Наступило лето 1957 года. Но вместо выступлений на соревнованиях Куц попал в санаторий. Беспокоил желудок и опять сильно болели ноги. И врачи снова предупреждают: "Хотите жить – бросьте бег". Но как это сделать? Ведь рекорд на 5000 метров всё ещё принадлежит Пири! После лечения Владимир попробовал пробежать километр. Потом два, три… Как будто дело пошло на лад. На международных соревнованиях в Риме 13 октября 1957 года на стадионе "Форо-Италико" на финише куц остановил секундомеры судей на 13 минутах 35 секундах! Это новый рекорд, который продержится в таблице мировых рекордов восемь лет, а в таблице всесоюзных – десять. Задача, которую Владимир поставил пред собой, выполнена. Он не только олимпийский чемпион. Ему принадлежат все – мировые и всесоюзные рекорды на обеих стайерских дистанциях.
В 1958 году он тренировался как обычно и в середине лета вышел на старт соревнований в Таллине. Но ему уже не могли помочь ни воля, ни основательная подготовка. Произошло то, о чём предупреждали врачи: ноги перестали слушаться и нестерпимо болели. Лечение в госпитале помогло ему весной 1959 года выиграть кросс Ленинградского военного округа. Но это было последнее выступление великого бегуна.
Оставив беговую дорожку, Куц становится тренером в ЦСКА. Ему удалось подготовить немало известных бегунов, побеждавших на всесоюзной и международной арене. К сожалению, семейная жизнь у него не заладилась, и в последние годы он жил один в однокомнатной квартире. А в 1973 году Куц попал в автомобильную катастрофу. Травма оказалась серьёзной. Врачи сомневались, выживет ли? Куц пролежал около месяца потом его перевели в военный госпиталь имени Бурденко. Вышел с палочкой. Демобилизовался. Устроился на работу тренером в школу высшего спортивного мастерства, но не выдержал. Вернулся в родной ЦСКА, получив назначение на должность начальника детской спортивной школы.
А 16 августа 1975 года Владимира Петровича не стало. В день смерти Куца в Ницце проходил крупный легкоатлетический международный турнир. Когда перед стартом диктор объявил о трагической вести, соревнования прекратили. Весь стадион стоя почтил память великого бегуна.
Такой поистине громкой славы не было, вероятно, ни у одного спортсмена.
Участник Курской битвы, он пронёс сквозь годы мужскую надёжность, человеческую щедрость, всем встретившимся с ним, хотелось ему подражать. Не о нём, по другому поводу написал поэт, но эти слова можно отнести и к нему…
Давно смолкли залпы орудий.
Над нами лишь солнечный свет.
На чём проверяются люди,
Если войны уже нет?
И всё-таки слышишь нередко,
Если приходит беда:
"Ты пошёл бы с ним разведку?
Нет или да? "
С Владимиром Петровичем Куцем мог идти в разведку любой тренер.
А вот история уже другого, не менее титулованного советского спортсмена. Уникальный борец вольного стиля, он не зря носит звучную фамилию.
Александр Васильевич Медведь.
Трёхкратный олимпийский чемпион (в 1964-м – в полутяжелом весе, в 1968 и 1972 годах – в тяжелом весе). Знаменосец команды СССР на открытии Олимпийских игр 1972 года. Чемпион мира 1962, 1963, 1966, 1967, 1969-1971 годов. Чемпион Европы 1966, 1968, 1972 годов. Чемпион СССР 1961-1963, 1966-1970 годов.
Александр Васильевич родился 16 сентября 1937 года в украинском городке Белая Церковь. Видимо, родоначальником семьи был человек недюженный, раз в степях, где по балкам да по ярам разве что сохранились кустарники, нарекли его прозвищем хозяина леса. С детства Сашка встревал в драки. Становясь на сторону слабых, помогал в домашнем хозяйстве, считая себя мужчиной по причине знакомства с нелёгким крестьянским трудом. В юности Саша не отличался постоянством спортивных привязанностей. Делил досуг между футбольным полем и баскетбольной площадкой. Охотно бегал, прыгал, плавал, боролся со сверстниками. Как-то друзья затащили его даже в гимнастический зал. Заниматься на брусьях, перекладине, кольцах сильному парню тоже понравилось. Но тренер изрёк безжалостный приговор:
- Долговязый ты слишком. Классного гимнаста из тебя не сделаешь, а так – чего же зря время терять? Ты в моё положение войди…
Саша и сорить не стал – отказом не слишком огорчился. В семнадцать лет юноша далеко не всегда может чётко сформулировать свои желания, цели, устремления. По правде говоря, и жизнь не слишком располагала к праздным раздумьям. Шли трудные послевоенные годы. В семье лесничего, где росло четверо детей, особым достатком не хвастались. Ребята сызмальства приучались трудиться, помогать родителям.
Отец, Василий Зенькович Медведь, обходя участок, частенько брал с собой Александра. Вдвоём отмеряли они по лесу десятки километров. С тех пор и появилась у юноши устойчивая привычка к длительной ходьбе, сослужившая ему впоследствии добрую службу.
- Пешком ходить – долго жить! – любил повторять Медведь. А тогда помимо ходьбы развивал он силу да выносливость, выполняя всякую домашнюю работу. Это теперь воспринимается кА новшество, как методическая находка – рубка дров, которую непременно "прописывает" своим подопечным известный тренер сборной команды польских боксёров Феликс Штамм. А для паренька из рабочей семьи это занятие было обычным повседневным делом! Он и пни корчевал в охотку, и за водой с вёдрами ходил безотказно, и на сенокосе махал косой без устали. К концу дня сладкой истомой наливались мышцы и постепенно крепли, крепли час от часу…
Как и многие сверстники, Сашка любил поиграть силой, побороться с приятелями. Заходил даже в местный борцовский зал, где тренер Иван Беркаль показал ему несколько простейших приёмов. Однако пора настоящего увлечения спортом ещё не наступила.
Прошли выпускные экзамены в школе. И вот в доме скромно отпраздновали торжество: Саша получил аттестат зрелости, первую путёвку в большую жизнь.
- Пойду на завод, - заявил он родителям.
Учеником на производстве он оказался смышлёным. Вскоре выучился на слесаря-монтажника, получил четвёртый разряд. Проработал два года и уж совсем было собрался поступать в институт, да подошло время служить в армии. Так и расстался он с родным украинским городком Белая Церковь…
Крепкого, рослого солдата приметил лейтенант Коцегуб, который готовился выступать в состязаниях по борьбе. Он пригласил юношу в качестве спарринг-партнёра.
- Вы не смущайтесь. Действуйте увереннее! - подбадривал он новичка. - Постарайтесь сопротивляться подольше, чтобы я нагрузку почуствовал. А о мне тренироваться не с кем.
Но Медведь и не собирался смущаться. Не долго думая, он сгрёб в охапку своего "учителя" и бросил на ковёр.
- Ну и ну! - изумился поверженный борец, вставая и потирая изрядно помятую шею. - Вот это силища! Это не мне, а вам надо защищать честь подразделения. Займитесь борьбой вплотную, грех такие способности зарывать в землю.
Так в 1956 году Александр начал заниматься борьбой. Едва овладев несколькими приёмами и познакомившись с азами тактики, Медведь уже через месяц выиграл первенство Белорусского военного округа. Пробовал себя и в вольной борьбе, и в классической, и в самбо. Хотя окончательного выбора не сделал, вкус к соревнованиям успел приобрести. Захотелось пополнить теоретические знания. Поэтому, демобилизовавшись и обосновавшись в Белоруссии, где проходил службу, он поступил в высшую школу тренеров, а закончив её, подался в Московский институт физкультуры. Выкристаллизовалась и основная спортивная привязанность. Оставив все другие, вспомогательные виды спорта, Медведь стал серьёзно заниматься вольной борьбой. Попались молодому человеку хорошие наставники: Павел Васильевич Григорьев и Болеслав Михайлович Рыбалко. Скоро Александр заставил специалистов заговорить о себе. И долгие годы триумвират не знал поражений, хотя не всегда всё было очень просто.
В марте1961 года состоялось личное первенство СССР по борьбе. Двадцать один претендент на медаль в тяжелом весе. Среди них такие мастера ковра, как тбилисцы Кикнадзе и Каделаки, призёр римской Олимпиады Дзарасов (Ордженикидзе), москвич Иваницкий. После трёх кругов стало ясно, что есть ещё один претендент на победу – это Медведь. Уже уступил ему по баллам Канделаки, одержана чистая победа над Кикнадзе, всего чуть более четырёх минут держался под его натиском молодой Хитаришвили. Ничего не смог противопоставить Саше алмаатинец Айханов. И тут вместе с ним на ковёр вызывается лидер соревнований Иваницкий После пятого тура лидером уже стал Медведь.
А Дзарасов? В четырёх встречах три чистые победы. Затем ничья с Айхановым. Всего три штрафных очка. У Медведя - тоже три и схватка с ереванцем Шагиняном. Чистая победа. Дзарсов был в этом круге свободен, он готовился к поединку с Сашей. Седьмой круг ставит всё на свои места. Ничья приносит звание чемпиона страны минчанину. "Серебро" у Дзарсова, "бронза" у Иваницкого. Тренерский совет решает: Александр Медведь едет на чемпионат мира в Японию…
Как всё просто, на первый взгляд. В действительности же Александр пришел к своим победам через огромный труд. Чтобы со всесоюзного ковра ступить на ковёр чемпионата мира, ему пришлось "ждать" своей очереди целых четыре года. А для того, чтобы получить золотую медаль сильнейшего – ещё год. И всё это были годы труда…
На его первом чемпионате мира в 1961 году в Японии испортил Саше настроение немец Дитрих. Набрал он в схватке с Сашей вроде немного – всего одно очко, а ушедшим "золотом" всё обернулось. После этого многие годы встречались они на разных турнирах, а на Олимпиадах довелось встретиться в Мехико-68. Об этой схватке речь ещё впереди.