Смекни!
smekni.com

Схема автобусного маршрута и контрольного текста светской экскурсии "Екатеринбург-Православный" (стр. 6 из 15)

Основание храма носит наименование подклет. Это - нижний, полуподземный (а иногда и подземный) этаж, имеющий подсобно-служебное назначение. Подклеты не отличаются особым разнообразием и редко несут на себе какие-либо элементы внешнего украшения. Подклет может быть явно выражен, и тогда он называется высоким, но может быть зрительно не ощутимым. В подклете иногда находится крипта - хранилище святынь, которыми владеет храм. Тело храма (корпус), его среднюю часть формируют стены, поверхности которых оказываются подчиненными плану. Обычно они плоские, расчлененные декоративными элементами, сложены из белого камня или кирпича (если храм не деревянный) и окрашены, как правило, в светлые тона. Храм может быть одноэтажным и двухэтажным. В последнем случае внизу располагается зимний (отапливаемый), а вверху - летний храмы. Они могут иметь разные имена (посвящения).

В стенах очевидны окна самой разнообразной формы и наличники, завершающие оконный проем. Форма наличников каждый раз требует отдельного рассмотрения ввиду их огромного разнообразия. Входы в храм (их обычно три) могут быть оформлены в виде порталов - архитектурных конструкций из перспективно уменьшающихся колонн и арок. Стена храма никогда не является гладкой нерасчлененной поверхностью. По вершинам она обычно разделена лопатками, или пилястрами - плоскими вертикальными выступами над поверхностью стены. Соседние лопатки вверху могут быть объединены дугами - кружалами. Вертикальные полосы стены между пилястрами образуют фасы. Пилястра обычно содержит те же части, которые имеет классическая колонна (базу и капитель). В нижней части стен иногда можно увидеть цоколь - немного выступающую часть площадки. Она воспринимается как основание, под которым находится фундамент. В верхней части плоская стена почти никогда не заканчивается прямым горизонтальным срезом. Часть стены между пилястрами завершается полукружием, которая называется закомара. Она может иметь и другую, например, килевидную или бочкообразную форму. За закомарой располагается свод - каменное или деревянное перекрытие храма (крыша), имеющее выпуклую поверхность и опирающееся на стены и столбы. Свод может иметь весьма разнообразную форму. Самые просторные своды - коробовые, цилиндрические, купольные, парусные, крестовые. За закомарами, при переходе на перекрытие, могут располагаться ложные закомары, именуемые кокошниками. Впрочем, иногда кокошники могут иметь форму простых полуокружностей. Часто кокошники для украшения располагаются несколькими ярусами друг над другом, уменьшаясь в размерах по мере движения вверх. [24]. Частым завершением верха плоского участка стены (или полной стены), особенно у старых храмов, является шпиц - срез стены в форме треугольника. По существу, шпиц является закомарой. Его распространенность в прошлом объясняется простотой перекрытия, которое в этом случае становится плоским, двускатным. Крупная стена обычно расчленяется и в горизонтальном направлении. Это может быть аркатура или аркатурный пояс - ряд декоративных арок, не имеющих конструктивного назначения. Аркатура обычно располагается посередине стены или на уровне золотого сечения. В верхней части стены по горизонтали может располагаться фриз - рельефная орнаментальная композиция в виде широкой полосы. Украшением самой верхней части стены является карниз - непрерывный горизонтальный выступ сложного сечения, опирающийся на стену. Он имеет и практическое назначение, защищая стену от стекающей воды. Для расчленения высокой стены в горизонтальном направлении могут служить фалыпкарнизы - горизонтальные параллельно идущие выступы в стене. Они могут иметь весьма сложный профиль (сечение). Аналогичное назначение имеет и бордюр - кайма (полоса), идущая по самому краю стены вверху или внизу.

На поверхности стены могут располагаться люнеты - поверхности, заключенные в арку. Часть горизонтальной балки - перекрытия может выступать из стены (другим концом прочно в ней закрепляясь), образуя консоль. На ней располагаются скульптурные изображения. Скульптура может располагаться и в нишах - углублениях в стене. Поверхности стены между пилястрами, полуколоннами, карнизом, люнетами обычно бывает ровной. Но иногда она может быть оформлена рустикой, т. е. дроблением поверхности на неровные элементы, воспринимаемые в целом как красивая шероховатость стены. В качестве рустики в богатых храмах может выступать кафельная облицовка. Стены некоторых старых храмов покрыты сплошным «ковром» из лепных изображений различного вида. Они называются оборонными (выпуклыми) украшениями.

Крыши ранних храмов были плоскими - двух- или четырехскатными, повторяющими форму завершения стены шпицем или ровной горизонталью. В последующем форма кровли стала весьма разнообразной, вычурной, с выпуклыми поверхностями. Так, при образовании на стене закомар кровля, следуя за сводами, приобретала полуцилиндрическую форму. Кокошники диктовали килевидные завершения. Над кровлей возвышаются барабаны - цилиндрические или многогранные конструкции, которые венчают главы или купола. Пропорции барабанов - отношение диаметра к высоте - могут быть весьма разнообразны, но они всегда зрительно находятся в гармоническом сочетании с величиною всего храма. Неисчислимо разнообразие форм, цвета и фактуры поверхностей куполов. Это могут быть купола шлемовидные (почти полусферические), в форме луковиц - вытянутых вверх или, наоборот, сильно прижатых к барабанам. При шатровых завершениях небольшой купол может располагаться на его вершине. В барабанах имеются узкие оконные проемы, оформленные наличниками или более простым обрамлением в виде фигурных поясов. Не все барабаны должны быть световыми (полыми). Некоторые из них могут быть «ложными», не пропускающими света. Граница перехода от купола к барабану обычно скрыта кружевным металлическим поясом. [24].

Купола храмов обязательно венчаются изображением Креста. На православных храмах можно увидеть четырехконечный (в форме двух перекладин) и восьмиконечной кресты. Первый пришел на Русь с принятием христианства. Он возник в V в. и имел два варианта: греческий - равносторонний и латинский - с удлиненной вертикальной перекладиной.

Восьмиконечный крест возник в России в XVI в. и стал наиболее распространенным. Все формы крестов в православии считаются одинаково закономерными и святыми. Концы креста и места пересечения балок в архитектурно богатых храмах могут быть украшены ажурным металлическим кружевом. Сравнительно новый храм может содержать и другие архитектурные формы, заимствованные из западного стиля строительства. На краях кровли могут располагаться парапет - невысокая художественно оформленная стенка или балюстрада - стенка из невысоких столбиков (балясин) сложного профиля, соединенных вверху перилами. Главный вход (а иногда и боковые) в большой храм может быть оформлен рядом колонн с перекрывающими их арками, образуя величественный портал. В больших храмах (соборах) перед входом образуется вынесенная вперед колоннада, поддерживающая фронтон - двускатный треугольный или иной свод, завершающийся в нижней части карнизом. Такая колоннада образует своеобразную открытую галерею или портик. В вертикальном треугольнике фронтона может располагаться тимпан (или люнет) - рельефное украшение в виде священного объекта. Перед входом в храм всегда имеется более или менее выраженная площадка - паперть, ведущая через крыльцо или портал к входу в храм. Внутреннее устройство храмов не менее разнообразно, чем их внешний вид. Более того, из-за многообразия сводов, внутренних перегородок и проемов однообразные храмы могут казаться устроенными по-разному. Притвор храма обычно отделен от центральной части храма тонкой перегородкой с дверями. [24]. За иконостасом расположен алтарь, а перед иконостасом - возвышение, называемое солея. Крайние части солеи слева и справа называются клиросами. На них располагаются чтецы и церковный хор. Здесь же находятся хоругви - иконы на высоких древках. Они выносятся во время Крестного хода как знамена победы Православной церкви. Средняя полукруглая выступающая часть солеи образует амвон. С амвона подается верующим Святое Причастие и произносится проповедь. Здесь же совершаются некоторые части богослужения. У входа в центральную часть храма находится наклонный столик, называемый аналой. На нем располагаются крест, Библия или икона, соответствующая празднику. Именно ей считают необходимым поклониться верующие при входе в храм. В православном храме не принято широко использовать скульптуру. Однако в нем обычно имеется изображение Голгофы. Это скульптурное (обычно деревянное) изображение распятия Иисуса Христа. По правую сторону от него располагается изображение Богоматери, по левую - Иоанна Богослова. Нижний конец креста закрепляется на подставке в форме черепа Адама (это знак появления его на поверхности земли в момент земной кончины Спасителя). В центральной части храма, если посмотреть вверх, нельзя не обратить внимание на внутреннюю часть барабана и купола, откуда проникает в храм дневное освещение. По всему периметру второго яруса храма может проходить галерея - хоры, где могли присутствовать высокопоставленные особы. В расположении священных изображений на стенах и столпах существует определенная последовательность образов. Барабан и купол, паруса (переходные поверхности от барабана к кровле), северные и южные простенки и стены (в пределах) содержат обычно изображения определенных лиц или событий Священной истории. Так, в центральном куполе почти всегда размещается изображение Господа Вседержителя. Над входными западными дверями обычно расположены изображения первого творения и страшного суда (первого и последнего дней земной истории).