Стиль чэнь – самое раннее направление тайцзицюань. Все другие стили и течения являются в той или иной мере видоизменениями стиля чэнь.
2.3 Стиль ян тайцзицюань
Искусство семьи Чэнь долгое время было исключительно семейным достоянием, стиль тщательно оберегался от посторонних глаз, за рамки семьи до первых десятилетий ХIХ века не вышел ни один принцип. Первым из посторонних приобщился к тайцзицюань выходец из бедной многодетной семьи, проживавшей в уезде Юннянь провинции Хэбэй, Ян Фукуй, ставший знаменитым основателем стиля ян тайцзицюань под именем Ян Лучаня.
В детстве Ян Лучань продавал уголь в городе Гуанпине, в том числе и семье Чэнь, приехавшей из Чэньцзягоу в Хэнани и открывшей на новом месте аптекарскую лавку. Желая изучать стиль семьи Чэнь, Ян не брал с её представителей денег за уголь и в конце концов получил рекомендательное письмо в Чэньцзягоу к тогдашнему патриарху стиля Чэнь Дэху. Племянник патриарха Чэнь Чансин отказался взять Ян Лучаня в ученики, но тот, прибегнув к хитрости, смог остаться в доме Чэней в качестве слуги и в течение трёх лет тайно наблюдал за тренировками хозяев, которые проводил сам патриарх Чэнь Дэху. Когда все спали, Ян Лучань разучивал увиденные приёмы и комплексы, постигая принципы тайцзицюань.
Три года спустя Ян Лучань признался Чэнь Чансину в содеянном, но был прощён, выполнив комплекс без единой ошибки. В дальнейшем Ян Лучань смог продолжить занятия у Чэней уже открыто, что говорит о начавшемся процессе приобщения к семейным стилям наиболее достойных учеников, не связанных с родовыми кланами семейными узами. Главная задача ученика – восприятие духа школы – оставалась неизменной, но, в отличие от прежних времён, закончив обучение основным принципам стиля чэнь, его последователь мог покинуть школу и даже начать собственное преподавание.
В 40‑летнем возрасте Ян Лучань покинул Чэньцзягоу и открыл в родном уезде Юннянь собственную школу. У Чэнь Чансина и Чэнь Дэху Ян Лучань обучался старой ветви стиля чэнь. Однако, будучи незаурядным, энергичным и думающим человеком, Ян Лучань много работал над стилем, чтобы усовершенствовать его и добавить то, что казалось отсутствующим. Без знания некоторых принципов сочетание взрывной силы и мягкости в стиле чэнь было неэффективным. Постепенно Ян Лучань изменил характер движений, сделав их более плавными. Медленное стало превалировать над быстрым, был введён более растянутый выброс силы. Эти изменения говорили о том, что родился новый стиль. Первоначально этот стиль имел такие названия, как хуацюань, жуаньцюань и чжаньмяньцюань.
Школе Ян Лучаня уже не была свойственна закрытость, характерная для традиционных китайских школ. Более того, основатель нового стиля всячески стремился пропагандировать его; то, что раньше передавалось как высочайшая тайна, становилось доступно практически каждому.
Благодаря своим связям с семьёй У, которой Ян Лучань открыл многие секреты старой ветви тайцзицюань, этот мастер ушу был приглашен в Пекин и оказался первым преподавателем, который вынес собственный стиль на суд аристократии. Хотя в то время школа Ян Лучаня не была самой лучшей и уступала более глубокой и многогранной школе Чэней, а сам Ян Лучань был не очень хорошо образован, в отличие от Чэней, среди которых были выпускники Императорской академии и чиновники высших рангов, знакомства Яна в высших сферах позволили ему открыть в Пекине первую школу тайцзицюань.
Ян Лучань придал своей школе светский характер, так как для него сохранение здоровья посредством занятий тайцзицюань и обретение чистоты духа приобрели не менее важное значение, чем боевой аспект. Будучи сам прекрасным бойцом, Ян практически не преподавал боевое направление стиля. За счёт изменения формы выброса усилия все движения приобрели плавность и медлительность, уменьшилось количество ударов ногами, практически были исключены прыжки, каковых было немало в стиле чэнь. Вместе с тем искусство ведения поединка Ян Лучань тайно передал своим сыновьям, которые продолжили развитие стиля ян и завершили его становление как самостоятельной системы.
Школа Ян Лучаня получила название старой ветви тайцзицюань стиля ян. Она изначально была ориентирована на аристократию, и главное внимание в ней уделялось особому духовному восприятию воспитания собственного тела, произошла эволюция в сторону оздоровления тела и обретения психического здоровья.
Окончательная форма стиля ян тайцзицюань сложилась благодаря усилиям третьего сына Ян Лучаня – Ян Цзяньхоу. Прозванный за чистое и ясное сознание Зеркалом Света, он был великолепным учителем. Помимо кулачного искусства, Ян Цзяньхоу владел искусством копья тайцзи, которое он изучал непосредственно у своего отца. Ян Цзяньхоу умел просто и доступно объяснить как смысл движений, так и философские основы тайцзицюань. Его направление стало называться средней ветвью, в его школе одновременно обучалось по нескольку десятков учеников, что по тем временам было достаточно много. Изменения, внесённые в стиль Ян Цзяньхоу, заключались в том, что стойки стали намного выше и были исключены движения, требовавшие приложения большой физической силы. Школа ян всё дальше уходила от своего первоисточника – школы чэнь. Последовательность движений в комплексе осталось той же самой, однако их принципиальный характер изменился. Превалировать стали плавные, округлые движения средней ветви Ян Цзяньхоу. Всякое движение должно было выполняться по дуге с особым типом внутреннего напряжения по типу вытягивания шёлковой нити, причем мышечное напряжение исключалось. Были исключены резкие, взрывные выбросы силы, передёргивания корпусом и поясницей, отчего геометрия движений стала значительно проще. Дыхание стало плавным и размеренным, отсутствовали практиковавшиеся в школе чэнь резкие сонорные выдохи, хотя надо признать, что теория циркуляции ци у Чэней рассматривалась глубже и подробнее. Методика тренировок у Ян Цзяньхоу была упрощена, стала доступной и непринуждённой. В движениях естественно сочетались лёгкое и тяжёлое, расслабление вело к мягкости, а накопленная мягкость превращалась в твёрдость.
Последние изменения в школу ян внёс сын Ян Цзяньхоу – Ян Чэнфу. Его считают создателем большой ветви тайцзицюань. Он предпринял громадную работу по сведению воедино всех принципов тайцзицюань, издал несколько важнейших трудов, причём его «Десять важнейших требований в трактовке тайцзицюань» до сих пор считаются каноном тренировки. Его основной принцип: «внешнее и внутреннее взаимосочетаются», поэтому тренировка в тайцзицюань в первую очередь заключена в упражнениях духа. Приёмы не должны носить чисто внешний характер, они выявляют пустое и полное, открытое и закрытое. Раскрытие – это не только разведение рук и ног, но и раскрытие сердца и воли. Под соединением понимается не только сведение рук и ног, но и гармоничное соединение духа и воли.
Комплекс Ян Чэнфу сегодня считается классическим для школы ян тайцзицюань, включает в себя 85 форм и выполняется около 20 минут. На его основе позже был создан популярный комплекс «упрощенного тайцзицюань» в 24 формы.
Каждое движение стиля ян сочетает в себе прямую и дугу, т.е. инь и ян, причём в прямой должна содержаться дуга, а в дуге должна содержаться прямая. Начало одного движения заключается в другом, и все они нанизываются на единую шёлковую нить. Ян Чэнфу учил использовать не физическую силу, а исключительно собственный волевой импульс. Присутствие в каждом моменте движения волевого импульса и позволяет связать все движения в единую нить, натяжение которой соответствует открытию каналов цзинло и циркуляции по ним ци. Внутренняя нить колеблется в плавных движениях, она то растягивается, то вновь собирается в клубок, что соответствует переходу пустого – наполненного, закрытого – открытого. Ян Чэнфу впервые полно и чётко описал базовые принципы тайцзицюань – расслабление, успокоение сознания, методы внешней и внутренней координации, объяснил реализацию смысла пустого и наполненного.
Вместе с Ян Чэнфу активное преподавание вёл его старший брат Ян Шаохоу, который фактически преподавал ту же форму тайцзицюань, сделал стойки ещё выше, благодаря чему передвижения стали более легкими и подвижными. Он возвратился к древней традиции внутренних стилей – контролю над противником путём воздействия на болевые точки, а также широко использовал быстрые переходы и прыжки. В школе Ян Шаохоу часто применялись захваты и заломы, неожиданные развороты корпуса и броски противника. Но эта школа не прижилась в Пекине, так как была слишком сложна для столичной аристократической публики.
Несколько обособленно от основной линии развития стиля ян находится малая ветвь тайцзицюань, основателем которой стал старший брат Ян Цзяньхоу – Ян Баньхоу. Малая ветвь тайцзицюань сформировалась на стыке традиций старой ветви Ян Лучаня и зарождавшегося в то же время на базе старой и новой ветвей стиля чэнь благодаря подвижнической деятельности У Юйсяна, ученика Ян Лучаня, стиля у, иначе называемого у-хао.
Ян Баньхоу меньше внимания уделял оздоровительному и общеукрепляющему аспектам тайцзицюань, считая, что основа стиля заключается в открытии чудесных способностей души человека. Ян Баньхоу принадлежал к числу тех мастеров внутренних стилей, которые обладали искусством регулирования веса собственного тела, – действительно, во время занятий тайцзицюань приходит ощущение, что тело немного приподнимается вверх. Искусство «приподнимания тела» в основном отрабатывалось на основе статичной позиции -» столбового стояния», во время которого регулировалась циркуляция ци; именно этому упражнению и уделял особое внимание Ян Баньхоу.