Смекни!
smekni.com

Туристско-рекреационный потенциал Калужской области (стр. 4 из 11)

В XV - XVI веках Калуга не раз подвергалась опустошительным набегам иноземных завоевателей (а они прежде всего стремились разорить кремль и посад), сильнейшим пожарам и массовым эпидемиям.

Очень сильный урон понесла Калуга в годы борьбы с польскими интервентами. Их войска проходили по Калужской земле, не раз грабили, разрушали и сам город. После их изгнания Калуга из бывшего пограничного форпоста преобразовалась в крупный экономический пункт.

Наряду с историческими событиями и именами несомненный интерес представляют также три ведущих музея города: краеведческий, художественный и музей космонавтики. Все это позволяет говорить о достаточном социокультурном потенциале Калуги и ее роли как туристского центра.

Окрестности Калуги - это историко-культурная зона, включает Полотняный Завод, имеющий два выдающихся усадебных комплекса, старые промышленные сооружения и связанный с именами А.С. Пушкина и семьи Гончаровых бывший монастырь Тихонова Пустынь, бывший город Воротынск. К данной группе поселений можно также отнести город Кондрово - старинный бумагоделательный центр, имеющий несколько интересных архитектурных памятников.

2. Боровский район. Расположен на северо-востоке области, на границе с Московской областью. На небольшой территории района выявлено более 120 памятников истории и культуры, более 20 памятников природы. Особый интерес представляет сам Боровск, сохранивший не только несколько старинных церквей, но и типичную городскую застройку. Он известен как крупнейший центр старообрядчества и связан с именами протопопа Аввакума, боярыни Морозовой.

В трех километрах от города расположен прекрасно сохранившийся Пафнутьев-Боровский монастырь. Особую привлекательность городу придает река Протва, одна из немногих сравнительно чистых рек области. Близость Москвы, хорошая транспортная доступность делают этот район особо привлекательным для туристов, специалистов по русской истории и культуре, дают возможность создания здесь международного культурно-научного и туристского центра. Это направление может стать ведущим в экономической деятельности района.

Этот регион можно рассматривать в более широких границах, включив в него г. Малоярославец и соседний Жуковский район. В то же время, например, Малоярославец, сохранив интересные памятники и являясь местом исторического сражения войны 1812г., не в полной мере отвечает условиям развития уникальной исторической территории, главным образом из-за интенсивного промышленного строительства. Однако его действительно можно рассматривать как регион, взаимосвязанный с Боровским историко-туристским узлом, как интересный, самостоятельный туристский центр на маршруте, посвященном событиям 1812 года (Москва, Бородино, Верея, Малоярославец, Тарутино).

3. Район г. Козельска. Выделение этой территории определяется как историческими па мятниками, так и духовным значением этих мест.д.ревний Козельск стал символом героического сопротивления русских нашествию войск Батыя. Символом духовного развития является знаменитый мужской монастырь Оптина Пустынь. Возрождается известный женский монастырь в Шамордино. Эти места связаны с жизнью и творчеством многих выдающихся русских писателей (Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, братьев Киреевских).

В Козельске, в соседнем с ним Перемышле и в окрестных селах сохранились интересные архитектурные памятники. Живописна природа этих мест, особенно в долинах Оки и Жиздры.

4. Таруса - Поленова. Эта территория объединяет два известных в историческом и культурном отношении района - малый город Тарусу и находящийся в Тульской области на другом берегу Оки дом-музей художника В.Д. Поленова. Вся территория как бы объединена долиной Оки и живописными природными участками вокруг названных мест. Эта уникальная историческая территория еще раз свидетельствует об особом социокультурном районировании, не совпадающем с административными границами, но объединяющем на основе сохранения наследия интересы соседних областей.

1.2.2 Объекты и памятники архитектуры и градостроения

Почти в каждом древнем городе есть хоть несколько памятников, ради которых люди едут иной раз многие сотни верст, замирая при мысли, что в гостинице не окажется мест. Есть такие памятники и в Калуге: палаты Коробовых, мост через овраг, гостиный двор, усадьба Золотарева. Но всего важнее - это она вся, весь ее облик, то непосредственное впечатление прекрасного старого города, которого никогда не заменят ни описания, ни картины, ни старые фотографии.

История Калуги сложилась так, что архитектура ее сравнительно молода, хотя сама она - древний город. Памятники XVII века сейчас можно пересчитать по пальцам. Облик Калуги определила архитектура конца XVIII - начала XIX века, когда Калуга стала богатейшим торговым городом, центром наместничества, а потом губернии.

Калуга - это город русского классицизма. Здесь работали первоклассные архитекторы: П.Р. Никитин - один из крупнейших русских градостроителей, потом И.Д. Ясныгин - ученик Баженова. В начале XIX века его сменил Н. Соколов. Каждый последующий архитектор глубоко вникал в работу предыдущего и продолжал его дело. Вероятно, поэтому Калуга и стала таким цельным городом.

Есть одна удивительная особенность в облике Калуги. В центре неё почти нет улиц, которые не заканчивались бы загородным видом.

Калуга - типичный город на большой реке. Связь старых городов с рекой определялась, конечно, не одними художественными замыслами: река была главной дорогой, поила и защищала. Калуга стоит так, как стоят усадьбы времен классицизма: в излучине реки, на возвышенном и обрывистом берегу. С этого берега, с площадки городского сада, видны дальние леса и Ока, которая, медленно извиваясь и блеща на солнце, скрывается за холмами.

Напротив города - деревушка с ласковым названием "Ромодановы дворики", посреди ее - небольшая церковь. Для Калуги эта церковь имеет первостепенное значение: она одна противостоит целому городу, и без этого привычного ориентира правый берег Оки стал бы безлюдным.

Калуга вообще очень похожа на Москву, ту Москву, которая ушла уже безвозвратно в прошлое. Это сходство отмечали современники еще в начале XIX века.

В облике Калуги много такого, что встречалось, чуть ли не в каждом из русских городов. Но во всей России нет, вероятно, второго такого памятника, как мост через Березуйский овраг (построен П. Никитиным в 1780 г). Римский виадук в центре России, фантазия Пиранези - вот что такое калужский мост.

Свой план, простой и ясный, в котором улицы, параллельные Оке, соединяются с древней радиально-кольцевой планировкой, Калуга получила в 1778 году. В этом плане нет ничего надуманного, он умело связан со сложным рельефом и в нем нашлось место и старым памятникам, и оврагу, и великолепному ансамблю центра.

Почти всех, кто видел Калугу в начале XIX века, поражало обилие в ней каменных домов. Богатая Калуга застраивалась быстро и к 1809-1810 годам, когда на смену прежним типовым проектам пришли новые, город был почти отстроен. Во второй половине прошлого века он обеднел, следовательно, его почти не испортили переделками.

От конца XVIII и начала XIX века здесь сохранились целые улицы и кварталы. Все сдержанное разнообразие таких улиц составляют рядовые дома, рядовые даже в собственном смысле слова, скромно стоящие в ряду других домов, столь же скромных. Но архитектурное воспитание этой поры таково, что лучший дом Калуги стоит в застройке с той же примерной скромностью. Об этом доме нельзя не рассказать. Это блистательная страница истории нашей архитектуры.

В России много старинных дворцов богаче дома Золотарева, но очень немногие дают, как этот, такое полное представление о культуре эпохи, которая взрастила Пушкина. Сколько раз сменились за минувшие полтораста лет и моды и вкусы, но вечная молодость этого дома не померкла. И не должна померкнуть.

Дом (точнее, городская усадьба) купца Золотарева стоит на замечательном, хотя и неприметном месте. Из его окон видны долина Оки, тихая Пушкинская улица (на нее выходят парадные комнаты), живописный овраг, корпуса присутственных мест, собор, церкви в зелени садов.

Эта усадьба (с 1922 г. в ней бессменно помещается Краеведческий музей) сохранила множество мелочей, нигде больше не уцелевших. Вероятно, нигде (кроме разве Ленинграда) нет уже больше старых фонарей у крылец, нигде нет булыжных мостовых с узором в крупную клетку.

Для своего времени (1806-1808) в доме нет ничего необычного: его формы типичны для архитектуры допожарной Москвы. Но как из одинаковых слов слагаются непохожие фразы, так из одних и тех же форм русского классицизма, к этому времени отточенных до совершенства, возникало бесконечное разнообразие.

Бесценные сокровища хранят интерьеры дома Золотаревых, полные барельефов и росписей. Это целый музей декоративного искусства. Здесь собраны почти все барельефы, встречающиеся в "маленьких дворцах" Москвы, уцелевших от пожара 1812 года: "Времена года", "Музыка", "Танец", античные мифы - и все это "в исполнении XVIII века".

Величие свершений советского народа запечатлено в ансамбле площади Победы, где горит Вечный огонь славы в честь калужан, погибших в суровые годы Великой Отечественной войны.

Редким памятником гражданского зодчества XVIII века являются Палаты

Коробовых. Хорошо сохранилось до нашего времени архитектурный ансамбль бывших Присутственных мест, возведённый в конце XVIII века, и Гостиный двор с аркадами.

В Калуге много черт провинциализма именно в том смысле, что она не копировала столицу. Природный ландшафт Калуги нивелировался только в самых необходимых случаях. Не устраивали никаких набережных. С удивительным тактом сохранили овраг, он и сейчас остался одним из самых милых мест в городе. Зеленые спуски к реке, неровности рельефа - все это кажется естественным, но за этим стоит глубокая осмысленность художественного облика города.