В Троицком соборе проходили торжественные обряды и службы, крещение, обряд посажения на княжение. Это и место погребения знаменитых псковских князей. В сенях Троицкого собора хранились документы, грамоты Псковской вечевой республики, летописные материалы.
В 1938 году Русская православная миссия открыла собор для проведения богослужений.
В настоящем облике храма нашли отражение черты московского архитектурного стиля 17 века, т.к. он построен по чертежам московских зодчих. Одновременно с этим собору присущи строгость и простота древнего псковского зодчества. Расположенный на высоком Кромском мысу, 78-и метровый собор виден на расстоянии нескольких десятков километров от города. Высоко в небе над собором сияет центральный золотой купол храма - символ Святой Троицы, которая была символом Псковской земли. Площадь купола составляет 300 м.кв., на его золочение во второй половине 20 века было израсходован 1 кг 310 г сусального золота. Другие 4 главы символизируют святых евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна.
Внутренний декор Троицкого собора выдержан в традициях 17 века. Интерьер храма поражает своей высотой и высоким иконостасом. Семиярусный, деревянный, резной, золоченый иконостас Троицкого собора - это один из самых грандиозных иконостасов 17-18 веков, сохранившихся до наших дней. Иконы пяти ярусов - это иконы местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого чинов. А два верхних яруса иконостаса изображают Страсти Господни. Венчает иконостас Распятие. Ранее, до 1640 года вместо распятия находилась икона Спасителя. Высота иконостаса вместе с завершающим его Распятием, составляет 42 метра. В центре иконостаса находятся Царские врата, расположенные напротив престола в алтаре. Купола храма изнутри расписаны звездами и облаками, как символы небесного свода.
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь расположен в устье реки Мирожи, впадающей в реку Великую напротив Покровской башни.
Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом св. Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности. В средние века здесь находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. Здесь была переписана и сохранена для потомков эпическая повесть "Слово о полку Игореве". Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В обители отливались колокола.
Монастырь пережил многие войны и нападения. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары врагов. В 1299 году войска Ливонского Ордена напали на псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Тогда был убит игумен Мирожского монастыря - преподобный Василий Мирожский.
На территории монастыря расположен самый древний архитектурный памятник Пскова – Спасо-Преображенский собор, фресковая роспись которого является редким памятником монументальной живописи Руси. В стенах монастыря мастера фресковой живописи и иконописи сохраняли и развивали русские национальные традиции этого вида искусства.
В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды. В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.
Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором.
Размещенная в палатах экспозиция исторического отдела музея раскрывает жизнь Псковского края от периода неолита до наших дней. Среди экспонатов - много предметов производства, быта и культуры псковичей XI-XII веков, изделия местных мастеров кожевенного, гончарного, литейного дела. В разделе, посвященном героическому боевому прошлому Псковской земли, выставлено много предметов военного снаряжения, материалы, рассказывающие об оборонной роли Пскова - северо-западного щита русских земель. Среди экспонатов музея видное место занимают произведения древнерусского искусства - живописи, скульптуры, прикладных видов. Музей-заповедник проводит большую работу по выявлению новых ценностей старицы, пополняет свои коллекции, расширяет экспозиции, готовит новые. Двери замечательного памятника русского гражданского зодчества XVII века - Поганкиных палат - широко раскрыты для посетителей.
Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 525 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в X веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась близ Пскова.
Монастырь, расположенный в живописнейшей долине с карстовыми песчаными пещерами, является духовным и культурным центром, одним из самых крупных в стране мужских монастырей с непрерывной многовековой историей и замечательным историко-архитектурным ансамблем XVI-XIX веков.
Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется в Пскове. Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места.
Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом, став первой постриженницей обители. В следующую ночь после погребения гроб ее чудным образом оказался на поверхности. Священник Иоанн и духовник Вассы повторно совершили отпевание, думая, что ранее ими было что-то пропущено в надгробном пении. Однако и после этого гроб с телом Вассы невидимой силой был выставлен из земли. Иона принял это как знак свыше и гроб был оставлен на поверхности. С того случая не прекращается чудесное действие благодати в монастырских пещерах: на протяжении столетий гробы с телами иноков, равно как и павших воинов и просто жителей печорского посада не предаются земле, а составляются в склепах друг на друга.
В монастырском пещерном некрополе можно видеть склепы, до самых сводов заполненные ветхими почерневшими гробами, в то время как не замечено никаких признаков тления тел усопших. Сейчас в пещерах проделаны шесть длинных подземных галерей. Среди захороненных здесь - представители прославленных русских родов: Пушкиных, Назимовых, Бутурлиных, здесь покоятся родственники М.И. Кутузова, поэта А.Н. Плещеева, композитора М.П. Мусоргского.
При Корнилии, по указанию Иоанна Грозного вокруг монастыря была сооружена мощная каменная стена с девятью башнями и тремя воротами, а в монастыре построена каменная Благовещенская церковь и, для стрелецкого гарнизона, постоянно ведшего службу в крепости, - надвратная Никольская церковь, соединенная с боевой башней. Шла Ливонская война, а обитель находилась в пограничной области, часто подвергавшейся нападению с запада.