Здоровье в иерархии ценностей занимает у человека ведущие позиции. Так, при обследовании 1700 студентов I–IVкурсов здоровье как общечеловеческая, фундаментальная ценность получило высокую оценку у 82,5% девушек и у 71,2% юношей. Невысокую оценку дали ему и совсем не оценили соответственно: 12,5 и 4% девушек и 17,2 и 3,6% юношей. При этом здоровье соотносится с другими общечеловеческими ценностями: удачной семейной жизнью, всесторонним и гармоничным развитием, интеллектуальными способностями, порядочностью и др.
По данным исследований (5500 респондентов), 54,2% опрошенных считают, что «здоровье – самое главное в жизни», 35,7% – «здоровье – необходимое условие полноценной жизнедеятельности», т.е. 89,9% опрошенных относят здоровье к числу важнейших и необходимых ценностей жизни; 2,9% опрошенных высказывают суждение «есть и другие ценности, которые так же важны для жизни». По мнению 2,3% опрошенных, «существуют ценности, ради которых можно поступиться здоровьем»; 4,6% респондентов «предпочитают жить, не думая о здоровье». Определенной спецификой отличалось мнение по данному вопросу научных работников (2,7% выборки). Первую позицию разделяют 25,6% из них, вторую – 50,0%, третью – 7,3%, четвертую – 6,1%, пятую – 10,0%. Удельныйвес первой позиции – «здоровье – самое главное в жизни» – пропорционально возрастает по мере увеличения возраста респондентов (от 45,7% у возрастной группы 18–24 года до 70,6% для лиц 70 – 79 лет) и уменьшается с повышением уровня образования (от 82% у лиц с начальным образованием до 27,9% – с высшим).
Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей оказалась для респондентов важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья находятся как бы в противоречии друг с другом. Если использовать свое здоровье как единственное средство для достижения жизненных целей хотя бы какое-то время, да еще в условиях экономического кризиса, то оно тем или иным способом растрачивается, в то время как его сохранение и укрепление предполагают активную заботу человека о своем физическом и психическом благополучии. Таким образом, обнажается противоречие между стремлением достичь жизненно значимых целей и объективной необходимостью быть здоровым.
Установка на здоровье как средство достижения других целей подтверждается следующими ответами респондентов. От предложения поехать работать на несколько лет за рубеж, в страну, климат которой вреден для здоровья, – отказались 45,7%, затруднились дать ответ – 22,8%, поехали бы, предварительно полечившись, – 21,4%, а 14,1% поехали бы, несмотря ни на что. Еще меньше колебаний проявили респонденты при ответе на вопрос, работать или не работать за определенные блага на вредном производстве: 70,6% согласились на это, а 26,4% не пошли бы «ни при каких условиях». На вопрос, как бы поступили респонденты, если бы здоровье стало реально ухудшаться, – 46,6% ответили, что продолжили бы работу на вредном производстве, а 5,4% продолжили бы работу даже при наличии заболевания.
Безусловно, противоречие между двумя жизненно важными ценностями: достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым – полностью разрешимо на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Но не менее важно изменение неадекватных установок и стереотипов по реальному отношению к здоровью[5].
2. Здоровый образ жизни и стиль жизни студента
Понятие «здоровый стиль жизни» в литературе встречается достаточно широко, но его сущность до настоящего времени выяснена неполно. Нам представляется, что здоровый стиль жизни должен трактоваться как индивидуализированный вариант здорового образа жизни, включающий в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты.
Стилевые особенности жизнедеятельности с точки зрения их соответствия здоровью будут определяться и рядом других факторов: индивидуально-психологических (для благоприятного существования холерика и флегматика необходимы разные социально-психологические условия), возрастных (что полезно в юности, далеко не всегда является таковым в старости), биоритмологических (оптимальный режим суток для «жаворонков» и для «сов» будет разный).
Кроме того, здоровый образ жизни неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. У различных личностей, при одинаковом наборе базовых потребностей, свой собственный способ их удовлетворения, во многом обусловленный воспитанием. Каждый человек строит свою индивидуальную систему потребностей и в соответствии с иерархией в ней распределяет время, силы, жизненные ресурсы между различными видами деятельности. Разные способы удовлетворения потребностей и индивидуальность систем потребностей обусловливают различные жизненные стили. Следовательно, здоровый стиль жизни предполагает, во-первых, такую систему индивидуальных потребностей, которая благоприятствует развитию данной личности, и, во-вторых, оптимальные способы реализации этих потребностей. В контексте этого особый интерес представляет утверждение А. Маслоу, что самоактуализация, стремление к развитию своих способностей, к личностному росту, стремление человека стать всем, чем он способен стать, есть потребность высшего уровня человека, превращающаяся в мотив поведения, при условии удовлетворения нижележащих потребностей. Самоактуализация выступает не только целью и результатом, но и процессом актуализации своих потенциальных возможностей, означает стремление делать хорошо то, что делаешь и делать хочешь. В таком случае развитая потребность в самоактуализации ориентирует на ведение здорового стиля жизни как необходимого условия полноценной, активной, продолжительной жизни, позволяющей в полной мере реализовать потенциальные индивидуальные возможности. Вместе с тем здоровый стиль жизни только тогда отвечает определению, когда имеются условия для удовлетворения не только дефицитарных потребностей, но и потребности в самоактуализации. Из этого следует, что здоровый стиль жизни есть продукт самостоятельного поиска индивидуального смысла творчества, личностной эволюции.
Таким образом, разграничение понятий «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни» позволяет согласовать «норму» и «вариативность», «индивидуальность» и «заданность», определить ту грань, что разделяет разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является нецелесообразным для другого. При этом степень оптимальности определяется тем, насколько выбор, сделанный личностью в рамках здорового образа жизни, соответствует индивидуальным типологическим особенностям, индивидуальной системе потребностей, насколько личностно преломленной, творчески переработанной и адаптированной к требованиям саморазвития является создаваемая модель.
В контексте вышеизложенного правомерно определить здоровый стиль жизни как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации личности в жизнедеятельности. Индивидуальные жизненные стили многообразны и располагаются в континууме от здорового (оптимального) до нездорового (разрушительного) стиля, причем отличия одного от другого будут проявляться на всех уровнях, во всех составляющих компонентах стиля.
Таблица 1
Показатели | Здоровый стиль жизни | Нездоровый стиль жизни |
Отношение к природе | Осознание себя частью природы, готовность к экологическому взаимодействию | Принятие роли хозяина природы, стремление использовать ее лишь как источник благ и удовольствий |
Отношение к своей личности | Основывается на развитых рефлексивных способностях и стремлении максимально раскрыть потенциальные индивидуальные возможности | Равнодушное, устранение от саморазвития, приводящее к деградации личности |
Отношение к здоровью | Как важнейшей ценности, что порождает стремление жить так, чтобы не болеть | Как к некой данности, которая подлежит коррекции только путем специального медикаментозного вмешательства, и эта данность с возрастом неизбежно утрачивается, отсюда пассивная, созерцательная позиция по отношению к своему здоровью |
Отношение к профессиональной деятельности | Как к возможности творческой самореализации, способу достижения основных жизненных целей | Стремление к карьере как самоценности, обеспечивающей высокий статус и солидное материальное положение |
Отношение к культуре | Как к средству восхождения к общечеловеческим ценностям и идеалам, стремление к культурному жизнеустройству и повышению своего культурного уровня | Недооценка культуры как «среды, растящей и питающей личность». Ориентации на псевдокультуру, замедление культурного роста |
Система потребностей | Разумная, четко иерархизированная: примат духовных потребностей | Сужение сферы потребностей, доминирование «стадных» потребностей |
Указанные признаки носят обобщенный, универсальный характер, определяют духовный потенциал, реализующийся в индивидуальном жизненном стиле взрослого человека. Исходя из анализа стилевых черт, с точки зрения их оптимальности для субъекта жизнедеятельности, нами выделены следующие критерии здорового стиля жизни: