Смекни!
smekni.com

Схема автобусного маршрута и контрольного текста светской экскурсии "Екатеринбург-Православный" (стр. 5 из 15)

На насельников ложилось тяжелое бремя строительства монашеского уклада. В 1994 г. были возвращены Преображенская церковь на Уктусе, Свято-Троицкая на Шарташе, Свято-Троицкая (Рязановская) церковь. На средства благотворителей возведена Всехсвятская церковь. Стали появляться первые молитвенные комнаты в местах лишения свободы. Значительно возросла численность духовенства епархии. Поскольку большинство священнослужителей были молодыми, неокрепшими духовно людьми, встала проблема богословского образования. Трудами епископа и решением Синода были открыты Екатеринбургские духовные училища и филиал Московского Богословского Православного института. Епископом Никоном была освящена выстроенная после 1916 г. деревянная Всехсвятская кладбище некая церковь на Северном кладбище Екатеринбурга, возобновлены службы в Крестовоздвиженской церкви и в Преображенской церкви в Уктусе, возвращена Свято-Троицкая церковь в Шарташе и начато возвращение верующим Свято-Троицкой Рязановской церкви. Стала выходить «Православная газета» тиражом 50 тыс. экземпляров. Создан епархиальный отдел православного телевидения и радиовещания, который стал готовить православные программы. При епархиальном управлении появилось общество «Милосердия», чьей сферой деятельности стала помощь инвалидам, больным, неимущим, сбор пожертвований для монастырей. Было реорганизовано прежнее епархиальное управление, где в связи с новыми задачами появились дополнительные отделения. [4]. В 1995 г. состоялось празднование 110-летия образования Екатеринбургской епархии. Оно было приурочено к 25 сентября - дню переноса святых мощей праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. Был возобновлен крестный ход с мощами вокруг монастырского Преображенского храма. В 1996 г. воссоздано церковно-археологическое общество, которое объединило священнослужителей и мирян, занятых изучением истории православия на Урале. При Вознесенском храме Екатеринбурга стало действовать первое Православное общество трезвости. В 2006 г. был освящен первый походный воинский храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Храм предназначался для духовного окормления воинов, направленных для выполнения служебно-боевых задач в разные регионы страны.

Он размещался в большой военной палатке, имел сборный иконостас и жертвенник. Походный храм три месяца находился в Чечне, в районе боевых действий. В этом же году в епархию прибыла икона святителя Николая, больным, неимущим, сбор пожертвований для монастырей. Было реорганизовано прежнее епархиальное управление, где в связи с новыми задачами появились дополнительные отделения.


1.2 Особенности архитектурного стиля православных храмов

Первые церкви на Урале, при громадном избытке лесов и за неимением мастеров кирпичного дела, были деревянными и строились почти по одному образцу. Расположение имели крестообразное с примыканием к западной части крыльца и паперти. Крыльца были высокие, в несколько ступеней. Трапезный храм с устроенным в восточной части алтарем был зимним, теплым. Затем следовал летний храм, с особенно выдававшимся на восток алтарем. Кровли на церквах были или шатровые, или со скатами. Главы церквей обшивались тесом гладко или большей частью чешуей, с восьмиконечными деревянными или железными крестами. Окна делались небольшие, прямые или вверху полукруглые. Они были из слюды, отчего в церкви стоял полумрак. Иконостасы двух-, трехъярусные. По стенам храма на полках стояли иконы. Колокольни большей частью устраивались отдельно от церквей, многоярусные, круглые и шестигранные. Верх колоколен - шатровый или пирамидальный, с покрытием гладким или чешуйчатым. По такому плану строились церкви и в Сибири.

В связи с притоком русского населения первые храмы в скором времени оказались маловместительными. Кроме того, они часто подвергались пожарам. Средний срок службы деревянной церкви составлял 70-100 лет. На месте ветхих очень часто строились новые, опять же деревянные, и лишь с появлением кирпичных заводов началось сооружение каменных храмов.

Заимствовав веру от Греков, наши церкви должны были являться ни чем иным, как снимком с современных церквей греческих или теми же церквами греческими, только перенесенными в другое место. [24].

У греко-римлян, от которых всеми принято христианство и все христианское установились, как известно, два архитектурных типа церквей - тип так называемой базилики и тип купола или церкви купольной.

Согласно православному вероучению, вся Вселенная разделена на три части: область бытия Бога, область небесного и область земного. Область Божественного бытия вечна, непостижима и неизобразима. В области небесного бытия пребывают ангелы (сотворенные до людей) и праведные души; она также вечна и неуничтожима со времени ее сотворения. Область земного бытия составляет земной мир как часть сотворенной Вселенной. Здесь действуют законы пространства и времени, постигаемые и изучаемые людьми. Соответственно этому учению, трехчастное деление пронизывает все структуры храма. И по вертикали, и по горизонтали он состоит из трех частей. По вертикали - это основание, тело (корпус) храма и его завершение. По горизонтали - притвор, средняя часть (собственно храм) и алтарь.

При первом взгляде на храмы города Екатеринбурга внимание останавливается на его завершении - барабанах и куполах. Между тем для понимания его устройства целесообразно сначала рассмотреть его возможные планы. Типичный, наиболее распространенный русский храм имеет в плане форму прямоугольника с одночастным или трехчастным закруглением на восточной стороне - апсидой - и главными входными дверями на стороне западной. Храм подобного устройства называют также четырестолпным крестово-купольным храмом (число куполов может быть и больше четырех). В середине прямоугольника располагаются четыре мощных столпа, которые зрительно делят пространство храма на девять частей. При этом три центральные восточно-западные и северо-южные части образуют две перекладины креста, пересекающиеся между столпами. В больших храмах могут быть дополнительные входы на южной и северной сторонах. [24].

К основному корпусу храма могут быть приставлены с севера и юга пространства, называемые приделами. В больших храмах приделов может быть несколько с каждой стороны. Каждый придел обычно имеет отдельную апсиду для размещения самостоятельных алтарей. Алтарь отделен от остального пространства храма иконостасом. При современном храме, как правило, имеется звонница или колокольня с пирамидальным (шатровым) завершением. Она может быть расположена отдельно от храма или составлять с ним единое целое. Иногда нижний этаж колокольни используется как часть притвора. Со всех сторон храма, кроме восточной, может проходить крытая или открытая галерея. Форма плана храма имеет символическое значение. Прямоугольный в плане храм символизирует корабль спасения. Круглый - символ вселенского всеобщего и вечного значения православия. Восьмиугольник напоминает сияние Вифлеемской звезды. Порой в плане храма можно усмотреть крестообразную структуру, которая лишь «затемнена» дополнительными приделами и пристройками, часто вспомогательного назначения. Зрительная красота храма основана на гармонии соотношения его крупных частей, которая достигается притягательными для человеческого восприятия простыми отношениями 1:1, 1:2, 2:3. При рассмотрении высоких сооружений для сохранения впечатления гармонии велика роль золотого сечения, когда целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей. [24].