3. Архитектурный облик Петербурга как турресурс
Величественный облик Санкт-Петербурга определяют архитектурные ансамбли, строгие прямые улицы, просторные площади, сады и парки, реки и многочисленные каналы, набережные, мосты, узорчатые ограды, монументальные и декоративные скульптуры.
Архитектурные ансамбли XVIII — XIX веков: Петропавловская крепость, Александро-Невская лавра, Смольный институт, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Невский проспект, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, площадь Декабристов с памятником Петру I (открыт в 1782), улица Зодчего Росси и площадь Островского, площадь Искусств.
Ряд новых строительных проектов, лоббируемых городской администрацией и земельными спекулянтами (например, «Охта-центр», ранее носил название «Газпром-сити»), реконструкции существующих архитектурных комплексов («Новая Голландия»), нарастающий объём сноса зданий фоновой застройки центра (в том числе и выявленных памятников истории и архитектуры) и появление в центре новых зданий, разрывающих ансамбли и искажающих виды, вызывают возражения у общественности и профессиональных организаций. Всё чаще звучат мнения, что такие действия могут разрушить уникальную городскую среду петербургского центра. Эти явления вызывают также озабоченность Всемирного фонда охраны памятников и UNESCO
Одна из достопримечательностей Петербурга — фонтаны. Наиболее знаменитый из них — фонтанный комплекс Петергофа. В 2005 году открылся новый водный ансамбль на площади Ленина. Летом 2006 года был открыт фонтан непосредственно в акватории Невы, недалеко от стрелки Васильевского острова[45]. Новые фонтаны появились на Московской площади, в Южно-Приморском парке и в других местах города.
В 1950 — 80-х гг. выстроены новые жилые районы, административные и общественные здания, создан мемориальный комплекс на Пискарёвском кладбище (1960).
5. Традиционная культура народов Приамурья как турресурс
На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. По лингвистическому признаку нивхов условно относят к палеоазиатам, остальные народы — к тунгусо-маньчжурам.
Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство.
Основу мировоззрения аборигенов Приамурья составляют древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.
Яркий и наиболее традиционный пласт культуры аборигенов составляет высокоразвитое, богатое различными видами и формами декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с народным бытом и обрядностью. Украшенная вышивкой праздничная и повседневная одежда из рыбьей и оленьей кожи, различные по назначению изделия из бересты, тальника, дерева, кости, текстильные и меховые ковры, культовая скульптура — все эти направления составляют многообразие народного искусства Приамурья. Вершиной коллективного творчества аборигенов является орнамент. Совмещая эстетическую и защитную функции, орнамент в концентрированном виде воплотил народные представления о мире и человеке.
В наше время особое значение приобрело понятие «экология культуры». Бережное отношение к истокам, сохранение ценных культурных традиций — это забота о настоящем и будущем не только малочисленных народов, но и человечества в целом.
8. Арабо-мусульманская культура в памятниках архитектуры
Излюбленными мотивами архитектурного декора стали арки самой прихотливой формы - полуциркульная, стрельчатая, подковообразная, многолопастная; «сталактиты» (от греч. - капающий) - декоративные элементы сводов, напоминающие известковые образования в пещерах; глазурованные изразцы аз-зулай звездчатой шестиугольной формы красного, голубого, желтого, зеленого цветов, которыми выкладывали полы и стены на одну треть высоты для прохлады и гигиены.
Орнамент, эта «музыка для глаз», в известной степени компенсировал отсутствие живописи и скульптуры в изобразительном искусстве арабского Востока. Сложившиеся орнаменты были трех типов. Opнaмeнт из стилизованных растений с вплетением в него изображений фантастических существ стали называть арабеской. Узор возникал благодаря многократному повторению одного мотива и так плотно заполнял поверхность, что фон практически исключался. Таким рельефным орнаментом покрывали плоскости потолков, тимпанов и софитов арок, цветочные чашечки капителей.
Линейно-геометрический орнамент - гирих представлял собою сложное переплетение многоугольников и многолучевых звезд. Он использовался при украшении глазурованных фаянсовых плит.
Самым арабским считается эпиграфический орнамент. который состоял из надписей, органично включенных в декоративный узор.
Особенности архитектуры арабского Востока были связаны с природно-климатическими условиями: однообразна плоскость песчаной пустыни и синий безоблачный купол неба вызвали пристрастие к простым геометрическим формам-кубу, сфере, цилиндру, как бы воспроизводящим окруж. мир. Жарким климатом объясняется наличие так называемой скрытой архитектуры, при которой массивные стены с дозорными башнями скрывали либо прихотливые дворцовые помещения, располож. вокруг открытых дворов с водоемами, фонтанами и цветниками, либо внутренний двор с водоемом и крытыми террасами в мечетях.
По принципу «скрытой архитектуры» построены все известные дворцы восточных правителей.
Дворец Мшатта представлял собой симметрично расположенные помещения, композиционно объединенные обширным квадратным двором и обнесенные стеной. Резиденция Аббасидов в Багдаде была оригинального круглого плана с двойным кольцом стен, между которыми располагались жилые кварталы
1. История гостиничного бизнеса
в Древней Греции и Древнем Риме существовали таверны и хоспитеумы, в которых путешественникам и торговцам предоставлялись ночлег и, за отдельную плату, питание. Древнеримские и древнегреческие гостиницы располагались, как правило, на въезде в большие города, и уже тогда классифицировались по уровню комфорта и предоставляемым услугам. Есть упоминание о гостиницах и в Евангелие. В средневековой Европе роль гостиниц выполняли монастыри, где путешественникам-христианам предлагались кров и двухдневный бесплатный пансион. Что интересно, в это же время на Востоке в караван-сараях этот период составлял три дня. Более того, в караван-сараях малоимущим постояльцам независимо от национальности и вероисповедания бесплатно выдавалась пара обуви.
По большому счету, гостиничный бизнес как таковой начал развиваться лишь в эпоху крестовых походов, когда в путь отправлялись не только воины-крестоносцы, но и многочисленные паломники. В это время в Северной Италии появились первые постоялые дворы, которые и стали прототипами современных гостиниц.
Новый виток развития гостиничного дела связан с возникновением регулярной почтовой связи. Для осуществления бесперебойной доставки корреспонденции вдоль почтовых трасс в Европе строились так называемые дилижансы (в России – ямы), где можно было сменить карету и лошадей, а также при необходимости остановиться на ночлег. Весьма аскетичные условия быта (в некоторых заведениях, к примеру, разрешалось укладывать в одну кровать до пяти человек) компенсировались за счет разнообразных увеселений вроде петушиных боев или азартных игр.
Более-менее современный вид гостиницы начали приобретать в XVIII веке, когда появились первые большие дома, каждая из квартир в которых сдавалась внаем на определенное время (от одного дня до нескольких месяцев). В Европе такие дома назывались отелями, что незамедлительно переняли и вездесущие американцы, перекрестив в отели свои таверны. По мнению владельцев таверн, новое название должно было придать заведению респектабельности и привлечь постояльцев.
Настоящий гостиничный бум во всем мире наблюдается во второй половине XIX века, когда среди обеспеченных слоев населения распространяется мода на путешествия. Именно тогда, благодаря усилиям Сатлера (в Америке) и Ритца (в Европе) гостиницы приобретают лоск, стиль и шарм, которым стремится подражать весь мир. Это время появления роскошных пятизвезодчных отелей. В России конец XIX – начало XX века также отмечен строительством гостиниц, рассчитанных на весьма обеспеченных людей. В это время были построены московские гостиницы «Метрополь» и «Националь» и питерская «Европа».
В 20-х годах XX века мир стал свидетелем появления мотелей, рассчитанных на размещение не только постояльца, но и его автомобиля. Впрочем, некоторые утверждают, что мотель – это усовершенствованный дилижанс: там тоже можно было «припарковать» свой экипаж и провести ночь.
Конец XX – начало XXI веков отметились дальнейшим усовершенствованием гостиниц. И дело не только во внедрении всевозможных электронных и бытовых новшеств. Появляются новые виды гостиниц: гостиницы-капсулы, гостиницы-бочки, гостиницы-гробы, подводные и ледяные гостиницы и многие другие виды, направленные на удовлетворение потребностей в экзотическом виде отдыха.
2. Структура гостиничного рынка России
Общий объем гостиничного рынка в России оценивается в $1,7 – 2 млрд, темпы роста оцениваются на уровне от 10 до 25% в год, число гостиниц на начало 2006 года составляло 4,5 тыс., совокупный номерной фонд насчитывает 410 тысяч мест.
Среднегодовая загрузка отелей в регионах на сегодняшний день составляет 50-60%, заполняемость отелей Москвы составляет, по разным оценкам, 70-80%.
Во многих регионах продолжает ощущаться непропорциональность сегментов рынка, а именно небольшая доля отелей среднего, по мировым стандартам, уровня.