Смекни!
smekni.com

Схема автобусного маршрута и контрольного текста светской экскурсии "Екатеринбург-Православный" (стр. 4 из 15)

Всего с 1917 по 1938 гг. из 26 архиереев всех трех направлений, назначавшихся в разные годы на кафедры в Екатеринбурге, все прошли через тюрьмы и лагеря; 15 иерархов были расстреляны. После 1937 года на Урале не осталось ни одной епархии и ни одного епископа. Да и во всей России к 1941 году оставалось не более 10 митрополитов и епископов всех направлений, доживавших в Москве, и не более 100 действующих церквей. [4]. В Свердловской епархии к 1 января 1937 г. имелось не менее 130 действующих церквей. Все решения местных органов по закрытию церквей стекались в областную культовую комиссию. В 1936 г. был создан так называемый «духовный совет» из представителей церковников обновленческой и тихоновской ориентации в составе 20 человек. С организацией «духовного центра» повстанческая деятельность еще более активизировалась. Общее количество арестованных участников церковного повстанческого подполья достигает 1700 человек. Руководители церковного подполья были тесно связаны с иностранными разведками и проводили активную шпионско-диверсионную деятельность. Все архиереи были арестованы. Одновременно по всему Уралу прокатилась волна арестов духовенства и активных членов церковных общин. К концу 1937 г. в Свердловске было арестовано 34 священнослужителя. К концу 1938 г. массовые репрессии прекратились. После 1938 г. на Урале не осталось ни одного епископа. В 1937-1938 годах в Свердловской епархии было закрыто не менее 53 церквей. Поводом для закрытия чаще всего служил арест священника ил и одного из членов приходского совета. Использовались и иные средства. Одним из них было обложение религиозных общин непосильными налогами. Практиковались закрытия молитвенных зданий ввиду непригодности. Однако центральные органы власти не всегда соглашались с решением местных органов. Несмотря на смутное время, находились приходы, которые сохраняли в незыблемости не только богослужения, но и колокольный звон. Во всей Свердловской области к началу Великой Отечественной войны действовало 20 церквей - 18 храмов и 2 молитвенных дома. Оставалось не более 20 зарегистрированных священнослужителя. Церковные общины, обремененные постоянными нападками властей, старались сохранить богослужения. Большинство районных центров вообще не имело действующих церквей. В лучшем положении находились обновленцы. Справедливости ради, надо сказать, что имелось около 10 церквей, не закрытых юридически, но фактически бездействующих из-за отсутствия духовенства. В Екатеринбурге к началу войны незакрытой оставалась лишь Иоанно-Предтеченская церковь, но и в ней последний священник Николай Адриановский из-за непосильных налогов вынужден был в 1939-1940 гг. на 1 год оставить службу и уйти работать на фабрику. Церковь стояла перед неизбежным концом. С начала войны отношение государства к церкви изменилось. Главным аргументом послужили политические мотивы - боязнь лишиться поддержки в войне западных держав. В 1922 г. в церкви было проведено изъятие церковных ценностей. Всего было изъято 40 пуд. 45 ф. серебра и 234 драгоценных камней. После раскола церкви Максимилиановская церковь была передана властями обновленцам, после чего община при ней сократилась до 123 человек. В 1928 году после того, как под предлогом «ветхости» был закрыт и снесён Свято-Духовской храм, часть его имущества была передана в Максимилиановскую церковь, которая после этого именовалась «Златоустовской». При закрытии Свято-Духовского храма власти сначала дали обещание освободить подвалы Максимилиановской церкви, чтобы перенести туда часть имущества из сносимого храма. Но обещание ими естественно выполнено не было. В том же году власти заставили снять с церкви колокола под предлогом того, что из-за ветхости креплений они могут упасть жителям на головы. 17 февраля 1930 года церковь была закрыта в ходе кампании массового закрытия церквей в городе и весной того же года была взорвана. Из по лученного при её сносе кирпича было выстроено здание Дома обороны. А на месте, где она стояла, образовался небольшой сквер, в котором на месте алтаря церкви встала скульптурная группа, изображавшая сидящих рядом Сталина и Ленина в Горках, которых убрали в 1956 г. А позднее на этом месте была сооружена громоздкая статуя И. Малышева. В 1988 г. страна торжественно отметила празднование тысячелетия крещения Руси. Этот год стал переломным в государственно-церковных отношениях. Был принят новый устав об управлении Русской Православной Церкви. В ее деятельности возникли положительные изменения. В частности, настоятели церквей получили возможность заниматься хозяйственно и деятельностью и возглавлять приходские советы. Перелом произошел и в сознании народа. Широко празднуемые торжества привлекли внимание большей части населения страны. Разбуженные люди потянулись в храмы. Юбилей отмечался и в Свердловской области. [4]. В стране началась массовая регистрация религиозных общин и возвращение старых храмов. Но в Свердловской области не все складывалось гладко. Учреждения, использовавшие церковные здания, оказывали отчаянное сопротивление. К 1989 г. в Свердловской епархии насчитывалось 40 приходов. Возвращено 9 церквей, построено 2 новых церкви, начато строительство Епархиального дома. В 1990 г. была возвращена Вознесенская церковь. Первой в 1990 году была возвращена церковь Всемилостивого Спаса в Елизавете. В ней в течение почти трёх лет находились мощи Св. Симеон а Верхотурского, которые были возвращены из запасников Краеведческого музея. После завершения реконструкции Верхотурского монастыря мощи были перенесены в монастырь. В том же году на месте убийства царе кой семьи был установлен крест. Сразу после его установки он стал одно и из достопримечательностей и реликвий города, местом, которое посещается каждым гостем города. Около креста регулярно проводятся молебны в Дни поминовений умерших, к нему в такие дни впервые в городе после 1930 года приходят Крестные ходы из Вознесенской церкви. В 1992 году на месте убийства царской семьи архиепископом Мелхиседеком (Лебедевым) был заложен «Храм на крови» во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших и освящена выстроенная здесь деревянная часовня во имя св. Великомученицы Елизаветы. Одноименная часовня установлена также на месте ее гибели в Алапаевске. Синодом Император Николай Александрович, Императрица Александра Феодоровна, их дети и другие погибшие с ними лица были признаны местно-чтимыми святыми. Кроме того, в 1991 году на месте снесенного Екатерининского собора был поставлен и освящён крест, к которому по вновь сложившейся традиции совершаются с этого времени Крестные ходы в День города и день памяти св. Великомученицы Екатерины.

В 1990 году после упорной борьбы с властями верующих, патриотических, демократических организаций и прогрессивной общественности верующим были возвращены Всехсвятская церковь на Михайловском кладбище и крупнейшая в городе Вознесенская церковь. В 1991 году верующие из образовавшейся общины храма Александра Невского после длившейся около месяца голодовки у здания городского Совета и горисполкома, вызвавшей приезд в город комиссии Верховного Совета СССР по вопросам религии, добились решения о поэтапном возвращении им здания собора. В 1992 году в южном приделе собора начались службы, а в 1994 году музей, разместившийся в соборе закончил передачу верующим всех помещений на первом этаже здания. В 1993 году верующим казачьей общины Екатеринбургского землячества казаков было возвращено в полуразрушенном состоянии здание Крестовоздвиженской церкви. Службы в ней начались в мае 1994 г. В 1995 году она получила статус Архиерейского подворья. Согласно новому закону разрешались благотворительная деятельность и частное обучение религии. Церковь получила право юридического лица, что давало возможность приобретать недвижимость и отстаивать свои интересы в судебном порядке. В скоре был учрежден совет по делам религии. Уполномоченные остались лишь для связи между церковными общи нами и государственными учреждениями. Переосмысление духовных ценностей вызвало у многих интерес к истории, к своим корням. Специальные службы начали открывать архивы. Шаг ом навстречу явилась передача архивно-следственных дел репрессированных священнослужителей руководству епархии. В 1991 г. на двенадцатом километре Московского тракта в районе мест захоронений жертв массовых репрессий впервые состоялось заупокойное богослужение. Здесь на лесной поляне был водружен деревянный крест. В том же году Екатеринбургу было возвращено его историческое имя. В 1993 году в городе возникло три новых общины, начавших службы в молельных домах. В районе Уралмаша в помещении кинозала бывшего Дома пионеров (быв. ДК Сталина) начались богослужения общины церкви Рождества Христова. В одном из ранее принадлежавших церкви зданий в районе прежнего Нижне-Исетска начались службы общины во имя Стефана Великопермского. В здании 2-го отделения Областной клинической психиатрической больницы начались богослужения общины Храма св. Великомученика и Целителя Пантелеймона. На территории больницы выделен о место для строительства каменного здания этой церкви и составлен ее проект.Формирование Екатеринбургской епархии продолжалось. В 2006 г. Екатеринбургской епархии было возвращено еще 38 церквей (26 в Свердловской области и 12 в Курганской). Приходы Курганской области выделились в самостоятельную епархию в 1993 г. В последующие годы число возвращаемых зданий уменьшилось, но отчасти из-за того, что к этому времени лучше сохранившиеся здания уже были возвращены. В возвращенных храмах разворачивались строительно-реставрационные работы, они требовали огромных материальных затрат. Однако трудности не останавливал и людей. Представители религиозных общин обходили дома и учреждения, каждый жертвовал что мог. Огромной ценностью для новооткрытого храма были иконы, чудом уцелевшие в безбожное время. Возвращали утварь, книги, колокола. Строительство церквей и возвращение старых не всегда проходило гладко. Так, в течение пяти лет в Екатеринбурге не удавалось начать строительство Христорождественской церкви на Уралмаше. Все храмы, возвращенные верующим после 1988 года в городе и области до марта 1994 г., были освящены архиепископом Мелхиседеком (Лебедевым), правившим Епархией с 1982 по 1994 год. С марта 1994 г. Екатеринбургскую епархию возглавил епископ Никон (Миронов). Архипастырь большое внимание сразу стал уделять восстановлению монашества. В Екатеринбурге был открыт мужской монастырь в усадьбе Спасской церкви в поселке Елизавет и восстановлен женский Ново-Тихвинский монастырь, которому до возвращения основных помещений, занятых Окружным военным госпиталем, были предоставлены первый этаж Александро-Невского собора монастыря, Александровская часовня (в дендрологическом парке) и бывший Дом отдыха «Шарташ». Девятого июля 1994 г. состоялось торжественное перенесение Тихвинской иконы Богородицы из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в возрожденную обитель. Нашлось немало желающих служить Богу. Однако не всем под силу оказалось послушание, не все смогли совмещать молитву и тяжелый физический труд.