Город раскинулся на двух холмах: на более высоком - "Большом холме", или Бююк Тепе, располагались акрополь, агора, базилика, нимфеум и булетерий, или "Палата совета". От всех этих зданий, составляющих когда-то ядро города, остались лишь руины. На расстоянии приблизительно одного километра от города, можно увидеть развалины Римского Акведука (сохранившего свою первоначальную высоту), который снабжал Аспендос водой, доставляя её из источника, расположенного более чем за 20 км от города. Театр Аспендос сохранился лучше, чем другие римские театры на территории Турции. Он поистине великолепен. Театр был построен во втором веке н.э. местным архитектором Зеноном - сыном Теодора, на пожертвования двух братьев - Курция Криспина и Курция Авспиката, которые посвятили его семье императора, о чем нам сообщают надписи, выгравированные на камнях сооружения.С историей создания театра и акведука связана интересная легенда. У царя Аспенда была дочь необычайной красоты, которую звали Семирамида. Оба архитектора мечтали взять её в жены и царь решил отдать её тому, кто быстрее построит наиболее грандиозное здание города. Претенденты на руку красавицы принялись за работу одновременно и одновременно её закончили: один построил театр, другой - акведук. Оба эти сооружения понравились царю, который нашёл справедливое решение, предложив соперникам поделить его дочь пополам. Создатель акведука согласился на это соломоново решение, однако, другой архитектор предпочёл отказаться от принцессы в пользу своего соперника. Тогда царь понял, что благородный создатель великолепного театра, принесшего славу и величие городу, будет прекрасным мужем для его дочери, и отдал её ему в жены.
Этот театр был обнаружен в 1871 году графом Ландсконским во время одного из его путешествий по этому краю. Театр прекрасно сохранился с одной стороны, благодаря прочности местного известкового камня, а с другой стороны, в связи с тем, что сельджуки переоборудовали его в кервансарай, укрепив кирпичной кладкой северное крыло. Театр с его 39 рядами ступеней, длиной 96м. мог вместить до 20 000 зрителей. Над трибунами идёт изящная арочная галерея, позволявшая зрителям присутствовать на спектаклях, оставаясь в тени. Незабываемое впечатление оставляет прямоугольное помещение, расположенное напротив театрона. Оно включает скену (помещение для переодевания актёров), в котором открываются, пять дверных проёмов, и узкий просцениум (место представлений). Стена скены, выходящая в зал, разбита двумя рядами окон, которые в том же ритме повторяются со стороны фасада. Благодаря прекрасной акустике театра спектакли здесь проходят и в наши дни.
Первое здание собора святой Софии открыт для богослужения в 360 г. Византийский император Константин II. Самую большую в мире церковь назвали Хагия София. В 404 г. Церковь сгорела. Вторая церковь Айя-София была открыта в 415 г. Эта церковь с деревянной крышей сгорела во времена в 532 г.
Современный собор построен по приказанию византийского императора Юстиниана м представляет собой совместное произведение греческих архитекторов Анфимия и Исидора. Открыт в 537 г., но в 558 г. он сильно пострадал от землетрясения. Во время ремонта Исидор построил поддерживающие стены и увеличил высоту купола. Диаметр купола около 30 метров, высота – примерно 55 метров. Основные стены и купол сделаны из кирпича, а 107 колонн – из цветного мрамора. Для украшения использовали цветной мрамор и мозаику.
После 1453 г. Айя-София была превращена в мечеть. Султан Мехмед Фатих отремонтировал здание и построил один минарет. Во время правления султана Беязита II и Селима II было построено еще три минарета. В 1935 г. Айя-София стала музеем.
Дворец Топкапы («Пушечные ворота») был построен в 1478 г. Однако до 1850 г. в период правления каждого следующего падишаха продолжались дополнительные строительные работы. Ворота Благословения были построены в период правления султана Сулеймана Законодателя (1524). Эти ворота ведут во внешний двор. Справа находится дворцовая кухня, слева помещение для приготовления халвы. На кухнях дворца готовилась еда для 15 000 человек. Слева находился гарем – запретное помещение с сотнями комнат.
В определенные дни недели проходило заседание совета министров. Падишах тайно наблюдал за ходом заседания через решетку, находившуюся в верхней части комнаты заседаний совета министров.
Примерно четыре столетия дворец Топкапы был центром управления империей. В 1856 г. он уступил место новому дворцу – Долмабахче.
Дворец Топкапы по распоряжению Ататюрка был превращен в музей.
Колонна была воздвигнута по приказу императора Константина VII в 994 г. Колонна высотой 32 метра имеет в сечении форму квадрата со стороной 1,6 метра в основании и сложена из каменных плит. Во время оккупации (Константинополя) крестоносцами с колонны были сняты бронзовые пластины.
Башня Галата была построена в 1348 г. генуэзцами. В 18-м столетии башня служила османам для наблюдения за пожарами. В 1794 г. башня полностью сгорела. <…> Впоследствии на ней соорудили этаж с окнами на все четыре стороны и накрыли сверху колпаком. Башня 12-этажная, ее высота – 61 метр.
Румели Хисары (Византийскую крепость) построил на византийском берегу Босфора в 1452 г. султан Мехмед Фатих (Мехмед Завоеватель) с целью завоевания Стамбула. После взятия Стамбула крепость утратила свое назначение и служила для наблюдения за проходящими через Босфор кораблями. После ремонта и обновления в 1953 и 1970 гг. крепость стала музеем
Этот камень был установлен в Нижнем Египте по приказу фараона Тутмоса III (XV в. до н.э.). Колонна из розового гранита высотой 25 метров посвящена победам Тутмоса. Феодосий I приказал в 390 г. доставить эту колонну из Египта и установить ее на ипподроме (Константинополя). Рельефы на основании колонны представляют сцены из жизни императора и его семьи.
Церковь Карийе – (памятник архитектуры) 11 века. Построена она по распоряжению тещи византийского императора Комнина I. Церковь знаменита византийскими мозаиками и фресками. Поврежденная во время нашествия крестоносцев, в начале XIV века церковь перестраивается; архитектурные дополнения, внутренние убранства церкви имеют большую ценность. В настоящее время является музеем.
Айя-Ирини – одна из самых старых византийских церквей Стамбула(IV в.), находится позади собора Айя-София. Во время восстания 532 г. она сгорела, и император Юстиниан построил церковь больших размеров.
Мечеть султана Ахмеда – оригинальный и новый образ османской архитектуры. Построить эту мечеть падишах Ахмед I поручил ученику Синана по имени Мехмед Ага Седефкар (слово Седефкар означает «мастер по перламутру»). Мечеть открылась в 1616 г. при разработке внутреннего устройства мечети Мехмед Ага Седефкар ввел важные новшества. Купол диаметром 25 метров, в отличие от других мечетей, опирается на четыре колонны. Стены покрыты голубыми, зелеными, бирюзовыми и черными изразцами. Позолоченный мимбар покрыт рельефами. Одна из самых важных особенностей мечети – наличие шести минаретов. Гробница султана Ахмеда I находится рядом в медресе.
Литература
1. Сайт Министерства культуры и туризма Турецкой Республики (www.kultur.gov.tr )
2. INSIGHT YASED, Июль 2009.
3. http://www.hoteldiscount.ru/hotels/ - сайт з інформацією про готелі світу
3. http://www.kapitan.ru/strany/ - сайт про міста та країни світу
4.http://www.tourism.ru/ - сайт з інформацією про країнознавство
5.http://dreamvoyage.ru/blog/2008-06-14-237
6.http://gototr.com/turkey/stolica-turcii/page/9/
7.http://turcanka.ru/eksk.html
8.http://www.turkey-info.ru/useful_information/tourism/tourism_kinds/
9.http://www.photodreamstudio.ru/gal-78-p-10.shtml
10.http://www.saga.ua/34_gallery_showphotos_9_4_4579.html