Смекни!
smekni.com

Физическая культура белорусского народа дореволюционного периода (стр. 1 из 2)

Реферат

по дисциплине: История физической культуры и спорта

тема: Физическая культура белорусского народа дооктябрьского периода

2009


План

1. Физическая культура древней и средневековой Беларуси

2. Состояние физического воспитания белорусов в буржуазный период

3. Становление и развитие спорта в дореволюционной Беларуси


1. Физическая культура древней и средневековой Беларуси

История физической культуры белорусов неотъемлемо связана и переплетена с этногенезом нашего народа. Факты, подтверждающие первые поселения людей на наших землях, относятся к 100 тысячелетнему периоду. Это были племена тубальцев - голубоглазых, светловолосых и белокожих людей. После того, как огромный ледник Скандинавских гор накрыл большую часть Беларуси, на наших землях появились новые племена путешественников-охотников. Об этом свидетельствуют найденные археологами поселения в Бердыше и Юравичах. Пришельцы перемешались с оставшимися племенами тубальцев, так появились прабелорусы, которые из-за непроходимых болот, стали жить обособленными родовыми общинами. Они много охотились, отлично владели техникой метания копья, прекрасно плавали и ныряли, умело ловили рыбу. Были физически сильными и закаленными. Имели единую развитую речь (V-VI тыс.до н.э.) Ученые считают, что жившие в тот период прабелорусы по своим интеллектуальным возможностям были близки современному человеку. Со сменой природных условий (похолоданием в Сибири и засухой в средней Азии) началось движение на запад финно-угорскихплемен. Племена из-за Урала облюбовали территории современной Витебской и частично Минской областей (III тыс.до н.э.). Породнившись с местными племенами они дали названия нашим местечкам, рекам, озерам. Примером может служить озеро Нарочь. Кроме этого, они обогатили физическую культуру прабелорусов умениями стрелять из лука, передвигаться на лошадях, кулачным поединкам. Позднее, через земли Беларуси прошли индоевропейские племена, (внешне похожие на современное население Южной Индии, Ирана), которые имели развитую культуру и владели многообразными физическими упражнениями. Возникли новые этносы – славян и балтов. Так, за II тыс. до н.э. на нашей территории из тубальско-фино-балтских племен сформировались: голяды (современная Могилевская область), лотва (Витебская и Минская область), яцвичи (Гродненская и Брестская), дайновы (Центральная Белоруссия). К этому времени, как подтверждают археологические раскопки, наиболее широкое распространение получили такие физические упражнения, как метание топора и копья, стрельба из лука, плавание и передвижение на челноках, единоборства, преодоление препятствий, верховая езда, прыжки через высокие костры, поднятие тяжестей, хороводы и ритуальные пляски. В последствии бытовая и магическая физическая культура стала приобретать военно-прикладную направленность. Физическое воспитание в этот период у наших древних предков носило сугубо подражательный характер и осуществлялось всей родовой общиной: при этом мальчиков и юношей учили мужчины, девочек и девушек – женщины. Позже были созданы своеобразные "дома молодежи", в которых осуществлялись инициации (физическая подготовка молодых славян). По мере распада родовой общины воспитательные функции переходили к семье. Старшие учили всему, чем владели сами, младших. Племенам славян, живущих в первых тысячелетиях нашей эры, приходилось очень часто отражать набеги кочевых племен аваров, хазаров и др. Поэтому они усиленно занимались военными упражнениями и физическим развитием. Византийский император Маврикий так оценивал военную физическую подготовку наших далеких предков: "Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаясь со своими врагами… пользуются внезапными атаками, хитростью днем и ночью. Опытны они в переправах через реки, превосходя в этом всех людей". Следует также отметить, что огромную образовательную и воспитательную функции приобрели у славян "ігрышчы", посвященные языческим богам. На них молодежь публично демонстрировала свои умения быстро бегать, метать камни в цель и на дальность, сбивать чучела, лазать по гладким столбам, плясать. При этом они получали возможность выделиться в честном поединке, проявить свои качества, выбрать спутницу жизни.

В период феодальных отношений (V-XVII вв.) народ на территории Беларуси сохранял и преумножал самобытные формы физического воспитания. Плебейская (народная) физическая культура обогащалась новыми игрищами "колядными", "купальскими", "великадными". Появились игры связанные с трудовой деятельностью крестьян и горожан: "Кульки", "Птицелов", "Волк", "Пастух" и т.д., в которых кристаллизировался трудовой опыт, формировались нравственные и волевые качества. Совершенствовалась система военной подготовки молодежи и взрослых через организацию княжеских дружин. Укреплялась техника рыболовства, появились целые ритуалы подготовки и проведения рыбной ловли, которыми особенно отличались жители полоцких земель. В этот период физическая культура наших предков характеризовалась появлением новых упражнений, таких как кулачные бои "стенка на стенку" с соблюдением обязательных правил: "лежащего не бить", "подножек не ставить", "заначку в рукавицы не класть"; фехтование на палках, ходьба на ходулях, катание на санках, салазках, "калаўротах", борьба на "крыжах", ходьба на лыжах. Физическое воспитание феодалов в этот период значительно отличалось. Они охотились, обучались верховой езде, сражению на мечах, ножах, фехтованию на саблях и шпагах, штурму крепостных стен и придворным танцам. Физическая культура Беларуси в этот период начинает носить классовый характер.

2. Состояние физического воспитания белорусов в буржуазный период

Буржуазный период в истории нашей Родины характеризовался присоединением Белоруссии к России. Это значительно обогатило национальную физическую культуру. Следует также отметить и активный рост с1740 г. учебных заведений – училищ, в которых наряду с учебными предметами проводились занятия по танцам и "телодвижениям" (гимнастике). Иными словами, в той или иной степени уделялось внимание физическому воспитанию молодых белоруссов. Обращалось внимание и на состояние их здоровья. Так, например, в списке учеников Витебского главного народного училища имелась графа "здоровье", из которой мы узнаем, что из 77 учеников I класса 66 имеют пометку "здоров" и 12 – "слабое здоровье". В Полоцком духовном училище, например, существовал строгий распорядок дня с использованием обязательных физических упражнений: ежедневные танцы в течение одного часа и пешие утренние прогулки. Рост числа школ и народных училищ с разносторонним диапазоном преподаваемых знаний и укреплением здоровья не остаются не замеченными: издается указ Александра I от 24 января 1803 г. о реформе народного образования, согласно которому систему белорусских школ подчинили Виленскому учебному округу. Результат царской политики национального угнетения дал горькие плоды – количество училищ были сокращены, а количество учащихся, особенно детей бедных белорусов, значительно уменьшилось. Так, например, в Могилевской губернии в 1804 г. обучалось всего 428 учеников, а в Минской – 587. Вопрос о физическом воспитании в оставшихся уездных и приходских училищах вообще не ставился. Простой люд горожане и крестьяне обращались в различные инстанции с просьбой разрешить открытие народных школ. Однако, как правило, эти просьбы оставались безответными. Сокращение школ, жесточайшая эксплуатация, крайне низкий уровень благосостояния, отсутствие медицинской помощи отрицательно стали сказываться на состояние здоровья и физическом развитии белоруссов. И хотя по прежнему популярными в народе оставались игры "Азярод", "Гула", "Зацэп", "Пацяг" - летом и метание снежков, взятие снежной крепости, катание на деревянных санках и коньках - зимой, постепенно самобытная национальная физическая культура приходит в упадок. Пролетариат страны был поставлен в крайне тяжелые условия: работа по 16-18 часов в день, заработок 7-8 рублей в месяц. Дети и подростки в Белоруссии того периода составляли 1/3 всей рабочей силы. Исследования Л.Голынец (1887 г.) и А.Бекаревича (1890 г.) доказывают низкий уровень показателей физического развития белорусской молодежи. Изменить ситуацию не смогла даже изданная в 1889 г. "Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях" министра просвещения России, так как она носила формальный характер. Обеспокоенные создавшимся положением в сфере физического воспитания и развития детей, прогрессивные деятели все активнее стали выступать за введение физического воспитания в оставшихся учебных заведениях. В Могилеве (1898 г.), а затем в Витебске, Гродно и Минске создаются общества содействия физическому воспитанию. Благодаря их активному участию, физическое воспитание было внедрено в практику учебных заведений. Были оборудованы «треки» (места занятий) с теннисными площадками, кегельбаном, футбольным полем, гимнастическими городками и т. д. при дворах гимназий, где обучались дети состоятельных родителей. В 1909-1910 гг. по инициативе Николая II стали создаваться полувоенные отряды мальчиков ("потешные"), так называемые народные классы "военного строя и гимнастики", с целью вовлечения детей трудящихся в военные занятия. В Белоруссии отряды "потешных" функционировали в Поставском, Быховском, Полоцком, Кобринском уездах. Вместе с такими отрядами стали возникать и отряды скаутов, но они не нашли широкого распространения. Отдельные из них действовали в Минске, Бобруйске, Витебске. Зато больше по "душе" пришлись гимнастические организации "Сокол". Приглашенные на работу преподаватели гимнастики из Чехии приводили с собой форму, инвентарь, оборудование. Они работали в мужских гимназиях Орши, Могилева, Бреста, Гродно, Витебска, Минска. Под их руководством был устроен и проведен первый гимнастический праздник в Могилеве (1911 г.), где приняли участие гимназисты всех возрастов в показательных упражнениях: с булавами, с флажками, с палками, а также на гимнастических снарядах. Праздник смотрело свыше 2000 зрителей. В 1912 г. по инициативе директора Борисовской гимназии Иванова П.И. был создан первый кружок, явившийся прототипом школьных спортивных обществ. В 1916 г. в Могилеве состоялся съезд по вопросам внешкольного образования. Он принял решение, обязывающее учебные заведения использовать военно-гимнастические упражнения, экскурсии, походы, игры во внеучебное время. Однако это решение не получило поддержки среди учителей и учащихся.