Смекни!
smekni.com

Туризм древнего мира (стр. 3 из 4)

• в области государственно-правовых отношений;

• в сфере духовных и художественно- эстетических запросов;

• в быту и в удовлетворении личных потребностей.

Древние формы торгово-экономических услуг по своим качествам могли бы отвечать ряду современных требований.

Кроме торговых, бытовых услуг в культурах древнего мира появилось огромное число занятий, связанных с ремеслом, а также с работой, требующей высококвалифицированной подготовки. В городах Средиземноморья и на Востоке работали камнетесы и скульпторы, обучавшие детей в школах, архитекторы и строители, содержатели харчевен и постоялых дворов.

В Древнем Китае появляются неизвестные в других культурах профессии такие как: резчики по слоновой кости, специалисты по лаковой миниатюре, эмали; производители шелковых тканей, фарфора. В Китае существовали центры, в том числе и при монастырях, в которых обучали боевым искусствам, приемам психологического и физического совершенствования.

У древних греков и римлян также существовали преподаватели, обучающие ораторскому искусству, философии, основам актерского мастерства. За все эти виды обучения взималась плата.

Все примеры показывают, что этот исторический период внесемейных услуг становится важной частью хозяйствования и социальной практики. Мотивом выполнения услуг в далеком прошлом было не желание добиться наибольшей прибыли, а любое занятие в то время было способом выживания, содержания семьи (7, стр. 87).

Сообщества древнего мира демонстрировали особенности хозяйственной практики и социальных связей, которые могли развиваться при наличии разных услуг. Однако тогда эти услуги носили патриархальный характер.

В Древней Греции и Древнем Риме зародились, а в средние века продолжали углубляться виды деятельности, которые были способны динамизировать общественное развитие.

До 20 века восточные культуры олицетворяли стабильное общественное развитие с замедленно динамикой. В странах Западной Европы с 17 века начались изменения в экономической сфере, трудовых отношениях. На смену рабовладельческому производству идет мануфактурное производство.

Общества, которые двигались, по пути капитализации своего хозяйства расширялись границы услуг на удовлетворение запросов потребителей. Организаторы разных родов услуг, ориентируясь на потребности людей, пытались извлечь выгоду.

Зарождение капиталистических отношений в сфере распространения рыночных услуг подготовили в 1089 г. сообщества к промышленной революции, которая происходила в странах Западной Европы в 17- начале 18 веков.

2.2 Культурный туризм в древности

Древние греки были большими любителями путешествий, они охотно посещали дальние страны с целью получения знаний. Так, мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью изучения побывали философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее странствие, по возвращении домой основал философскую школу. Не только знания, но и красоты этих стран привлекали древнегреческих путешественников. Во времена Древней Греции и Древнего Рима было создано немало памятников художественной культуры, которые сегодня составляют коллекции лучших музеев мира. Интерес к собиранию произведений искусства появился еще у жителей древнегреческих городов-полисов. Возникшие в то время первые «мусейоны» представляли собой храмы муз, содержавшие собрания произведений искусства, сакральных предметов и книг. Они еще не были музеями в современном понимании. В Древнем Риме, когда люди начали осознавать ценность культурного наследия прошлого, прежде всего греческого мира, формируются большие и малые частные коллекции греческого искусства, состоявшие из произведений, вывезенных с Пиренейского полуострова, или копий, изготовленных с греческих оригиналов. В обществе зреет необходимость сделать эти коллекции общедоступными (8, стр. 25).

В разных странах древних путешественников привлекали прекрасные архитектурные сооружения. Самые выдающиеся из них, поражавшие воображение людей того времени грандиозностью и великолепием, были названы «чудесами света». Их было семь. Это легендарные висячие сады Семирамиды в Вавилоне, которые попали в список «Семи чудес света» из-за своей красоты; храм Артемиды в Эфесе, по словам историка Ампелия, он «был самым большим, изысканным и величественным храмом на свете»; статуя Зевса работы греческого скульптора Фидия, знаменитая не столько размерами (12 м), сколько своим художественным достоинством; гробница Мавсола, а также Колосс Родосский — медная статуя у входа в гавань Родоса, более 70 м вышиной, изображавшая Гелиоса (бога солнца у древних греков), и мраморная башня маяка высотой около 180 м, построенная на острове Фаросе. Понять чувства восхищения древних жителей Средиземноморья можно, взглянув на единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней, — египетские пирамиды.

Египет — страна пирамид — привлекал древних путешественников. Увидеть пирамиды было целью путешествий многих древних греков и римлян, которые старательно осматривали эти сооружения, не имевшие себе равных благодаря величественным размерам и неповторимости. Пирамиды донесли до нас свидетельства о древних «туристах», которые оставили на их стенах немало коротких надписей — «граффити». Таких надписей, относящихся к временам Древней Греции и Древнего Рима, известный египтолог Ж. Байе обнаружил более двух тысяч только у гробниц фараонов в Фивах.

Геродот записал множество мифов, легенд, свидетельств о жизни египтян, об их правителях, праздниках и тяжелом труде народа. Поражавшие чужестранца своим величием пирамиды, по свидетельству Геродота, были построены ценой неимоверных усилий. Фараон Хеопс вверг процветающую страну в пучину бедствий. Пожелав построить пирамиды, он, прежде всего, повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Около ста тысяч человек было привлечено к этой работе. Часть египтян перетаскивала к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах, через реку они перевозились на кораблях, а другая часть тащила их дальше до так называемых Ливийских гор. Десять лет измученный народ строил дорогу, по которой тащили эти каменные плиты. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. На стенах пирамиды египетскими письменами было обозначено, что только на редьку, лук и чеснок, добавлявшиеся к основной пище строительных рабочих, было израсходовано 1600 талантов серебра. Поражаясь масштабом описанных строительных работ, Геродот отмечает недовольство народа. Период царствования Хеопса продолжался 50 лет, и 56 лет потом правил его брат Хефрена, строитель второй пирамиды (4, стр. 69).

Прошло время. Одни древние памятники безвозвратно погибли, оставшись лишь в легендах и сказаниях, другие лежат в руинах, но и есть те, что сохранились до наших дней, и по-прежнему привлекают многочисленных туристов.


2.3 У истоков спортивного туризма

Древний мир любил массовые зрелищные мероприятия. В Древней Греции проводилось немало спортивных состязаний. Это Истмийские игры, проходившие на Коринфском перешейке, Немейские игры, проводившиеся около храма Зевса, Пифийские игры и, конечно, Олимпийские игры, на которые стекалось большое количество народа со всех уголков древнего мира. История Олимпийских игр восходит к 776 г. до н.э. Игры справлялись в честь бога Зевса каждые 4 года летом в священной области Олимпия. Постепенно из культовых игр, имевших вначале лишь религиозное значение. Олимпийские игры превратились в крупнейшее, уникальное событие спортивной и культурной жизни Греции. Принимать участие в Олимпийских играх и быть зрителем могли только свободные греки, полноправные граждане греческих полисов, позднее также и римляне. Десятки тысяч людей ехали в Олимпию, шли пешком, плыли на кораблях. Вокруг Олимпии вырастал целый город из палаток. Постепенно игры стали организовываться и в других городах Греции. В городах, где проводились игры, развивалась сеть различных услуг для гостей и участников. Реконструировались общественные бани, решались вопросы питания и развлечений большого числа людей во время проведения игр.

Спортивная программа включала атлетические (пятиборье, включавшее в себя бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу; борьба, кулачный бой, бег с оружием и другие состязания) и конные соревнования (гонки колесниц и скачки), состязания вестников и трубачей. Программа Олимпийских игр была рассчитана на 5 дней. Первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные — спортивным состязаниям мужчин и мальчиков. Из-за обязательности длительных тренировок, содержания лошадей и др. Участниками игр могли быть только зажиточные греки, а в состязаниях в беге колесниц участвовали самые богатые граждане. Женщины не допускались к месту Олимпийских игр. Разве что после окончания игр им было разрешено участвовать в соревнованиях девушек в беге в честь богини Геры. Победители соревнований — олимпионики — награждались венком из веток оливкового дерева и пользовались в Греции почетом и уважением, а иногда даже обожествлялись. В родных городах им обычно ставили статую и предоставлялись важные экономические и политические привилегии.

Олимпийские игры способствовали развитию культуры, искусства и философии в Древнем мире, так как они сопровождались представлениями артистов, певцов и музыкантов. Игры давали великолепную возможность ученым и людям искусства познакомить со своими творениями тысячи людей. По преданию, Геродот здесь впервые читал вслух свою «Историю». Олимпийские игры были отменены римским императором Феодосием I в 394 г.

2.4 Курорты Древнего мира

Сказки о «живой» и «мертвой» воде, легенды о целебных свойствах источников, сказания об их чудодейственной силе известны с давних времен и составляют неотъемлемую часть фольклора разных народов. Многие природные источники были открыты еще первобытными людьми. На местах выхода «чудесных» источников строились храмы. Использование целебной воды становилось порой элементом религиозного культа. К числу наиболее древних, как полагают ученые, относящихся еще к бронзовому веку, принадлежат остатки капитальных сооружений на источниках углекислых вод в окрестностях современного швейцарского курорта Санкт-Мориц. В древнейшем памятнике индоарийской культуры «Ригведе» повествуется о священных купелях при храмах, на страницах Библии упоминаются Силоамская купель, священное озеро Бетесда под Иерусалимом, вода которых приносила избавление больным людям от многих болезней (9, стр. 108).