот рост, физическое развитие и телосложение у них могут быть разными в зависимости от вида спорта. Волейбол, футбол, баскетбол - наиболее распространённые виды спорта в Горловке. [8]

1.4. Тяжёлая атлетика и борьба

К борьбе относятся несколько видов спорта: классическая и вольная борьба, дзюдо, самбо и каратэ. Борцам свойственно ярко выраженное атлетическое телосложение - мощная фигура с хорошо развитой массивной мускулатурой и широкой грудной клеткой. В отличие от видов спорта с определенными повторяющимися движениями (например, все виды плавания, легкой атлетики и др.), борьба не имеет таких постоянных движений. Именно поэтому занятия борьбой не формируют определенного типа телосложения. Однако всем борцам свойственны большие поперечные размеры тела (окружностей грудной клетки, шеи, рук и ног) и относительно короткие ноги. Тяжелоатлеты же (штангисты) - это развитые спортсмены. Традиционное представление о типичном тяжелоатлете как о грузном, массивном спортсмене неверно. Некоторые тренеры считают, что даже не сила, а ловкость, отличная координация более важны. Сами же тренировочные занятия не формируют грузную фигуру. Не приводят к избыточному весу, а наоборот, делают спортсмена гармонически развитым, пропорционально сложенным. [12]

1.5. Преимущества шейпинга и аэробики над современными методами оздоровительной физической культуры

Каждый из видов спорта преобразует тело человека, однако ни один из них в такой мере не позволяет целенаправленно развивать определённые части фигуры как это удаётся шейпингу и аэробике. Именно при помощи специального комплекса упражнений мы можем буквально «вылепить» свое тело, придать ему желаемую форму и пропорции. Поразительно высокие преобразованные возможности шейпинга и аэробики связаны с главной целью этих видов спорта выявить беспредельное богатство двигательных способностей человека, причем не в каком то «заданном» виде движении (как, например, в беге и других видах легкой атлетики), а возможных вообще, вытекающихиз физического устройства тела человека. Благодаря такой их нацеленности, которая существенно отличает их от легкой атлетики, где есть внешняя двигательная задача, и тем более от спортивных игр, где важен внешний результат (число заброшенных в ворота мячей и др.), они занимают совершенно особое положение в формировании физической красоты человека.

Раздел 2 История развития аэробики и шейпинга как форм и методов физической культуры

2.1. Исторические аспекты становления аэробики

Своими истоками ритмическая гимнастика уходит в далекое прошлое. Так, одна из разновидностей греческой гимнастики - орхестика была предшественницей всех ритмических, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.

Во второй половине XIX века французский физиолог Жорж Демени создал своеобразную систему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений.

Родоначальником направления, объединявшего колоритность и ритм движения, был оперный певец Франсуа Дельсарт. В 1833 году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система его упражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального состояния человека с телодвижениями. Профессор женевской консерватории Жан Далькроз создал в конце XIX века гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Уже первые занятия по его системе вызвали восторг публики и способствовали популярности ритмической гимнастики о многих странах.

Один из основных принципов системы Далькроза – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительность пластического движения. Его уроки давали очень большую физическую нагрузку на организм занимающихся, поскольку постоянная работа ног, выполнявших всевозможные виды ходьбы и бега, сочеталась с разнообразными движениями тела. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма. Хорошо усвоенный ритм сочетался в дальнейшем с пластическими упражнениями.

Системы Демени, Дальсарта и Далькроза имели большое число последователей, которые модифицировали и дополняли их в соответствии со своими взглядами. Особую известность среди них приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла выразительный смысл человеческой походки, бега, легкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан прониклась античным культом тела. Ее выступления отличались характерной для века динамикой.

Различные ритмопластические системы движений имели большую популярность в России. Так, в 1910 году в Петербурге открылись курсы ритмической гимнастики по системе Ж. Далькроза.50 выпускниц курсов преподавали потом ритмику в женских пансионах, музыкальных училищах. Отсюда получили развитие разные школы художественной гимнастики.

Возникшие в России студии пластики, свободного танца, ритмики и таким образам разными путями стремились к гармоническому развитию человека, его физической красоте, духовному обогащению.

Одним из этих студий, а именно ''Московские классы пластики'', закончила Л.Н. Алексеева, создательница системы гармонической гимнастики. Ее первая студия так и называлась ''Студия гармонической гимнастики и танца''.

Главное в Алексеевской гимнастике – подбор упражнений, гармонически развивающих тело: естественность движений; особая обработка гимнастического материала. Даже самые простые гимнастические упражнения оформлялись как маленькие ''этюды движений'' со своей гимнастической и эмоциональной задачей.

Первый опыт занятий ритмической гимнастикой в СССР относится к 20-м годам. В обращении Государственной комиссии по просвещению (16 апреля 1918 года), опубликованном в Известиях Всероссийского Центрального исполнительного комитета, указывалось, в частности, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших факторов физического развития детей.

В 1923 года по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского была организована студия пластического движения, руководимая З.Д. Вербовой, где готовили преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов. В программу обучения входили политграмота, анатомия, биомеханика, ритмическая гимнастика и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластика, акробатика, элементы классического и историко-бытового танца, композиция и составление произвольных упражнений.

В 40-х годах при разработке курса ритмики в Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры (ГЦОЛИФК) проводились занятия экспериментальных групп, программа которых являлась прообразом современной ритмической гимнастике.

Сейчас за рубежом очень популярна система гимнастики американской киноактрисы Джейн Фонды. Она разработала систему упражнений для женщин, которую называют по-разному: акробатические танцы, музыкальна аэробика, женская ритмическая гимнастика. Занимаясь дома физическими упражнениями для поддержания формы, Дж. Фонда попробовала соединить движение с музыкой. По ее выражению, ничего нового она не придумала. Те же наклоны, взмахи руками и ногами, бег, выжимание и т.д., но объединенные общими музыкальными ритмами. В отличие от обычной утренней гимнастики занятия более интенсивные и продолжительны. Для системы ее упражнений характерны движения на растягивания.

Как видим, аэробика не возникла вдруг, а объединяет в себе элементы ранее существовавших систем физического воспитания. Естественно, на новом, современном уровне здоровья [16, c.5-8].

2.2. Возникновение шейпинга

Слово шейпинг кажется иностранным. На самом деле все совсем не так.

Появившись в разговорном языке в 1987 году, слово "шейпинг" обозначало новый "способ тренировки, направленной на изменение состава тела человека". Результаты научных исследований, проведенных группой ученых и специалистов России под руководством Прохорцева Ильи Викторовича, получив положительное заключение. Первого Московского медицинского института им. Сеченова и Государственного Патентного ведомства СССР, подтвердили право шейпинга считаться изобретением в области физической культуры и вместе с этим законное право на его существование. Родиной шейпинга по праву считается г. Санкт - Петербург РФ.