Кроме упомянутой системы, связанной с внутренним совершенством, в Древнем Китае сложилась система идеалов в области физической культуры, называемая "Мэй". Она формировала внешнее совершенство и была направлена на благо общества, воспитание морали и чувства вкуса, воли и характера. Например, если борец грубил судье, его удостаивали высокой степени презрения.
Среди бедного народа Древнего Китая, за исключением рабов, получила распространение игра "Чжу-кэ" – предшественница современного футбола. Она проводилась по строгим правилам, где указывались 10 нарушений и различалось 70 различных видов ударов по мячу. Кроме "Чжу-кэ" простое население проводило состязания по кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцам и соревнованиям на воде.
В период диктаторского правления династий Цинь и Хань (III-I вв. до н.э.) в Древнем Китае начался переход к феодализму. Император (Великий желтый) провел коренную военную реформу. Физическая культура стала вытесняться боевыми искусствами. Были открыты военные школы с обязательным обучением верховой езде, стрельбе из лука со скачущего коня, рукопашным приемам в ближнем бою, набрасыванию арканов для поимки противника. Были уничтожены и места проведения представительных турниров, преследовались соревнования в физической силе, организуемые среди низших слоев. В противоположность этому, буддийские монахи и даосистский тайный союз, организовали народное движение "желтых тюрбанов", поощрявшее физические упражнения, связанные с самообороной простых людей.
2. Физическая культура Античной Греции
В конце II тыс. до н.э. к западу от государств Ближнего Востока с деспотическими режимами, проповедующими постоянство, покорность, услужливость, начала развиваться физическая культура рабовладельческого общества, совершенно отличного от указанных государств. В Античной Греции общественным идеалом стали независимость, свобода, стремление к высшим достижениям во всех областях жизни. Такой образ жизни привел к общественному признанию роли физической культуры.
Классическая Эллада в общественно-экономическом отношении не была наиболее развитым рабовладельческим образованием (в сравнении с Древним Китаем и Древним Римом). Несмотря на это, физическая культура греческих полисов в VI-V вв. до н.э. достигла такого уровня, которому могут позавидовать современные цивилизации – многогранное начальное физическое обучение, агонистика, система регулярных публичных состязаний, сеть стадионов и специальных учебных заведений. Расцвет системы физического воспитания Древней Греции нашел наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин.
Спарта. В VI в. до н.э. в Лаконии около 9 тыс. спартанцев правили 30 тысячами полусвободных граждан и почти двумястами тысячами рабов. При таких пропорциях правящий класс Спарты мог удерживать власть, лишь организовав жизнь государства по образцу военного лагеря. Поэтому главной целью физического воспитания стала подготовка подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного и слепо подчиняющегося старшим. Для достижения этой цели в Спарте была разработана своеобразная система физического воспитания. Эта своеобразность, по мнению великого Платона, заключалась в приучении малолетних к взрослому образу жизни. Т.е. детей с 7 лет отнимали у родителей и, разбив на группы, передавали в распоряжение государственных воспитателей. Воспитатели несли ответственность за порученных детей и являлись наиболее заслуженными вольными гражданами Спарты. С каждым годом ребенок все больше привыкал к душевным и физическим испытаниям. Его обучали основам гимнастики и орхеристики (искусство двигаться и упражнения на ловкость), которым придавался более жесткий характер. В ходе физических занятий дети не должны были исключать ударов ногами, укусов и царапания ногтями. Чтобы убедиться, что мальчики растут "удальцами", в их среде намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год обучения завершался состязаниями, связанными с различными культами. Например, состязания перед могилами героев для воспитания чувства ответственности перед памятью предков. С 12 до 14 лет режим физического воспитания спартиат строился так, чтобы приучить их к неприхотливости и максимальной выносливости. Выбирался старший отряда – ирэн, который полностью распоряжался сверстниками. Юные спартиаты обязаны были добывать себе еду кражей, т.к. по мнению воспитателей (геронтов), развивалась ловкость, смелость. Одежда, даже зимой, сводилась к минимуму – для закалки. За малейшую провинность следовало жесткое наказание – так воспитывалось терпение. Одним из самых серьезных испытаний был праздник Артемиды. В 14 лет на алтаре, в присутствии родителей и жителей Спарты, подростков секли розгами. Кто выдерживал это испытание с молчаливым мужеством, получал награду. Случалось, что подростки без единого стона умирали. В их честь воздвигалась статуя. Прошедшие испытание считались посвященными. Вряд ли наши современники одобрят подобную «педагогику». Но спартанцы были твердо уверены, что только так можно воспитать настоящих мужчин и воинов. Прошедшие испытание с 15 лет допускались к ночным походам (криптиям). Это был испытательный год, по истечению которого подростки становились эйренами. В основу физического обучения эйренов входило владение техникой оружия и строевые упражнения, пятиборье, кулачный бой, "спартанская гимнастика", танцы с копьем. Эйрены допускались к подготовке отрядов младших спартанцев. С 20-летнего возраста юноши подвергались жестким испытаниям и переводились в группу эфебов. Такое систематическое обучение длилось 30 лет. Девушек Спарты обучали подобно юношам до достижения 20 лет, т.к. в отсутствие мужчин они обеспечивали порядок в государстве. Девочки Спарты допускались к публичным соревнованиям и занятиям.
Афины. Физическое воспитание афинской молодежи существенно отличалось от обучения в Спарте. В Афинах физическая подготовка обязательно включала умственное и эстетическое образование, по принципу философии «золотой середины», т.е. все в человеке должно быть в меру. Начиналось обучение с 7-летнего возраста до 16 лет в особых учебных заведениях – палестрах (пале – площадка для борьбы). Платон в своем труде "Протагоре" писал о целях физического воспитания афинян следующее: "...Направляют их у учителю физических упражнений, чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса". В рамках системы упражнений палестры входили комплексные испытания и пентатлон (бег 192-196 м, прыжки в длину с альтерами, метание диска и копья, борьба). В школе обучали бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука, плаванию и гребле. В отличие от консервативно-земледельческой Спарты, в Афинах детей не отлучали от семьи. На занятия в палестры их сопровождали "дядьки" или рабы. Кроме этого афиняне посещали грамматическую и музыкальную школы. С 16 лет воспитание продолжалось в общественных гимнасиях (от гюмнос – обнаженный). В этих типах учебных заведений увеличивается физическая нагрузка (взрослый пентатлон) и добавлялись элементы общественного воспитания – беседы, посещение театров, судов, народных собраний, музыкальных, поэтических и физических соревнований. Включались элементы военной подготовки. С 18 лет юноша принимался в отряд эфебов и становился свободным гражданином, принимал присягу на верность государству и в торжественной обстановке получал экипировку воина. В отрядах эфебов обучение длилось 2 года и проходило, в основном, в лагерях и отдаленных гарнизонах. Они вели жизнь регулярных солдат, осваивали технику и тактику боя, несли службу по охране границ государства.
3. Древнегреческая агонистика
Весомое место в развитии физической культуры Древней Греции, и впоследствии в современной спортивной жизни, сыграли древнегреческие агоны (игры). Агонистика – это разработанная система демонстрации физических возможностей через публичные соревнования по строго установленным правилам. Корень агонов лежит в ритуальных обрядах посвящения. С появлением эллинской системы физического воспитания, начиная с IХ в. до н.э., агонистика возродилась в новом качестве. Причиной послужили постоянная междоусобица и раздоры Древнегреческих государств. Чтобы предотвратить их, царь Элиды Ифит и Ликург из Спарты подписали договор "Об обязательном сохранении божественного мира во время игр". Однако придавать древнегреческим агонам только политическую окраску было бы несправедливо, т.к. они еще имели и глубокие культовые, культурные и нравственные истоки. По убеждению античных греков, чем прекраснее тело человека, тем лучше он сам. Это убеждение строилось на идеале калогатии (сумма совершенства тела и духа) и определяло образ жизни свободного гражданина Эллады по принципу "золотой середины". Стремление к совершенству и эстетике нашло свое отражение в названии участников древнегреческих агонов - "aisthetikos", что означало эстетический, чувственный, т.е. красивый. В роли атлетов считали почетным выступать историки, философы, ораторы, драматурги. Ярким примером может служить победитель в борьбе Аристокл (Платон). Местом проведения первых агонов была выбрана Олимпия. Официальной датой первых Олимпийских игр Древней Греции считается 776 г. до н.э. Однако, согласно записям историков Аристодама и Полибия, это произошло на 108 лет раньше, т.е. в 884 г. до н.э. Популярность агонистики была настолько велика, что вслед за олимпийскими стали проводиться истмийские (586 г. до н.э.), пиорийские (582 г. до н.э.), немейские (473 г. до н.э.), панафинейские (565 г. до н.э.). Таким образом, Олимпийские игры были не единственным праздником в соревнованиях атлетов. В 4-летний интервал между Олимпийскими играми устраивались игры и для женщин в честь богини Геры. Эти женские аргоны носили название Гереи или Героиды.