Результаты анализа большого числа биографий выдающихся барьеристов мира разных лет показывают, что большинство из них начали регулярные занятия спортом (не всегда легкой атлетикой) в II-13 лет, а впервые стартовали на барьерной дистанции в 16-18 лет. Но уже через год-два регулярного участия в соревнованиях эти спортсмены достигли результатов мирового класса (13,0-13,6 с в беге на 110 м и 12,7-13,0 в беге на 100 м). Ретроспективный биографический анализ показывает, что все выдающиеся барьеристы, как правило, способны показывать высокие результаты не только в своем виде, но и в других легкоатлетических дисциплинах: прыжках в длину, высоту и с шестом, беге на 100 и 200 м и даже в многоборьях. Вероятно, это возможно не только благодаря отличным антропометрическим данным и физической подготовленности, но и за счет выдающихся координационных способностей, позволяющих барьеристам успешно осваивать технику многих сложных упражнений.
В таблице 1 приведены сравнительные данные лучших результатов в беге на 110 и 400 м у выдающихся барьеристов.
Таблица 1. Соотношение лучших результатов в беге на 110 и 400 м
с барьерами у сильнейших спортсменов мира, с
Фамилия | 110 м с/б | 400 м с/б |
В. Скоморохов (СССР) | 13,9 | 49,1 |
Д. Хемери (Англия) | 13,7 | 48,1 |
Р. Манн (США) | 14,2 | 48,4 |
Д. Акии-Буа (Уганда) | 13,6 | 47,82 |
Э. Мозес (США) | 13,5 | 47,13 |
Заслуженным авторитетом пользуется американская школа мужского бега на 400 м. Регулярно тренеры США готовят атлетов самого высокого класса. В списке сильнейших в мире на этой дистанции наибольшее число мест занимают американские спортсмены. Например, в беге на 400 м с/б двукратный Олимпийский чемпион из США Э.Мозес за 10 лет (1977-1987) одержал 122 победы подряд на соревнованиях высшего уровня. (см. Приложение 1)
Больших успехов добивались и советские спортсмены, например, Т.Лунев, который установил рекорд СССР в беге на 400 м с/б - 53,2 сек. в 1949 году, участвовал в Олимпийских играх 1952 года. Славные традиции белорусских барьеристов продолжил А.Юлин, который на Олимпийских играх 1952 года занял 4 место. В 1954 году он становится чемпионом Европы и возглавляет десятку лучших бегунов мира в беге на 400 с с/б за год с результатом 50,5 сек. А.Юлин в составе сборной команды СССР участвовал на Олимпиаде-56 и чемпионате Европы 1958 года. Е.Гавриленко также успешно выступал на двух Олимпиадах (1972 - 6 место, 1976 - 3 место) и был бронзовым призером чемпионата Европы 1974 года. Ученик Юлина А.Васильев победил в соревнованиях «Дружба-84», на чемпионате Европы-86 занял 2 место, а также неоднократно устанавливал рекорды СССР (400 м с/б - 47,92 сек). В.Будько на соревнованиях «Дружба-84» был вторым на дистанции 400 м с/б. Но наибольшего успеха добилась представительница женского барьерного бега Татьяна Ледовская. Чемпионка мира 1991 г., Европы 1990 г., серебряный призер Олимпиады-88, четвертое место на Олимпиаде-92 - вот ее лучшие достижения в беге на 400 м с/б. Т.Ледовская - олимпийская чемпионка 1988 года в эстафете 4х400 м. Необходимо также отметить достижения И.Куклича (1964, 400 с/б) и Т.Курочкиной (1988, 400 с/б - 7 место).
«Профессиографические» требования к спринтеру и барьеристу очень близки. Однако, как показывают специальные исследования, есть и специфические различия между ними как в антропометрических признаках, так и в особенностях функциональной подготовленности. Так, в отличие от спринтеров, барьеристов отличают более высокий (на 4-7 см) рост, большая величина росто-весового индекса, более высокие характеристики подвижности в суставах. Но наибольшие преимущества барьеристы проявляют в таком интегральном и важном качестве как способность тонко и точно управлять своими движениями, дифференцировать их в пространстве и во времени. Иными словами, барьеристы в подавляющем большинстве случаев обладают лучшими, по сравнению со спринтерами, координационными способностями.
Специалисты также подчеркивают, что целый ряд важных качеств генетически обусловлен и, благодаря этому, диапазон их совершенствования под влиянием тренировки существенно лимитирован. К таким качествам применительно к барьерному бегу, как показали специальные исследования, относятся: реакция на движущийся объект, способность к воспроизведению интервалов времени и произвольного (заданного извне) ритма, амплитуда подвижности в суставах (гибкость), длина тела и его отдельных сегментов. Из двигательных качеств в наибольшей степени генетически обусловлены скоростные (по результатам бега на 10, 20 и 30 м с ходу), скоростно-силовые (по результатам прыжков в длину и тройным с места) и показатели относительной мышечной силы (подошвенные сгибатели стопы, сгибатели и разгибатели бедра и туловища).
Вместе с тем, исследования показали, что не только генетические факторы, но и физическое развитие играет существенную роль в обеспечении такого сложнокоординационного циклического вида легкой атлетики как барьерный бег [6, 7,8]
В многолетней подготовке бегунов с барьерами выделяют четыре этапа: предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной специализации и спортивного совершенствования.
Высокие требования, предъявляемые к разносторонней физической и технической подготовленности бегунов с барьерами, обусловливают на начальных этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной специализации) необходимость создания базы общего физического развития, овладения навыками и умениями преодоления различных препятствий, правильного выполнения разнообразных двигательных заданий. [9,10,11и др.]
Вместе с тем, к числу распространенных недостатков современных методик обучения относятся чрезмерная постепенность, удлиняющая процесс обучения спортсмена, и часто слабый учет диалектического единства формы и содержания. Согласно существующей методике обучения необходимо разучивать схему движений в упражнениях на месте и совершенствовать технику барьерного бега в упрощенных условиях, характеризуемых низкой скоростью передвижения на удобно расставленных и чрезмерно пониженных барьерах. Однако заучивание и запоминание движений в абстрактных условия, когда нет актуальной потребности в их проявлениях, нарушает естественность движений. Результаты проведенных исследований показывают, что обучающиеся осваивают технику барьерного бега не столько под влиянием специального научения (показ, рассказ, подготовленные и специальные упражнения), сколько в результате приспособительных действий по ходу выполнения упражнения в конкретных условиях целостной барьерной ситуации - оптимальная высота барьеров, расстояние и т. д.
Дело в том, что каждый из компонентов, составляющих барьерную ситуацию, и все в целом вызывает у обучаемых определенную двигательную реакцию, проявляющуюся в той или иной форме движений. Так, повышением скорости бега увеличивают наклон туловища, повышают частоту шагов, а в некоторых случаях увеличивают их длину.
В барьерном беге двигательные реакции на высоту барьеров, расстояния между ними и скорость бега проявляются в комплексе. Элементы движений приобретают новое смысловое содержание. Они, изменяясь по форме, взаимно обуславливают друг друга. Причем формы движений и принцип взаимосвязи между ними определяются не просто механической последовательностью, а физическими усилиями.
Таким образом, целостность барьерной ситуации является непременным условием в поисково-приспособительной деятельности обучаемых, недооценка хотя бы одного из называемых компонентов, например, расстояние между барьерами лишает обучаемых важного для них ориентира, сообразуясь с которым они ведут построение своих движений. Движение в этих случаях начинают приобретать высокую вариативность как в беге, так при переходе через барьер.
Анализ различных подходов к технике барьерного бега у лучших спортсменов показывает, что один из основных факторов успеха - индивидуальная приспосабливаемость спортсмена к дистанции, чему всегда предшествует просмотр кинограмм.
В теории спорта определение понятия «спортивная тактика» трактуется неоднозначно. Связано это со сложностью изучения проблемы. В тактике отсутствует четко измеряемый результат. Показатели тактической деятельности не могут быть измерены секундами, метрами, килограммами. Многие процессы скрыты от внешнего восприятия и оценок.
На протяжении многих лет тактику определяли как «искусство ведения спортивной борьбы» [12]. Данное определение отражает все стороны подготовленности спортсмена, уровень его мастерства в целом. Это широкий круг знаний, умения получать и анализировать информацию, принимать решения, степень проявления двигательных качеств и функциональной подготовленности, способность распределять собственные силы в ходе соревнований и управлять движениями, возможность корректировать свое поведение и влиять на состояние противника, оптимизация групповых и командных взаимодействий и многое другое. В различных видах спорта тактику определяют широко и неоднозначно, связывая ее с тактикой соревновательной деятельности, тактическим мастерством спортсмена, тактическим мышлением, тактикой поведения и даже техникой, тем самым не определяя четких границ между отдельными компонентами соревновательной деятельности [13,14].
Можно говорить о тактике в широком смысле. Главная цель при этом - добиться максимального результата. Средствами достижения служат проявления всех сторон подготовленности спортсмена, его поведение, включающее содержание разминки перед соревнованием, способы психологического воздействия на участников деятельности (противников, партнеров, судей), распределение своих возможностей в ходе состязание и др. Такая тактика присутствует не только в спорте, но и во многих сферах деятельности человека.