То же проделать с правой ногой.
3. Нога сзади.
Исходное положение: встать спиной к горизонтальной опоре или брусьям на расстоянии шага.
Д в и ж е н и е: положить левую ногу на опору, нога касается брусьев подъемом стоны. Начать ритмично делать прогибы назад, стараясь прогнуться максимально. Следить за тем, чтобы нога была совершенно прямая (рис. 14). То же самое проделать и с правой ногой.
Разминка ноги в приседе.
И с х о д н о е п о л о ж е н и е: вес тела на правой, ноге, лева нога вытянута в сторону, глубокий сед на правой ноге. Правая рука кистью соприкасается со стопой правой ноги, левая рука держится кистью за стопу левой ноги.
Д в и ж е н и я: взгляд направлен лево, начать выполнять ритмичные наклоны головой и корпусом к левой ноге. Следить за тем, чтобы левая нога была прямой (рис. 15). То же самое проделать и в правосторонней стойке.
Методы разминки стоп в положении стоя.
И с х о д н о е п о л о ж е н и е: стать прямо, ноги на ширине плеч руки вдоль корпуса.
Д в и ж е н и я: поднять левую ногу, согнутую в колене, правой рукой обхватить стопу ноги, ритмично вращать стопу, проводя разминку. То же проделать и со стопой правой ноги (рис. 16). Затем постараться, не отрывая кисти от стопы, максимально выпрямить ногу вперед (рис. 17). Продолжая разминку, обхватить правой рукой изнутри правую ногу. Постараться поднять через сторону ногу максимально вверх. Следить за тем, чтобы нога была прямой (рис. 18). Затем сменить ноги.
Закончив разминку ног, надо постараться сесть ва шпагат. Сначала в продольный (рис. 19). затем в поперечньй (рис. 20). В шпагате надо сидеть на каждой тренировке, приучая ноги к этому положению.
Выполнение махов.
Махи являются важным элементом китайской разминки. Правильное их выполнение вырабатывает координированность ударов ногами, разминает мышцы, вырабатывает устойчивость.
И с х о д н о е п о л о ж е н и е: стать прямо, ноги вместе, руки разведены в стороны, ладони развернуты вертикально (рис. 21).
Д в и ж е н и я: с силой выполнить мах правой ногой прямо перед собой. Следить за тем, чтобы корпус оставался ровным и обе ноги были прямыми (рис. 22), затем выполнить мах левой ногой (рис. 23).
Для выполнения следующего маха необходимо из описанного выше исходного положения выполнить шаг вперед правой ногой и, помогая этим шагом следующему за ним маху, вынести левую ногу в сторону и вверх. При этом правая рука поднимается вверх, прикрывая голову, левая рука, согнутая в локте, прикрывает грудь (рис. 24-25). Затем аналогичное движение выполнить другой ногой.
Заканчивать упражнение с махами следует выполнением круговых махов.
Исходное положение прежнее.
П о р я д о к в ы п о л н е н и я: левая нога с силой выносится прямо и вверх с небольшим уклоном вправо и выполняет мах справа налево по круговой траектории (рис. 26-27). Скорости выполнения маха способствует небольшой разворот корпуса во время разворота ноги по дуговой траектории.
Те же движения выполнить правой ногой.
Каждую разминку необходимо заканчивать отработкой махов.
Они должны выполняться с максимальной скоростью и тщательным вниманием на правильности выполнения.
Махи позволяют научиться надежной координации движения ног и разнообразию движения в бою.
После разминки следует перейти к описанной ниже тренировке. Необходимо тщательно отрабатывать каждый удар и не приступать к тренировке в бою без твердо приобретенных навыков и техники.
Неправильно заученное движение может усложнить действие спортсмена на ринге и в реальном бою. Об этом следует постоянно помнить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИЛИ У СТЕН МОНАСТЫРЯ ШАОЛИНЬ
Первые лучи восходящего солнца, пронзив облака, осветили восточные склоны гор. За спиной тысячи километров пути, годы тренировок и мечта, звавшая вас все время вперед. И вот мы у цели достав из спортивной сумки рекомендательные письма, мы передали их привратнику, с интересом рассматривавшему двух европейцев, пришедших в столь раннее время. Прочтя имя на конверте, монах утвердительно кивнул головой и повел нас вслед за собой. Так началось наше обучение в знаменитом монастыре Шаолинь.
Бытует мнение будто бы китайские мастера тщательно скрывают свои искусство от иностранцев. Я думаю это не так. Мысль о том, что от нас что-то скрывают, никогда не приходила к нам. Скорее наоборот - на все вопросы мы получали четкий и ясный ответ. А когда возникали трудности из-за языкового барьера, - китайцы скрупулезно, по несколько раз повторяя одно и то же, подробно объясняли то, что нас интересовало.
Буддийский монастырь Шаолинь находится достаточно далеко в горах, на значительном расстоянии от северной столицы Китая. От Пекина до города Лоян (провинция Хэнань), если ехать на поезде, выше четырнадцати часов пути. Затем еще часа три езды на машине. Во время путешествия на юг мы не встретили ни одного европейца.
Как-то после тренировки я спросил у китайских друзей - часто ли здесь бывают иностранцы? «Бывают, - ответили мне монахи, - но не часто. Нужно обладать огромной силой желания, чтобы добраться сюда».
Древняя святыня Востока живет своей собственной жизнью.
Шаолинь - действующий монастырь. В нем живут люди, смысл Жизни которых состоит в служении Богу. Казалось, волны мировой славы, разбиваясь об отвесные стены скал, едва докатываються до стен монастыря. Мирская суета не наушает покой склонившихся в поклоне перед облоков Будды.
В тихой прохладе монастырского двора застыли статуи древних героев. Сцены битв монахов с хорошо вооруженными врагами открывают одну за другой трагические страницы в истории освобождения Китая от чужеземных захватчиков. А рядом - за монастырской стеной, на открытой прямоугольной площадке, под палящим солнцем оттачивают технику боевых приемов У-ШУ парни в спортивных костюмах. Они - живое свидетельство того, что Шаолинь жив и не забыты традиции прошедших столетий.
За минувший год мы неоднократно были в Китае. В общей сложности провели в нем около пяти месяцев. Нам повезло - мы учились у всемирно известных мастеров Китая, встречались со спортсменами из Гонконга, Тайваня, Японии и Непала. Стремление постичь Истину уводило нас вглубь Азии. И с каждым разом менялось наше понимание Востока. То, что вчера было тайной, - стало обыденностью сегодня. На что мы не обращали внимание раньше, заставляет нас вновь собираться в дорогу. Потому как путь к знаниям не имеет конца.