Таблица 2
Наиболее распространённые языки Индии
Место | Язык | Перепись населения 2001 года (Население 1,004.59 млн чел) | ||
Число носителей | Процент общего населения | Географическое распространение | ||
1 | Хинди и его диалекты | 422,048,642 | 41.03 % | Северная Индия |
2 | Бенгали | 83,369,769 | 8.11 % | Западная Бенгалия, Ассам, Джаркханд, Трипура |
3 | Телугу | 74,002,856 | 7.37 % | Андхра-Прадеш, Карнатака, Тамил-Наду, Махараштра |
4 | Маратхи | 71,936,894 | 6.99 % | Махараштра, Карнатака, Мадхья-Прадеш, Андхра-Прадеш, Гоа |
5 | Тамильский | 60,793,814 | 5.91 % | Тамил-Наду, Карнатака, Пондишери, Андхра-Прадеш, Керала, Махараштра |
6 | Урду | 51,536,111 | 5.01 % | Джамму и Кашмир, Андхра-, Уттар-Прадеш, Дели, Бихар, |
7 | Гуджарати | 46,091,617 | 4.48 % | Гуджарат, Махараштра |
8 | Каннада | 37,924,011 | 3.69 % | Карнатака |
9 | Малаялам | 33,066,392 | 3.21 % | Керала, Махе, Пондишери |
10 | Ория | 33,017,446 | 3.21 % | Орисса |
11 | Пенджаби | 29,102,477 | 2.83 % | Пенджаб, Чандигарх, Дели, |
12 | Ассамский | 13,168,484 | 1.28 % | Ассам |
13 | Майтхили | 12,179,122 | 1.18 % | Бихар |
Более 900 млн индийцев (80,5 % населения) исповедуют индуизм. Другие религии, имеющие значительное количество последователей, это ислам (13,4%), христианство (2,3%), сикхизм (1,9%), буддизм (0,8%) и джайнизм (0,4%). В Индии также представлены такие религии как иудаизм, зороастризм, бахаи (Таблица 3). Среди аборигенного населения, которое составляет 8,1 %, распространён анимизм.
Таблица 3
Характеристика религиозных групп по переписи населения 2001 года
Религия | Население % | Рост (1991—2001) | Грамотность (%) | Рабочая сила (%) |
Индуизм | 80.46 | 20.3 % | 65.1 | 40.4 |
Ислам | 13.43 | 36.0 % | 59.1 | 31.3 |
Христианство | 2.34 | 22.6 % | 80.3 | 39.7 |
Сикхизм | 1.87 | 18.2 % | 69.4 | 37.7 |
Буддизм | 0.77 | 18.2 % | 72.7 | 40.6 |
Джайнизм | 0.41 | 26.0 % | 94.1 | 32.9 |
Анимизм, другие | 0.65 | 103.1 % | 47.0 | 48.4 |
Индуисты составляют большинство во всех штатах страны, за исключением Джамму, Кашмира и Нагаленда.
Религия индуизма сформировалась в древней Индии в первом тысячелетии нашей эры. Ее основой является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Неуклонное следование добродетели должно в конечном счете привести к мокше - спасению души. Это учение нашло отражение в священных книгах индуизма - в «Бхагаватгите», а также в таких эпических произведениях, как «Махабхарата» и «Рамаяна», посвященная подвигам Рамы.
В религии индуизма много богов, но среди них выделяются три главных. Это Брахма - бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще всего сущего. Культ Брахмы в индуизме практически отсутствует, в его честь во всей Индии воздвигнуто лишь несколько храмов. Сам Брахма обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящем на лебеде.
Далее, это Вишну - великий бог-охранитель, который представляется обычно в благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из своих десяти воплощений, которые принимал, спускаясь на землю. Самое распространённое из них образцы царевича Рамы (отсюда - "Рамаяна") и пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке, полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме, распространённое главным образом в храмы, посвящённые ему. Наиболее известны из них храмы в Матхуре, Джайпуре и другие.
Наконец, это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин животных". Изображается обычно в грозном виде, часто в священной пляске, с третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и вооружён трезубцем. Шиваизм образует второе течение в индуизме, распространённое преимущественно в южной и восточных частях Индии. Из шиваистских храмов особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе), Амарнатхе. Культовые обряды индуисты совершают не только в храмах, но и у местных и домашних алтарей, в священных местах.
Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда животных, в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров не забивают и говядина не употребляется в пищу. Священными считаются и некоторые растения, например лотос. Священна также река Ганг, в водах которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд очищения - омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси, где берега Ганга облицованы каменными ступенями, заполненными прибывшими для очищения. Тела умерших индусов обычно сжигают на погребальных кострах, но в отдельных случаях хоронят и в водах Ганга. Быть похороненным в водах этой реки - заветная мечта каждого правоверного индуса. Индуизм запрещает разводы и вторичные браки вдов, даже если они еще очень молоды. Хотя эти запреты официально отменены, большая часть населения продолжает их соблюдать.
Наибольшее воздействие на население оказывает догмат индуизма, предусматривающий деление общества на касты (от латин. castus - чистый), или джати (на древнеиндийском языке - санскрите).
Система кастовой организации общества зародилась в Индии в древнейшие времена, но и ныне продолжает существовать и влиять на всю жизнь страны и каждого человека. Принадлежность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, сообщают им специальные знания, отправляют все ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые - погребению) - все это происходит и производится в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - с тем сводом предписаний и запретов, создание которого предписывается богам, божественному откровению. С детских лет человек вырастает в сознании абсолютной нерушимости законов дхармы, их неизбежности. Дхарма каждой касты диктует ей внутрибрачие. Межкастовые браки в Индии - большая редкость.
Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну) общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или воинов, которые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев (торговцев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он создал низшую касту шудра - касту рабов и слуг. Нетрудно заметить, что касту с самого начала определяла прежде всего профессия, которая, как правило, переходила от отца к сыну, зачастую не изменяясь на протяжении жизни десятков поколений. Со временем увеличивалось число профессий и каст. Перед второй мировой войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. различных каст и подкаст. В наши дни их число в различных источниках от 2 до 5 тысяч.
В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечистыми - обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четырех каст. Считается, что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса. Перед второй мировой войной таких неприкасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60 - 80 млн человек. Конституция Индии в законодательном порядке отменила кастовое деление и кастовое неравноправное, связанные с древними предрассудками. Само слово «чамар» («неприкасаемый») выведено из оборота и заменено словом «хариджаны» («дети Бога»), предложенным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И тем не менее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст составляют всего 17% населения, преобладают среди государственных служащих. До сих пор крайне редки браки между представителями высших и низших каст. Сами фамилии индийцев отражают принадлежность человека к определенной касте и подкасте. Свадьбы организуются родителями — представителями одной касты, обычно после консультаций у астролога и определения стоимости приданого невесты.
Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 % всего населения, среди них резко преобладают сунниты, но есть и шииты. Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и не преобладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах страны запрещено законом.
Последователи остальных религий в общей численности населения Индии составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране 18 млн., сикхов - 15 млн., буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Христиане живут главным образом в южных штатах,- особенно в Керале и в Нагаленде.
Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой религии составляют половину всего населения. Сикхизм возник в Пенджабе еще в ХV веке. Сикхизм сочетает в себе элементы двух религий, но в то же время существенно отличается от них. Например, в отличие от индуизма он запрещает идолопоклонство, деление общества на касты, не признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины сикхи (все они добавляют к своему имени приставку «сингх», что значит «лев») носят длинные волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые тюрбаном, длинные бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.