Крупных озёр мало; они приурочены к горным районам преимущественно ледникового или тектонического происхождения. Самое крупное озеро Вукар в Кашмирской долине. Имеются подпрудные озёра, возникшие в результате оползней, обвалов. На плоскогорье Декан - озеро Лонар вулканического происхождения.
Вечными снегами и ледниками в Индии занято около 40 тыс. км2 территории. Основные центры оледенения сосредоточены на Севере Индии, в Каракуруме и на южных склонах хребтов Гималаев. Крупнейшие ледники Сиачен (75 км), Балторо (62 км), Хиспар (53 км), Биафо (68 км). Их питание осуществляется главным образом за счёт снегопадов во время летних муссонов и метелевого переноса снега со склонов. Средняя высота снеговой линии около 5300 м на Западе и 4500 м на Востоке. Многие ледники отступают.
Издревне индийцы поклоняются рекам: вода — это урожай на полях, это жизнь. С древних времен Индия обладала одной из наиболее развитых ирригационных систем в мире. За годы независимости почти во всех крупных речных бассейнах были сооружены мощные комплексные гидроузлы, которые называют «храмами» Новой Индии. Священная река - Мать-Ганга. Эта река для индийцев означает то же, что Волга для россиян или Нил для египтян. Великая река поит и кормит самые населенные районы Индии. По преданию, она очищает души от грехов и возвышает человека в глазах богов.
По индуистской мифологии, река имеет божественное происхождение. Отцом
Ганга считается властелин снежных гор — Химават, а матерью — небесная дева Менака. Некогда река протекала по небесам и омывала берега рая. Но однажды могущественный айодхский царь Бхагиратха попросил ее спуститься на землю, чтобы смыть грехи со своих предков и позволить им обрести небесное блаженство. Река вняла его мольбам и направила воды на землю. Она непременно разрушила бы земную твердь, но всю тяжесть низвергнувшихся с небес вод принял на свою голову бог Шива. Река запуталась в его длинных волосах и сбежала вниз семью потоками. За водами последовали боги, небесные мудрецы, земные правители и подвижники. Вместе они достигли океана. С тех пор священная река протекает по земле.
Ганг берет начало в Больших Гималаях на высоте 4100 м в маленьком гроте с названием "Коровья морда" у подножия ледника Ганготри. Горным потоком он с грохотом мчится в узких ущельях гранитных скал. Около Хардвара Ганг покидает Гималаи и могучей темно-серой рекой разливается по равнине. Далее он течет в восточном направлении и впадает в Бенгальский залив. Общая длина Ганга — 2510 км.
Ежегодно сотни тысяч паломников–индусов, как это делали на протяжении тысячелетий их предки, приходят совершить омовение в Ганге: в главный центр паломничества Варанаси (один из самых древних городов планеты); в Аллахабад, у слияния Ганга и Джамны.
Индия — одна из самых распаханных стран мира: обрабатываемые земли составляют свыше половины ее площади. Леса, покрывающие менее 1/5 поверхности, в основном сохранились в горных районах. В горах Южной Индии произрастают особо ценные породы деревьев: тик, сал, розовое дерево, сандал, из ароматной древесины которого кустари изготовляют множество разных изделий и др. Спрос на древесину очень велик, так как она составляет около 70% топлива для приготовления пищи в деревнях и около половины в городах. Леса широко используют для выпаса скота, и для заготовки кормов.
Индия имеет самое многочисленное в мире поголовье скота (буйволы, коровы, козы, овцы, верблюды), но пастбища составляют менее 4% ее площади. Скот нередко бродит по городским улицам. Коровы почитаются священными, убой их запрещен. Животный мир Индии чрезвычайно разнообразен. В лесах Юга, Ориссы, Ассама еще бродят стада диких слонов. В Ассаме и Бенгалии сохранились представители древней фауны - носороги. Львы, изображение которых входит в герб республики, обитают в лесах Гир на полуострове Катхиавар. Сильно истреблены, но водятся в джунглях тигры, довольно много пантер. Индия - единственная страна, где представлены все виды змей. Обезьяны встречаются всюду - на дорогах и в храмах, в лесах и в центре города. В Индии обитает свыше 1600 видов птиц - попугаи, воробьиные, грифы, коршуны, орлы, цаплевые, павлины. Велико богатство речной и морской фауны. В стране действуют 75 национальных парков (Казиранга, Гирский, Лес, Манас), более 420 заповедников [8].
Глава 3. Историко-культурная характеристика страны
Историю Индии ведут с протоиндийской или хараппской цивилизации, сложившейся к середине 3-го тысячелетия до н.э. в долине реки Инд. Однако есть немало свидетельств тому, что Индия была заселена еще в более ранний период. Следы хараппской цивилизации были обнаружены в результате раскопок в 20-х годах XX столетия. Большую известность получили два древних города, представлявших наивысший ее расцвет – Хараппа и Мохенджо - Даро, находящиеся теперь на территории Пакистана. Города были хорошо спланированы, их улицы пересекались под прямыми углами, там имелась система канализации. Довольно четкие различия в местоположении и типах домов свидетельствовали о разделении общества на высшие и низшие слои. Известно, что представители хараппской культуры поклонялись мужским и женским божествам и, возможно, священным деревьям. Считается, что Шива почитался уже в то время.
К 1700 г. до н.э. хараппская цивилизация пришла в упадок. Около XV века до н.э. в Северную Индию вторглись племена ариев, оттеснив дравидов на юг. В современной Индии население, проживающее в южных штатах Керала, Тамилнаду, Карнатака принадлежат к дравидийской языковой семье. Арии принадлежали к кочевым племенам и занимались скотоводством, но, оседая на завоеванных землях, они стали перенимать навыки земледелия. Приход индоарийских племен, прародиной которых считают Среднюю Азию или южнорусские степи, открыл в истории Индии ведийскую эпоху, получившую название по ведам – древнейшим памятникам духовной культуры индоариев.
Официальное название современного государства - Бхарата ведет происхождение от названия арийского племени бхаратов, жрецы которого создали древний сборник ведийских гимнов "Ригведа". Корнями индуизм, последователями которого считают себя 83% населения Индии) уходит в эпоху вед.
В ведийскую эпоху началось постепенное деление общества на четыре сословия (варны): 1) жрецы – брахманы, 2) военная знать – кшатрии, 3) свободные общинники, земледельцы, торговцы – вайшья, 4) слуги, занимающие самое низкое положение в социальной иерархии – шудры. Существовали и многочисленные касты (джати) – замкнутые группы, связанные с наследственно закрепленной профессией и положением в обществе. В Ведах людям давались предписания относительно их положения в обществе, деления по кастам. Со временем сложились четыре веды – Ригведа, Адхарваведа, Самаведа, Яджурведа, передававшиеся устно. Письменность появляется к IV в. до н.э.
В конце 1-го тысячелетия до н.э. - первых веках н.э. получили окончательное оформление бессмертные эпических произведения – Махабхарата и Рамаяна, дающие яркую картину социально-культурной жизни древней Индии.
В VII-VI вв. до н.э. в Северной Индии, преимущественно в долине Ганги, появились первые государства с монархической и республиканской формами правления. В IV в. до н.э. постепенно укрепляется государство Маурьев. Первоначально оно локализовалось в районе Магадхи (южная часть современного штата Бихар), но уже в третьем веке до н.э. подчинило себе почти весь полуостров Индостан, за исключением его южной оконечности. Особого могущества государство достигло при императоре Ашоке. Приняв буддизм в 262 г. до н.э., Ашока способствовал его широкому распространению в Индии. Его сын и дочь стали миссионерами буддийского учения.
На юге субконтинента в это время существовало государство Чола, которое вело активную торговлю с Римской империей, продавая жемчуг, слоновую кость, золото, рис, перец, павлинов и даже обезьян. В северо-западной Индии в 1 веке, складывается занимавшая огромные территории империя Кушан. Во II веке в составе империи уже были Афганистан, Средняя Азия, вся Северная Индия и часть Центральной. После дезинтеграции Кушанской империи несколько веков наблюдалась государственная раздробленность.
В 320-540 годы возникло государство - империя Гуптов, которое объединило под своей властью почти всю Индию. Период Гуптов - это становление индуизма, индуистских традиций, культуры. В это время произошел значительный прогресс в развитии ремесел, науке, литературе. Официальным языком при дворе Гуптов был санскрит. Поэзия и драма пережили пору наивысшего расцвета благодаря творчеству великому поэта и драматурга Калидаса создавшего свои бессмертные произведения. Ряд открытий в области астрономии сделал ученый Арья-Бхата, с большой точностью рассчитал число "пи". Сложилась традиционная система индийской медицины – Аюрведа. Усилилось кастовое деление общества, возникла каста неприкасаемых.
Начавшееся в середине V в. нашествие в Индию племен гуннов-эфталитов подорвало мощь и единство империи Гуптов, предопределило ее падение. В Северной Индии наступил период раздробленности который длился с VI по XI века. Пришла в упадок внутренняя и внешняя торговля, но продолжился прогресс в сельском хозяйстве. В то же время на юге и в Шри-Ланке усиливалось могущество династии Чола, достигшее апогея в XI веке.
С начала XI века Индия начинает подвергаться набегам тюркских завоевателей-мусульман с целью грабежа, потом носят характер священной войны с "неверными". Завершились походы созданием в начале XIII в. государства с мусульманским правителем, получившее название. В середине XIV в. под его властью оказалась уже вся Индия, кроме крайнего юга и Кашмира. Начинается проникновение исламской культуры. В это время Суфийский поэт и писатель Кабир проповедовал идеи сближения ислама и индуизма.