В местах проведения игр строились прекрасные архитектурные сооружения. Например, в Олимпии был возведен уникальный архитектурный ансамбль, включающий 5 стадионов, ипподром, храмы Зевса, Геры, Леонида, гимнасия и палестра, павильон "Эхо", хранилища эталонов, олимпийского огня, мастерская Фидия, зал собраний и много других сооружений. Участники соревнований делали заявку на участие в агонах за год. За последние 30 дней до начала игр полагалось упражняться только в Элидских гимнасиях под наблюдением требовательных элланодиков. Они давали разрешение о готовности участника к играм. В играх не имели право участвовать рабы, "варвары", святотатцы, убийцы, злостные неплательщики налогов и те, кто находился под судом. А также атлеты государств, ведущих войну. Программа игр состояла из 2-х частей – священнодействия (1 день) и состязания (4 дня). Поэты читали зрителям свои произведения, художники выставляли свои картины, скульпторы - скульптуры, представители государств оглашали договоры, законы и важные документы. Во время состязаний на стадионе находились "номофилаки", следившие за строгим соблюдением правил, и палочники. За подкуп судей, запугивание соперника, недозволенные приемы и т.п. провинившихся наказывали на месте. Программа Олимпийских игр постоянно расширялась – от 1 упражнения в беге на 1 стадий (175-192 м) до 20 видов состязаний в дальнейшем (прыжки в длину с отягощением, метание диска, копья, соревнование колесниц, бег с военным снаряжением, борьба и т.п.). С 632 г. до н.э. в древнегреческих агонах стали принимать участие и дети, по облегченным видам программы (например, беговые дистанции были уменьшены вдвое). Перед открытием Игр все участники торжественно произносили клятву: "Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками". Роль физической культуры в Элладе была настолько велика, что физически слабого считали бескультурным и про таких говорили: "не умеет ни читать, ни плавать". Позднее, с приходом римлян в Элладу в олимпийских агоназ стали принимать участие атлеты со всей Римской Империи: Северной Африки, Западной Европы, Ближнего Востока. Победитель, одержавший трижды победу, назывался Олимпионик и получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, т.е. 292 раза. В 394 г. н.э. император Феодосий I специальным декретом упразднил древнегреческие агоны, а Феодосий II приказал разрушить все сооружения.
4. Физическая культура Древнего Рима
Физическая культура Древнего Рима относится к числу противоречивых и ее развитие следует рассматривать по трем периодам государственного устройства Древнего Рима: физическая культура Царского периода (VIII-VI вв. до н.э.), физическая культура Республиканского периода (VI-I вв. до н.э.), физическая культура Императорского периода (31 г. до н.э. – 476 г. до н.э.). "Царский" период характеризуется наличием палестр на юге Италии, где проживали греки, а также состязаниями Союза городов, в программу которых были включены упражнения по бегу, гонках на колесницах, фехтованию, борьбе. На соревнования Союза городов приглашались представители других народов, городов-полисов. Постепенно эта форма физической культуры себя изжила, т.к. соревнования стали носить чисто "римский" характер. В VI в. до н.э. в Древнем Риме стали устраивать представления светского характера, отвечали за которые не жрецы, а должностные лица. Самыми ранними римскими гражданскими праздниками считаются Римские игры. Они длились 14-15 дней и устраивались перед боевыми походами, по случаю победы или принятия присяги. Их постоянным местом проведения была избрана долина между Палантином и Авентином, где был сооружен первый цирк. Второй период в развитии общества Древнего Рима резко изменил характер физической культуры. Представители мужского пола стали проводить лучшие свои годы в военных лагерях, физическая подготовка в которых была жесткой и всесторонней – упражнения в плавании, прыжках в длину, преодолении препятствий и т.п. проводились в обнаженном виде и с полной боевой выкладкой, вес которой достигал 25-30 кг. Постоянно устраивались длительные марш-броски и переходы на 30-40 км со скоростью передвижения 6 км/час. При этом возрастные особенности не учитывались. Идеалом общественного сознания стал воин-легионер, который презирал публичные состязания. Несмотря на все это, было бы погрешением против исторической правды утверждать, что граждане Римской Республики не использовали другие формы физической культуры. В высших кругах сохранились традиции заниматься упражнениями с гантелями, играми. Богатые патриции строили при своих домах сферистереумы, где играли в мяч и плавали. В семьях среднего достатка юноши воспитывались отцами – получали азы грамматики и арифметики, учились верховой езде и владению оружием. Между собой молодые люди упражнялись в метании копья, дрались на кулаках и боролись. Однако, это не могло шлифовать их мастерство, т.к. публичные соревнования были "не в моде". О римлянах философ Сенека писал: "…недалекие люди, тела которых упитаны, а ум груб. В Риме давно забыли о красоте и грации человеческого ума и тела". С III в. до н.э. в Древнем Риме учреждаются новые представления: Плебейские игры, Аполлоновы и Мегаленские игры, а также флоралии, в честь богини Флоры. Эти празднества были ежегодными, длительность их составляли 6-7 дней. Кроме регулярных (ординарных) игр, в Древнем Риме могли устраиваться экстраординарные праздники по любоиу случаю и пожеланию магистрата. Общая сумма праздничных гуляний римлян превышала 76 дней в году. В отличии от древнегреческих агонов, игры в Древнем Риме были представлены: во-первых - торжественным шествием во главе с помпой (т.е. устроителем игр); во-вторых - непосредственным проведением состязаний в цирках; в-третьих - сценическими представлениями в театре; в-четвертых - массовыми угощениями. Характеристика физической культуры была бы не полной без воспоминания о гладиаторских боях, возникших в конце III в. до н.э. Идея боев была позаимствована с греческих обрядов посвящения. Гладиатор (от лат. "глядиус") означает носящий меч. Гладиаторские школы стали открываться во всех уголках Древнего Рима. Во главе подготовки идущих на смерть стояли ланиусы (мясники). Для страшных зрелищ римлянами Республиканского периода стали возводиться универсальные сооружения, имеющие великолепные арены, на которых одновременно вели поединок сотни гладиаторов. Примером таких сооружений может служить Колизей, вмещающий свыше 300тыс. зрителей. Жестокое отношение к гладиаторам привело в 74-71 гг. до н.э. к крупным восстаниям, самым известным из которых является восстание под управлением Спартака.
Третий период, именуемый Императорским, положил конец гражданским войнам и внешнему кризису. Физическая культура превратилась в предмет "заботы императорской власти". Стали строиться роскошные сооружения – термы, включающие бани, бассейны, многочисленные фонтаны, площадки для игр с мячом, крытые коридоры для бега и прыжков, залы для философских бесед, библиотеки, картинные галереи. В термах римляне занимались фехтованием, упражнениями с гирями, подвижными играми, гимнастикой, а также участвовали в состязаниях. Возобновились императором Августом возобновились состязания на колесницах, проводимые в цирках. Самым популярным являлся Большой цирк. В этот период в Древнем Риме стали выделять "звезд" среди наездников и гладиаторов. Их одаривали замками, золотой утварью, свободой. Заработок такой звезды порой равнялся 100 заработкам адвокатов. В конце Императорского периода были созданы первые физкультурные объединения, фракции, партии, волнения на стадионах. С их появлением арены цирков превратились в политические баталии. Наиболее известными были фракции синих и зеленых. Чтобы предотвратить волнение император Юстиниан закрыл все сооружения физической культуры, кроме Византийского ипподрома. Однако, впоследствии и он не избежал самого крупного восстания болельщиков "Ника", при подавлении которого погибло 30 тыс. человек. Так был положен конец древним формам физической культуры.
Литература
1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М: Академия, 2001.
2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М: Радуга, 1982.
3. Столбов В.В. История физической культуры и спорта – М: Физкультура и спорт, 1983.
4. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: Учебник/Под ред. В.В. Столбова. – М.: ФиС, 2000.
5. Сазанович В.П., Кулинкович К.А., Филиппович В.С. Физическая культура и спорт в Белоруссии: Страницы летописи. – Мн.: Полымя, 1988.
6. Хавин Б.Н. все об олимпийских играх. – М.: ФиС, 1979.