Смекни!
smekni.com

Физкультура и спорт в СССР. Имена выдающихся спортсменов (стр. 7 из 8)

- Хочешь в хоккей с шайбой поиграть?

По настоянию Аркадия Ивановича и с его помощью я играл в хоккей до 1953 года. Да и заметные достижения пришли ко мне здесь куда раньше, чем в футболе. Я и мастером спорта сначала стал в хоккее, и медали мои за призовые места в чемпионатах страны – серебряная и бронзовая – хоккейные, и первый раз в жизни Кубок СССР выиграл в составе хоккейной, а не футбольной команды.

В 1954 году нашим мастерам шайбы предстояло впервые выступать на чемпионате мира. Началась тщательная подготовка к этому событию. Всесоюзная Федерация составила список кандидатов в главную команду страны. Не знаю, как сложилась бы моя хоккейная судьба дальше, но весной в Гагре после серии контрольных матчей начальник и старший тренер футбольной команды Михаил Васильевич Семичастный сказал:

- Ну, Лёва, ты мне теперь нравишься. Будешь выступать за основной. "

Надо было делать окончательный выбор. Раз и навсегда. Я выбрал футбол".

За шесть лет, с 1954 по 1959 год, столичное "Динамо" четырежды становилось первой командой страны, дважды уступив чемпионское звание "Спартаку". В пяти чемпионатах из упомянутых вратарь "Динамо" Яшин пропускал наименьшее количество мячей.

Всего Лев Иванович сыграл за свою клубную команду 326 матчей в чемпионатах СССР. В его наградной коллекции пять золотых медалей чемпионата страны, столько же раз он становился серебряным призёром, один раз – бронзовым. Трижды делал круг почета с Кубком Советского Союза. Тринадцать раз Федерация футбола страны включала Яшина в списки 33 лучших футболистов по итогам сезонов.

В 1954 году Яшин дебютировал в главной команде страны. И удачно – 8 октября на динамовском стадионе была разгромлена команда Швеции – 7: 0!

С той поры Лев Яшин прочно занял пост номер один на долгие тринадцать лет. Именно на этот период выпадают самые значительные достижения советского футбола. В те годы сборная СССР располагала талантливыми футболистами во всех линиях, но выше всех был Яшин. С его именем неизменно связаны золотые медали олимпийского Мельбурна и круг почета на Парижском стадионе "Парк де Пренс" с первым Кубком Европы в руках, серебряные медали континента 1964 года и бронзовые – мирового первенства в Англии.

На Олимпийских играх в1956 года советские футболисты провели несколько матчей, и каждый из них был не из лёгких. Но труднейшими оказались полуфинальный и финальный, где соперниками нашей сборной оказались болгарские и югославские футболисты.

Югославская сборная к тому времени находилась в апогее расцвета. В её составе были "звёзды" первой величины. В том матче погода основательно постаралась, чтобы усложнить положение обоих вратарей – мокрое поле и скользкий мяч никогда не были союзниками голкипера. Но Яшин сыграл безупречно. Он достал несколько "не берущихся" мячей. Нападающие и полузащитники сборной Югославии не один раз хватались за голову, когда на их пути в очередной оказывался советский чудо-вратарь.

А нашим удалась одна атака в самом начале второго тайма, когда Анатолий Ильин ударом головой "распечатал" ворота соперников. Этот единственный гол в последствии был назван "золотым", ибо принёс нашей сборной золотую медаль Олимпийских игр.

После триумфа в Мельбурне советскую сборную ждали отборочные игры чемпионата мира. Успешно пройдя их, наши спортсмены отправились на свой первый мировой чемпионат.

Лев Яшин вновь заявил о себе как о вратаре высочайшего международного класса. В который раз он словно гипнотизировал сильнейших английских нападающих, отразил пенальти, выполненный лидером атак австрийской сборной Хансом Буцеком. Вот как прокомментировал матч с командой Бразилии легендарный Пеле:

- Надо сказать, что защитники советской команды несколько растерялись, действуя против таких "неуловимых", как Гарринча, Диди, Загало. В линии обороны то там, то здесь появлялись бреши. Но их в прямом смысле слова закрывал своим телом ваш вратарь. Он всё время был в движении, выскакивая на перехваты идущих то слева, то справ, то понизу мячей. Он взмывал за ними в небо и доставал своими длинными, цепкими руками. Он случалось, нырял за ними в густой частокол ног. Иными словами, от угла к углу штрафной площадки, от ограничивающей её линии до лицевой и обратно, действовал своеобразный "чистильщик", срывающий все наши попытки создать напряженность в зоне ворот…Вот почему, когда Вава за пятнадцать минут до конца матча, использовав нерасторопность защитников, забил всё-таки второй гол, - мы восприняли это как необыкновенную радость…

В составе сборной команды страны Лев Яшин принимал участие в двух розыгрышах Кубка Европы, который позже был преобразован в чемпионат континента. В июле 1960 года советская сборная сначала в Марселе со счетом 3: 0 обыграла чехословацкую сборную, а затем в Париже в финальном поединке в дополнительное время вырвала победу у сборной Югославии. И снова продолжал удивлять всех Лев Яшин. В матче с Чехословакией он продемонстрировал такое мастерства, что ему аплодировали даже соперники.

Ярчайшей страницей вошло в историю советского футбола первое турне нашей сборной по странам Южной Америки в конце 1961 года. Игру Яшина в тех матчах красноречиво характеризует объявление на первой странице одной из аргентинских газет: "М. Месхи – пятьдесят миллионов песо. С. Метревели – пятьдесят миллионов песо. Л. Яшин – без цены. "

Через год, после чемпионата мира в Чили, когда некомпетентным журналистом Яшин был объявлен едва ли не единственным виновником поражения в чемпионате, вратарь, которому предстояло блистать ещё девять лет, простился с футболом. "Больше играть не буду! " - решил он и сказал об этом тренеру "Динамо", в котором выступал всю жизнь. Вот как рассказывает об этом сам Лев Иванович в своей книге "Счастье трудных побед": "…Было грустно, обидно, горько. И мне, и всем. Я не знал ещё, какую роль сыграет этот матч с чилийцами в моей судьбе. Я не знал, что в те минуты, когда мы, переживая поражение, молча сидели в раздевалке, принимали душ, переодевались, в Москву ушло сообщение: "В проигрыше виноват Яшин, пропустивший два лёгких мяча и тем самым обрекший команду на поражение".

Его передал один из пяти журналистов, бывших в Америке, человек далёкий от спорта, но единственный, кто имел возможность передавать репортажи в Москву. Телевидение тогда ещё передач на столь далёкие расстояния не вело, а очевидцы и кинокадры смогли восстановит истину значительно позже… Лишь когда мы приземлились дома, я впервые узнал, что чемпионат мира проиграл Яшин. Вот когда мне представился случай в полной мере оценить силу печатного слова. На первом же московском матче едва диктор, объявляющий составы играющих команд, назвал моё имя, трибуны взорвались оглушительным свистом. Он повторился, когда я вышел на поле. И повторялся каждый раз, стоило мячу попасть мне в руки. Уже ничто не могло удовлетворить трибуны, мстившие главному виновнику поражения сборной…"

Тогда, в 1962 году, Яшин вернулся в футбол. Вернулся, чтобы доказать безграничные возможности человека, если этот человек – Личность. Он вышел на газон лондонского стадиона "Уэмбли" в составе сборной мира и показал игру, покорившую публику и специалистов. После этой встречи журналисты, прорвавшиеся в перерыве в раздевалку англичан, писали о том, как обычно сдержанный и самоуверенный центрфорвард Джимми Гривс сбросил с себя футбольные доспехи и в сердцах сказал тренеру: "Это наваждение, это какой-то дьявол в воротах, ему невозможно забить мяч! "

Яшин проводит блестящий сезон в составе московского "Динамо" в 1963 году – в 27 играх он пропустил всего лишь шесть мячей! В тот год "Динамо" вновь стало чемпионом.

Завершил счастливый 1963 год "Золотой мяч", ежегодно вручаемый лучшему футболисту Европы французским журналом "Франс Футбол". Главный редактор М. Юрбини писал: "Много я перевидал вратарей на своём веку: и Свифта, и Рамальетса, и Зеемана, и Грошича, и Жильмара, и Коста Перейру, и даже нашего Бернара. Но Лев Яшин превзошел их всех и продолжает превосходить… Яшин – сверхвратарь, появившийся на свет, чтобы сыграть в нём исключительную роль как страж ворот. Яшин – это легендарная фигура. Это волшебная рука, одетая в перчатку. Это четвёртый защитник. Это стратег во всех измерениях. Яшин – это, наконец, человек, чьё присутствие обескураживает врагов и вдохновляет друзей".

Сам Лев Яшин не любил громких эпитетов, вычурных преувеличений вроде "черного спрута", "человек с бесконечным туловищем". Сам он писал о своём вратарском ремесле: "Моё дело – костями стучать о землю…". Не любил, когда пишут душещипательными словами, бездумно рассыпая восклицательные знаки, и однажды признался: "Вот жена моя, Валя, всё про меня знает. Написал бы кто-нибудь так, как она знает…"

Лев Иванович был не просто великим вратарём. Вот как однажды коротко, но ёмко сказал о нём народный артист России Валентин Гафт: "О Яшине мало говорить как о вратаре. Мы говорим, что красота спасёт мир. Так вот, Лев Яшин – та самая красота, та самая отдушина, которая объединяла всех на добре, единомыслии. "

В Рио-де-Женейро во время первого турне московских динамовцев по Южной Америке знаменитого вратаря пригласили в телестудию, где были поставлены настоящие футбольные ворота, и каждый желающий мог пробить Яшину за определённую сумму долларов одиннадцатиметровый удар. Вся Бразилия, затаив дыхание, наблюдала за этими необычными поединками. Более тридцати выиграл Яшин! Ему полагалась награда в несколько тысяч долларов. Лев Яшин, взяв в руки пачку банкнот, попросил микрофон и, как обычно, не торопясь, произнёс: "Я благодарю устроителей этого турнира за возможность лишний раз защитить футбольные ворота, а денежный приз я передаю в фонд помощи голодающим мальчишкам из фавел, желая им от всего сердца вырасти такими же футболистами, как Пеле! " В студии вдруг стало тихо, а затем раздались аплодисменты… Аплодисменты, подхваченные всей страной!