Смекни!
smekni.com

Тайцзицюань как внутренний стиль ушу (стр. 7 из 7)

Последователем стиля у и преемником У Юйсяна стал Ли Еюй, составивший новый вариант «Канона тайцзицюань». Основополагающими элементами в учении Ли Еюя стали спокойное сердце, подвижное тело, густое ци, использование цельного усилия, и сконцентрированный дух. Спокойствие сердца заключилось в абсолютном внутреннем покое, что позволяло моментально реагировать на движения противника. Подвижность тела противопоставлялась его застою и рассмотривалась не только как физическое движение, но и как следование за движениями соперника на ментальном уровне.

Лучшим учеником Ли Еюя был Хао Хэ, также происходивший из уезда Юннянь в Хэбэе и в течение двух лет перенявший особенности стиля. Затем еще около шести лет Хао Хэ совершенствоал стиль у, доведя его до идеальной внутренней формы. Благодаря заслугам Хао Хэ, его фамильный иероглиф был присоединен к названию стиля, который стал именоваться у-хао тайцзицюань. Хао Хэ овладел умением составлять трактаты по ушу, глубоко выражая сокровенную мудрость тайцзи, и получил второе имя – Хао Вэй-чжэнь. Этот человек,

выполняя плавные движения, мог без особого труда оторвать от земли одной рукой тяжелого воина или отбросить на несколько метров двух-трех нападающих, вооруженный мечами или алебардами.

В 1911 году Хао Хэ тяжело заболел, и нашелся только один человек, который сумел его вылечить, это был известный всему Китаю боец Сунь Лутан. В благодарность за лечение Хао Хэ передал Сунь Лутану секреты своего стиля.

2.6 Стиль сунь тайцзицюань

Сунь Лутан был уникальным мастером внутренних стилей ушу, изучавшим и синъицюань, и багуачжан, и тайцзицюань. Его приобщение к ушу было случайным: изучая классическую китайскую литературу у Ли Куйюаня, Сунь Лутан узнал, что его учитель является носителем истинной традиции синъицюань, и попросил показать ему несколько базовых упражнений для укрепления здоровья. Когда Сунь Лутан превзошел своего наставника, тот отвел его к мастеру Го Юньшэню, передавшему Суню тайные разделы синъицюань. После этого началось обучение багуачжан у мастера Чэн Тинхуа, личного ученика патриарха Дун Хайчуаня. И наконец, в 50‑летнем возрасте Сунь лутан познакомился со стилем у-хао-тайцзицюань. Вникнув в суть каждого из изученных стилей и изучив их особенности, Сунь Лутан соединил их, создав близкий себе по духу стиль сунь тайцзицюань – одно из пяти крупнейших направлений «кулака Великого предела», хотя первоначально сам Сунь Лутан не считал свое детище самостоятельным стилем, а рассматривал его как комплекс вспомогательных упражнний в синъицюань для развития внутренних энергетических способностей и налаживания здоровья.

Стиль сунь тайцзицюань отличается от других челночными движениями вперед-назад, гибкостью и спокойствием, быстротой и ловкостью. Таолу этого стиля напоминают плывущие облака и бесконечный поток воды. Принцип каждого поворота тела построен на переходящих друг в друга раскручивании и скручивании. Из багуачжан были заимствованы уклоны, развороты, прыжки и перемещения, где движению рук непременно предшествует движение тела, идущее от талии; поэтому основное правило для движения тела и рук – начинать эти движения от пояса. Из синъицюань в стиль сунь тайцзицюань пришли взлеты и падения, уходы вниз и перевороты, когда приложение силы невидимо, начало падения незаметно, а приложение рук скрыто; поэтому за внешним спокойствием таится огромное внутреннее напряжение, готовое выплеснуться в любую минуту. Из других стилей тайцзицюань Сунь Лутан взял цепкость, вязкость и слитность движений.

2.7 Прочие стили тайцзицюань

В конце XIX-XX веке на базе основных пяти стилей тайцзицюань стали развиваться другие, менее распространенные направления. При создании этих направлений часто использовалось совмещение внешних и внутренних ветвей ушу. Этому способствовали поездки учителей тайцзицюань по Китаю, начало которым положил Ян Лучань.

С конца 50‑х годов XIX века ученик Ян лучаня заместитель начальника императорской канцелярии Ван Ланьтин преподавал уже сильно трансформированную старую ветвиь тайцзицюань – тайцзиусинчуй. Эта форма была

основана на пяти важнейших приемах стиля ян: «ударить под локоть, посмотрев на удар», ударе с разворотом тела, ударе в пах, отводящем ударе и «падающем ударе». Каждое движение в соответствии с традиционными атсрологическими воззрениями имело связь с одной из пяти священных планет – Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном, что и объясняет происхождение названия стиля.

Решающую роль в формировании нового стиля тайцзицюань сыграл Ли Юйдун, сумевший соединить внутренние принципы

со стремительными движениями стиля шаолиньцюань, воплотив даосский принцип полного совмещения всех стилей в их предельной форме реализации в движении. Целостность всеохватывающей единой воли стирает грань между внешним и внутренним, как бы пронзая ушу единым сущностным стержнем и объединяя прикладное значение боевых искусств и их эзотерическим истоком. Ли Юйдун чувствовал внутреннее единение двух направлений ушу. Также в стиль тайцзиусинчуй им были привнесены некоторые элементы из багуачжан и синъицюань.

Одним из немногих учеников Ян Чэнфу, не состоявших с ним в родстве, был Дун Иньцзе. Дун стал «учеником внутренних покоев», то есть наиболее приближенным к учителю, уже овладев способами боевого применения тайцзицюань и тайной методикой отработки внутреннего усилия пальцев, что позволяло делать крайне болезненные или даже смертельные надавливания на мышцы и болевые точки.

К концу жизни Дунь Иньцзе на основе комплекса в 13 форм, преподававшегося в Ян Чэнфу, и традиционной 81 формы стиля ян создал собственный стиль дун тайцзицюань. Кроме того, он разработал другое направление – тайцзикуайцюань, где все движения тайцзицюань выполнялись сначала медленно, а затем, после овладения основными принципами, чрезвычайно быстро, как во внешних стилях.

Другой последовательностью стиля ян стал тайцзичанцюань, созданный другим учеником Ян Чэнфу – Чэнь Вэймином. В 1926 году в Шанхае Чэнь Вэймин создал Общество «мягкого кулака», обобщив под этим названием все «мягкие» внутренние стили. Отклонившись от традиционной линии передачи стиля, Чэнь Вэймин реформировал старую последовательность в 58 форм: в старом комплексе Ян Чэнфу большинство форм выполнялись лишь в одну сторону, и Чэнь Вэймин счел, что это приносит ущерб тренировке. В результате количество левых и правых форм было уравнено. Кроме того, была добавлена форма «отгонять обезьяну» из стиля чэнь: шаг назад, обведение колена одной ладонью в качестве блока и толчок другой ладонью вперед. Принципиальная основа нового стиля осталась прежней: сохранилось сочетание восьми видов усилий, характерное не только для тайцзицюань, но и для чанцюань.

Во время выполнения туйшоу Чэнь добился того, чтобы противник не чувствовал его передвижений, а сам как бы приклеивался к нему, полностью контролируя действия соперника. Вследствие этого Чэнь мог выполнять туйшоу без малейшего усилия и вести поединки с огромной скоростью, что доступно далеко не всем адептам тайцзицюань. Чэнь извлек из медленных движений тайцзицюань их суть, заключенную в овладении циркуляцией ци и развитии умения контролировать противника до такой степени, что он как бы сам наносил себе поражение.

В основу тайцзицюань был положен комплекс в 108 форм, причем это количество точно соответствовало утерянному к тому времени самому раннему комплексу стиля чэнь. Но это таолу оказалось слишком сложным и неоправданно громоздким – не было смысла увеличивать количество форм свыше некоего оптимального числа, сохранявшего и передававшего динамику стиля. Поэтому тайцзичанцюань не прижился среди знатоков тайцзицюань и к настоящему времени почти не практикуется.

В местечке Чжаобаочжэнь уезда Вэньсянь провинции Хэнань, где в течение некоторого времени преподавал Чэнь Цинпин, возник стиль хэ тайцзицюань, вобравший в себя черты новой ветви стиля чэнь и местных систем ушу. Для стиля хэ характерны те же принципы внутренней работы, что и для других стилей тайцзицюань; все приемы строятся на превалировании мягкости и спокойствия, особое внимание уделяется тому, чтобы все движения конечностей были связаны с корпусом, называемым «срединным сочленением». Передвижения в хэ тайцзицюань более быстрые, чем в пяти основных стилях, стойки неглубокие, движения имеют большую амплитуду, чем в стиле ян. В бою предпочтение отдается контратаке, когда можно с помощью покоя контролировать движение, а с помощью податливости одолеть жесткость.