Смекни!
smekni.com

Спорт в новейшее время (стр. 2 из 3)

Влияние арнольдизма, сыгравшего решающую роль в создании организационного, эстетического и этического фундамента современного общественного спорта, помимо английских колоний распространялось и на молодежь США. Бенджамин Франклин составил спой проект реформы школ в Пенсильвании (1843), опираясь на идеи Томаса Арнольда.

Основы современного бейсбола полковник Эбрнер Даблдей разработал в штатах Новой Англии (США) на базе одной из английских разновидностей меты — таунболла. Однако популяризатор, "отец" современного бейсбола АлександерДжой Картрайт в 1845 г. в Нью-Йорке создал бейсбольный клуб "Никербокер" почти из одних студентов, который с 1846 г. уже регулярно участвовал в матчах с другими университетскими командами. Регата 1852 г. с участием Гарварда и Йеля положила начало межуниверситетским гребным соревнованиям. В 60-х годах XIX века укоренилась и специфическая разновидность регби, "американский футбол".


4. Структурные изменения физической культуры

Период национального объединения Германии (1850—1870), означавший крупный поворот в истории Европы, совпал с порой расцвета немецкой гимнастики. Понятно, что значительная часть историков и военных теоретиков того времени связывала скорые победы Пруссии над Данией, Австрией и Францией с широким распространением гимнастического движения в Германии. Эта преувеличенная, односторонняя оценка сыграла немалую роль в умножении по всей Европе числа гимнастических обществ, придерживающихся концепций Яна. Они укоренились даже за пределами континента — в США, Японии и Австралии. Гимнастика доминировала не только в школьном физвоспитании, но и в спортивных обществах.

4.1 Кризис систем гимнастики

В этот же период, однако, происходили существенные изменения и в экономическом укладе общества. Основанный на свободной конкуренции капитализм вступил в монополистическую стадию. Его потребности в области физической культуры все в меньшей мере были способны удовлетворять "системы гимнастики". Начались выступления против гимнастики. Герберт Спенсер (1820—1903), Анджело Моссо (1846—1910), П. Ф. Лесгафт (1837—1909), Жорж Демсни (1850—1917) и другие стали подвергать критике однобокий характер основанных на гимнастике систем физического воспитания, исходя из данных педагогики, биологии, социологии и теории игр. Однако никто из них не замечал, что проявляющиеся в физическом воспитании учащихся, военнослужащих и членов спортобществ противоречия вызваны не "вырождением направлений в гимнастике", а новыми потребностями в сфере физической культуры:

1. Сам по себе материал гимнастических упражнений все менее отвечал изменившимся двигательным потребностям, связанным с трудовыми процессами и боевой подготовкой. Организация труда в условиях машинной индустрии, технология производства, обслуживание усложняющегося машинного парка требовали формирования человеческого типа, располагающего разносторонними физическими способностями, ловкого, находчивого, с быстрыми и уверенными движениями. Наряду с изменением темпа и интенсивности труда, повышением физических усилий возникла потребность и в высокой точности и ловкости, быстроте реакции и соревновательности. Со своей стороны тактика боя, основанная на совершенствовании видов оружия, требовала гораздо большей маневренности, чем войны предшествующих времен.

2. Застывший порядок гимнастических замечаний, педантичные нормы, принятые в спортобществах, все меньше удовлетворяли эмоциональные потребности нового образа жизни в досуге и развлечении. Они не давали также возможности непосредственно сравнивать достижения в физической культуре. Хотя в подготовительных упражнениях в спортивных союзах и танцевальных школах были представлены отдельные элементы гимнастики подобно тому, как на гимнастических праздниках некоторые виды атлетики и игр, исходные побудительные мотивы этих двух течений были разными.

3. Практика гимнастических занятий в школе не могла приспособиться к требованиям, выдвинутым передовыми представителями педагогики*

Под воздействием изменившихся условий распались рамки гимнастического движения, ставившего перед собой цель объединить все отрасли физкультуры. Гимнастика — в качестве одной из отраслей физической культуры — приспособилась к требованиям начала XX столетия. Ее разновидности: общая спортивная, художественная и лечебная гимнастика — стали неотъемлемой частью физической культуры нашего времени.


4.2 Формирование современного соревновательного спорта

Наряду с упомянутыми факторами претерпели изменения и эмоциональные потребности буржуазии, вышедшей на решающие позиции в государственных органах и спортивных обществах.

Спорт "джентльменов", основанный на узконациональном практицизме, как и гимнастическое движение, противящееся международному сопоставлению достигнутых показателей, она начала воспринимать как однобокие. Новый ритм жизни нуждался в более игровых и более сложных движениях и впечатлениях. Современный общественный спорт как синтез движений в большей мере удовлетворял запросы людей в отношении физической культуры, чем расчлененный, изолированный двигательный материал гимнастики. Не случайно наряду с движением в поддержку физкультурных игр дорогу современному спорту проложили соревнования конькобежцев велосипедистов.

По примеру Англии и США в руководящих кругах других развитых "дран также стали признавать, что современный спорт — это не только развлечение, но и занятие, полезное и в других отношениях. Росло число работ, в которых врачи подчеркивали роль спорта для здоровья. Ученые напоминали древнее жизненное правило Ювенала: "В здоровом теле — здоровый дух". Военные проявляли заинтересованность в спортивной подготовке молодежи. Историки доказывали, что значительная часть потерь в наполеоновских войнах приходилась на долю утонувших. На базе австрийского опыта повсеместно началось обучение новобранцев плаванию. По примеру первых исследователей неизведанных мест и искателей сокровищ объединялись альпинисты и любители красот природы — туристы. Творцы теории игр, несмотря на известные принципиальные ошибки, с многих точек зрения доказали, что подвижные игры незаменимы в жизни подрастающего поколения.

Организационные формы и соревнования образовали в спорте столь широкие рамки, в которые вмещались почти все и вся. Неслучайны заявления современников, что "иное общество похоже на объединение членов господского казино, языческого храма и обуреваемых страстями искателей приключений, скатившихся на дно". "Приверженность добродетели уживается здесь с оргией, вера — с безбожием, патриотизм — с космополитизмом". В их неразличимых для стороннего наблюдателя кругах "всякий найдет то, что ищет". На деле речь идет о том, что эта новая область общественной деятельности еще не нашла своего места ни в надстроечных структурах, ни в системе обычаев и этических норм.


5. Возникновение внешкольных физкультурных организаций и рекреационных движений

Спортивная публицистика, касаясь истории рекреации, объясняет ее возникновение стремлением городского жителя удовлетворить свою естественную потребность в движении, а ее истоки находит в мире городов-государств древнего мира. Однако абстрактная постановка вопроса о потребности двигаться не может дать исторически верную трактовку проблемы использования свободного времени, становившейся все более актуальной во второй половине XIX века, а с другой стороны, вопроса о стремлении к компенсации физической деформации, вызывавшейся однообразными трудовыми операциями и сидячим образом жизни, и поэтому позволяет лишь узко толковать причины возникновения рекреационной деятельности. В то же время внешкольная физкультура и рекреация, носившие характер "массовой культуры") созданной в условиях капиталистической урбанизации, с точки зрения их общественной роли и характера, совершенно непохожи на аналогичные явления, наблюдавшиеся в крупных городах в период, который предшествовал эпохе машинной индустрии (Древний Рим и Александрия, средневековые Дели, Пекин и Нанкин).

Ритм жизни массы рабочих в промышленных центрах XIX века диктовался темпом машинного труда, а мелких торговцев и владельцев небольших предприятий — безжалостной конкурентной борьбой. В течение шести дней недели они проводили ежедневно около одиннадцати часов у станка, в конторах или за прилавком. Утомительный механизм автоматизированной производственной деятельности сменялся апатией воскресных и праздничных дней. Быстрая, бесплановая и стихийная урбанизация вела к возникновению перенаселенных, почерневших от копоти жилых кварталов, узких, лишенных солнечного света улиц. Сады и парки, находившиеся в частной собственности) были обнесены оградой, из-за скачкообразного роста цен на землю школы и общественные организации лишились площадок для игр, не только вклинившихся в кварталы похожих на казармы домов, но и находившихся в центре городов. Пространство для движения подавляющего большинства пришельцев из деревень и небольших городов, оставивших там вместе с разоренными мастерскими и хозяйствами традиции народных игр и состязаний, сузилось до улочек, ограниченных открытыми водосточными канавами, до пыльных дворов. Подобная обстановка невольно пробуждала тоску по простору, воздуху и солнечному свету, что нашло свое выражение в романтизировании природы на рубеже XIX и XX веков. Это в значительной части инстинктивное стремление составляло, однако, лишь одну сторону рекреационной деятельности. С другой стороны, она была связана с образом жизни значительно разросшихся в количественном отношении более зажиточных слоев буржуазии, которые поняли значение спорта и различных игр для здоровья либо стремились подражать привычкам городской аристократии. Они не хотели связывать себя участием в соревнованиях по какому-либо отдельному виду спорта) но и игра на скачках, а также роль пассивных болельщиков не удовлетворяли их.