Смекни!
smekni.com

Тайцзицюань как внутренний стиль ушу (стр. 6 из 7)

Малая ветвь тайцзицюань Ян Баньхоу была основана на коротких связках и узкой амплитуде движений, причём многие тонкости и выгоды малоамплитудных движений были показаны У Юйсяном. Стиль Ян Баньхоу был предельно боевым, но его эффективность заключалась не столько в силе удара или в быстроте передвижений, сколько в особом умении «прилипнуть» к конечностям соперника, плавно следовать за его движениями и в конечном итоге обратить силу нападающего против него.

2.4 Стиль у тайцзицюань

Третий из пятерки наиболее распространенных стилей тайцзицюань – стиль семьи У, выделившийся из старой ветви Ян Лучаня и малой ветви Ян Баньхоу, стал направлением, производным от стиля ян тайцзицюань. Формирование стиля у начал маньчжур Цюань Ю, служивший офицером охраны императорской семьи. В школах ушу, тщательно хранивших семейные традиции в чистоте, маньчжуров было немного, и тот факт, что Ян Лучань взял Цюань Ю к себе в ученики, а затем сделал одним из своих преемников, говорит о необычайном уважении и расположении, которым пользовался Цюань Ю у своего наставника. Именно Цюань Ю сумел по достоинству оценить мягкие переходы в позициях, характерные для школы Ян Лучаня, понять их внутренних смысл и сделать их даже более мягкими по сравнению с плавными, текучими движениями старой ветви тайцзицюань. У Ян Лучаня Цюань Ю постигал возможности широкоамплитудных движений старой ветви тайцзицюань и, изучив большое количество базовых форм, по достоинству оценил оригинальность и энергетические возможности этой школы. Но до встречи с Ян Баньхоу тайцзицюань в глазах Цюань Ю выглядел всего лишь оздоровительной гимнастикой, хотя и достаточно эффективной. Ян Баньхоу открыл для маньчжура иную сторону внутреннего стиля, показав особенности движений с малой амплитудой, с большим количеством узких, очень быстрых, но сохраняющих мягкость переходов и изменений в позициях. С точки зрения Цюань Ю, именно такой «сжатый» вариант тайцзицюань был идеалом ушу, так как гармонично сочетал в себе все элементы внутреннего искусства.

Традицию стиля Цюань Ю передал своему сыну У Цзянцюаню. Как таковой, стиль еще не был оформлен, и У Цзянцюань считался преемником малой ветви тайцзицюань. Он начал работу по трансформации этой ветви, усовершенствовал плавный характер движений, сделал их предельно собранными, исключил прыжки, притопывания и резкие движения, тогда еще характерные для стиля Ян. Движения стали легкими, расслабленными и свободными, спокойными и естественными, непрерывными, как поток воды. Сохранив свободу и изящность, новый стиль в то же время был сжатым и эффективным. Знатоки утверждали, что столь гармоничного комплекса движений они не встречали среди мастеров клана Ян.

Изменилась форма стоек, были заменены некоторые приемы, хотя базовые принципы и последовательность движений остались прежними. В результате всех этих трансформаций направление, окончательно сформированное у Цзянцюанем, было конституировано как самостоятельный стиль у тайцзицюань.

Самостоятельность стиля у была закреплена тем, что в 1928 году У Цзянцюань был приглашен в Ассоциацию чистых боевых искусств в Шанхае для преподавания собственного стиля, а не малой ветви стиля ян. В 1935 году было создано общество тайцзицюань У Цзицюаня.

Стиль у перенял лучшие черты малой ветви Ян Баньхоу, и это тем более ценно, потому что к сегодняшнему дню многие секреты этой ветви оказались утраченными и фактически в целостном виде не сохранились. В результате отголоски ее методик, характера движений, способов духовной практики и физической тренировки остались только в стиле у. Наиболее ценно то, что в этом стиле удачно сочетаются два аспекта, на которых акцентировал внимание еще Ян Баньхоу, требуя в процессе занятий тайцзицюань совместно пестовать боевое и культурное начала, то есть сочетать внешний и внутренний аспекты.

Движения в стиле у узкие и очень собранные, так, при толчках и ударах руки в локтях никогда полностью не выпрямляются. Другая характерная черта этой школы: многие технические действия выполняются с небольшим наклоном корпуса вперед, что обусловлено боевой необходимостью включать в удар импульс всего тела. Отметим, что все другие стили тайцзицюань предписывают во время движений держать корпус прямо.

Классический комплекс стиля у был составлен У Цзянцюанем и включает в себя 84 базовые формы. Им же были определены три ступени овладения мастерством по своей школе. На первом этапе ученик должен овладеть характерными чертами отдельных приемов тайцзицюань: легкой подвижностью в переходах, округлостью движений рук, равномерностью темпа, узким и собранным характером

выполнения форм; при этом для каждого приема в пространстве должна существовать четко определенная и и внутренне осознанная точка приложения силы.

На второй ступени овладения мастерством совершается переход от отработки технического исполнения отдельных форм к связкам

движений и даже небольшим последовательностям. Для этого существуют четыре принципа второй ступени: подвижность, т.е. отсутствие остановокне только в движениях, но и в работе с сознания; расслабленность и ментальный покой; целостность как отдельно взятой формы, так и всего комплекса; полная взаимосвязанность движений, когда перетекание одной формы в другую происходит плавно и незаметно. На этом этапе происходят умиротворение духа и успокоение тела, а занимающийся постигает, каким образом медленный, размереннный характер движений тайцзицюань реализуется в сверхмощном выбросе силы и ци.

На третьем этапе должно прийти особое ощущение, присущее тайцзицюань и выражающееся прежде всего в том, что наступает чувствованием внутреннего тела поединка, единения с противником в целостный организм, что называется усилием понимания. Мастерство в тайцзицюань перестает зависеть от характера движенпий и начинает определяться сверчувственным пониманием мира, неким внутренним сверхощущением. Для этого мастер должен достичь четкого разделения пустого и наполненного как в физической тренировке, так и в духовной практике, овладеть регуляцией сознания и дыхпния, для чего изучить несколько способов концентрации внимания на различных точках и энергетических полях. В результате наступает состояние духа, называемое опустошенным покоем, когда даже в активном движение сохраняется непоколебимое умиротворение духа.

2.5 Стиль у-хао тайцзицюань

Создание второго стиля у тайцзицюань связано с именем другого ученика Ян Лучаня – У Юйсяна, который жил в этом же уезде Юннянь провинции Хэбэй. Для китайцев не существует путаницы между двумя стилями у, так как на письме они обозначаются разными иероглифами, произносимыми с различной тональностью.

У Юйсян был выходцем из многодетной семьи зажиточного чиновника. Начав занятия боевыми искусствами с юношеского возраста, он только в 38‑летнем возрасте постиг истинное ушу после встречи с Ян Лучанем.

Первоначально У Юйсян изучал старую ветвь стиля семьи чэнь, т.к. отдельно стиля ян тогда еще не существовало, равно как не было и тайцзицюань как внутреннего стиля: еще не существовало глубокой философско-духовной направленности тайцзицюань, не было осмысления сути движений как символа взаимоперехода инь и ян, как выражения самопоглащающей пустоты Дао. За два года под руководством Ян Лучаня У Юйсян целиком овладел полным комплексом старой ветви стиля чэнь и считался официальным преемником своего учителя.

В 1852 году У Юйсян встретился с Чэнь Цинпином, основателем новой ветви стиля чэнь, быд принят к нему в ученики, и меньше чем за месяц овладел премудростями этого направления ушу.

Познакомившись с трактатом Ван Цзунъюэ «Рассуждения о тайцзицюань», У Юнйсян основное внимание стал уделять состоянию сознания во время занятий ушу, придя к осмыслению тайцзицюань как внутреннего стиля.

Размышляя над принципами тайцзицюань и используя свои познания старой и новой ветвей стиля чэнь, большого и малого направлений стиля ян, У Юйсян пришел к созданию нового направления, которое по своей форме не было похоже на своих предшественников. Практикуя и изменяя известные ему направления, У

Юйсян пытался постичь их корни и соединить воедино все лучшее. Школа У Юйсяна отличалась своеобразием в движениях – они были весьма узкими, и создавалось впечатление, что мастер выполняет их с особой осторожностью, даже бережностью. Сами формы тайцзицюань благодаря глубине мысли У Юйсяна полностью превратились в символическое движение – постепенное, бережное и осторожное пестование внутреннего ци. Боевое мастерство стало достигаться не просто за счет рационального блока или удара, а посредством

внутреннего энергетического усилия. С точки зрения У Юйсяна, исток каждого движениыя должен начинаться в сердце и лишь затем откликаться в теле. Умиротворенно-блаженный и беззаботный вид мастера тайцзицюань, о котором говорил У Юйсян, непосредственно соотносится ч идеалом даосского «истинного человека». В качестве основополагающего принципа своей работы основатель стиля у выдвинул не управление циркуляцией ци, а обретение запредельного спокойствия духа, в котором и заключается секрет рождения волевого импульса.

Направление У Юйсяна было технически довольно сложным: обучение затрудняли узкие, очень осторожные движения, многочисленные переборы руками; движения были плавными, кулаки, как правило, находились в сжатом состоянии. Пустое и наполненное

строго разграничивались, во время вращений в разные стороны энергия ци сосредотачивалась в точке даньтянь в низу живота.

Именно в школе У Юйсяна впервые возникла глубокая теория тайцзицюань как внутреннего стиля, направленная не столько на боевую практику и оздоровление, сколько на внутреннее осмысление вселенских процессов и их символическое воспроизведение посредством форм ушу.