Смекни!
smekni.com

Тайцзицюань как внутренний стиль ушу (стр. 4 из 7)

Чэнь Вантином на основе армейских систем тренировки была разработана система туйшоу, основанная на «приклеивании» к телу соперника. Здесь использовались особые усилие слышания и усилие понимания, когда боец не только контролировал движения соперника, но и своим сознанием как бы проникал в его мысли, угадывая действия нападающего еще до того, как он начинал их.

Усилие слышания – это особое чувствование кожей и внутрителесное ощущение, которое позволяет понять сильные и слабые места противника, его положительные и отрицательные качества, направление его движения. Для постижения усилия слышания следовало прежде всего отказаться от использования грубой силы, расслабить ноги и поясницу, успокоить сердце и упростить мысли, чтобы ци и сгустившийся дух пришли в состояние слышания. Усилие слышания позволяет путём лёгких прикосновений к сопернику «услышать» его движение, причём не только физическое, но и полёт мысли; с помощью данного вида усилия можно по малейшим пульсациям тела противника понять его замыслы.

Усилие понимания появляется на более высокой ступени мастерства, оно заключается в том, чтобы даже не прикасаясь к противнику уловить его замыслы, «приклеиться» к нему и следовать за каждым его жестом, за каждым помыслом. Искусство» приклеивания» в теории тайцзицюань связывается с неотделимостью ян от инь и инь от ян. Боец учится откликаться на малейшее движение противника, сополагаться с его ритмами; следует избегать трех недостатков – грубой силы, прерывистых и не связанных между собой движений, а также переполнения в груди ци, т.е. глубокого дыхания.

Оба типа усилия представляют собой сверхъестественное чувствование противника как самого себя, когда боец смотрит на своего соперника как бы изнутри его самого. За счёт этих усилий-чувствований можно преодолеть уровень физической силы, когда исход поединка решается до его начала. Человек входит в резонанс со вселенскими ритмами, приобщается к универсальному сознанию и благодаря этому следует за своим соперником неотступно. Атаки как таковой больше не существует – она заменяется следованием.

Во времена Чэнь Вантина в туйшоу было немало резких бросков и ударов, в том числе ногами. Бойцы привыкали стоять вплотную к сопернику, не отпуская его от себя и таким образом закаливая свою психику. Впоследствии из туйшоу были исключены наиболее опасные движения, и оно стало основой парной тренировки в тайцзицюань. Сегодня система туйшоу представляет собой плавные вращения руками с осторожным переносом центра тяжести, когда занимающиеся стоят в соприкосновении друг с другом.

По принципу туйшоу строились также парные упражнения с копьями и шестами, именовавшиеся «приклеивающиеся копья». В стиле чэнь на раннем этапе использовались в основном длинный шест, заостренный шест и обычное копьё. Техника «приклеивающихся копий» базировалась на том, что копьё бойца должно всё время находиться в непосредственной близости от корпуса или лица противника, при этом постоянно «обходить» его оружие или «обматываться» вокруг него, реализуя классический принцип тайцзицюань – принцип «разматывающейся нити тутового шелкопряда».

Все тренировочные методы, выполнение комплексов были предназначены для того, чтобы реализовать на практике сложную философско-духовную теорию тайцзицюань как учения о просветлении духа и достижении предельной стадии внутренних трансформаций – Великого предела. Именно такая цель ставилась в процессе занятий, и этим новое направление боевых искусств принципиально отличалось от высокоразвитого и эффективного в боевом отношении армейского ушу.

Постепенно практика стала показывать, что столь большого количества комплексов, которые основал Чэнь Вантин, слишком много. Сама структура системы тайцзицюань и её внутренняя логика подводили к тому, что количество внешних форм переставало играть существенную роль на пути постижения высших знаний ушу. Здесь боевое значение системы Чэня в определенном смысле вступало в противоречие с её эзотерической направленностью – поиском абсолютного, запредельного состояния сознания. Уникальность новой системы состояла в том, что военно-прикладная и мистико-ритуальная стороны ушу не поглотили одна другую, а гармонично слились – и боевая форма движений стала внешней оболочкой для духовно-философского учения о предельном состоянии духа в момент практики тайцзицюань. Но всё это неизбежно приводило к сокращению технического арсенала боевого искусства и отмиранию некоторых излишних форм.

Такое саморазвитие системы привело к значительному уменьшению количества комплексов: из семи таолу, введённых в практику Чэнь Вантином, остались только два – первый базовый комплекс и комплекс паочуй, которые с тех пор именуются первым и вторым комплексами стиля чэнь тайцзицюань. Внешне эти комплексы весьма различны, но их объединяет конечная цель, связанная с эзотерической сущностью тайцзицюань.

Со времён Чэнь Вантина оба комплекса изменились – увеличилось количество плавных, медленных движений, возросла их техническая сложность: некоторые движения стали выполняться с различной скоростью, варьировавшейся от очень медленных круговых вращений до резкого, взрывного выбросы силы во время удара локтем или рукой, когда сила исходила не только из конечности, а из всего тела. Значительно увеличилось количество дополнительных фаз в одном движении за счёт мелких вращений – например, стали употребляться многократные повторы вращения кистью, поясницей и всем корпусом, что позволяло в большей степени индуцировать ток ци внутри организма.

Первый комплекс, практически полностью построенный на медленных, плавных, несколько тягучих и одновременно упругих движениях с многократными вращениями, включает в себя 83 формы. Эти формы представляют собой некоторые приемы, заимствованные из системы Ци Цзигуана, и базируются на тринадцати классических позициях внутреннего искусства.

В чисто техническом плане тринадцать позиций – это основа всех движений не только в тайцзицюань, но и в других внутренних стилях – багуачжан и синъицюань. Введение в практику метода тринадцати позиций приписывается Чжан Саньфэну. Сама цифра 13 получилась в результате сложения восьми триграмм и пяти первостихий, что приводит к порождению всего многообразия природных форм.

С пятью первостихиями соотносились «пять шагов», т.е. направлений движения: движение вперёд, движение назад, взгляд влево, взгляд вправо и обретение срединного баланса, т.е. центрального равновесия.

Восемь триграмм соотносились с «восьмью вратами» – особыми методами использования внутреннего усилия. Четыре метода связаны с выбросом усилия по четырём сторонам света, на самом деле это четыре типа усилия, в основном рождающихся за счет особого импульса движения рук и всего тела: отводящее усилие, усилие, натягивающее на себя, усилие, давящее вперёд, иначе – теснящее, толкающее усилие. Четыре дополнительных движения, в основном атакующего характера, ориентированы по четырем промежуточным сторонам света: это «сдергивание вниз», уклон назад, удар локтем и толчок плечом.

Таким образом, все восемь движений были ориентированы по всем сторонам света, что связывалось с традициями сакрального космизма и отнюдь не предполагало реального выбора бойцом стороны света, в направлении которой он должен выполнить то или иное движение. Человек считался находящимся в центре мира и выбрасывающим внутреннее усилие во все стороны. В целом в основу комплекса были положены изменения усилия, т.е. ежемгновенные изменения в позициях, приводящие к постоянным внутренним энергетическим трансформациям.

Чэнь Вантин был близко связан с неким Цзян Фа. Этот человек появился в деревне Чэньцзягоу, скрываясь после своего участия в восстании против непомерных зерновых налогов. Известно, что Цзян Фа обратил на себя внимание фантастическими по скорости ударами ног и стал партнером Чэнь Вантина в тренировках ушу. В древнейших хрониках деревни Чэньцзягоу рядом с патриархом Чэнь Вантином встречается изображение Цзян Фа с алебардой в руках.

Некоторые китайские специалисты считают, что Цзян Фа более десяти лет обучался у Ван Цзунъюэ, автора «Рассуждения о тайцзицюань», и только после этого поселился в Чэньцзягоу, работая слугой в доме Чэней. Согласно этой версии, Цзян Фа стал учителем, а не учеником Чэнь Вантина. Другим учеником Цзян Фа был некий Син Сихуай. Именно по этой линии комплекс в 108 форм перешёл к Чэнь Цинпину, который стал основателем новой ветви стиля чэнь, или ветви чжаобао. В старой ветви стиля чэнь, которая связывается с именем Чэнь Вантина, комплекс в 108 форм считается целиком утраченным.

Новая ветвь стиля чэнь по-прежнему базировалась на двух классических комплексах, но сама форма движений значительно изменилась: они стали менее амплитудными, зато передвижения стали более округлыми, выполнялись по плавной дуге, их сложность значительно возросла. За счёт более узких, очень собранных движений, резкого выброса силы и усложнения передвижений эта ветвь тайцзицюань в дальнейшем была признана наиболее эффективной для прикладного применения.

Величайшим мастером тайцзицюань за всю историю клана Чэнь стал Чэнь Факэ. С юношеских лет он овладел удивительным мастерством резкого, короткого выброса силы и использовал сохранявшиеся в старой ветви стиля чэнь непосредственно-прикладные черты. Чэнь Факэ активно использовал нажимы на болевые точки, многочисленные заломы суставов, броски – всё, что в то время уже не практиковалось в других стилях тайцзицюань. Также Чэнь Факэ сохранил удивительное искусство энергетического обездвижения соперника, побеждая его лишь одним своим внутренним воздействием. Ученики Чэнь Факэ преподнесли ему огромный серебряный кубок с надписью: «Величайшему в тайцзи».Чэнь Факэ уделял основное внимание не выполнению комплесов, рассматривая их как начальную стадию занятий, а парным упражнениям туйшоу. Среди учеников Чэнь Факэ – сегодняшние патриархи старой ветви чэнь тайцзицюань – Фэн Чжицян, Гу Люсинь, Лю Жуйшань.