Смекни!
smekni.com

Философия йоги. Путь к познанию (стр. 7 из 7)

В идеале, прана беспрепятственно протекает по всем данным каналам, но это возможно только тогда, когда каналы не заблокированы и не засорены. Обычно прана не может попасть в сушулшу; она течет только через ида-нади (ха) и пингала-нади (тха), но даже там ее часто недостаточно. Когда прана получает возможность войти в сушулшу, тогда прана потоков ха и тха сливается (достигается йога), поэтому процесс достижения этого состояния называется хатха-йогой.

Сушулша (центральный канал) считается идеальным путем для праны. Если прана течет по центральному каналу, она концентрируется в теле в такой степени, что может идеально распространяться по нему. Она больше не выплескивается наружу.

Состояние, в котором прана вытекает из тела, указывает на господство авидьи. Таким образом, на состояние ума напрямую влияет то, как и где протекает по телу прана. Если мы не можем удерживать в своих каналах достаточно праны, если блоки затрудняют ее продвижение и она не может течь в правильном направлении, то прана рассеивается вне тела и в уме воцаряются мрак и беспокойство. Накопление праны в теле, напротив, приносит внутренний покой и истинное понимание. Обычно прана не может свободно протекать по сушулше, так как этот канал чем-то заблокирован. Символом этого препятствия является свернувшаяся змея кундалини.

С концепцией кундалини связано много путаницы, вызванной неточными определениями. Кундалини однозначно определяется как препятствие. Энергия, которая на той или иной стадии практики йоги должна войти в сушулшу, это не кундалини, а просто прана. Многие книги утверждают, что по сушулше поднимается именно кундалини. Одна из его центральных идей состоит в том, что прана и различные формы, которые она принимает в теле, зависят от практики йоги, и если мы добиваемся успеха в своей практике, то кундалини сгорает, освобождая дорогу пране.

Если свернувшаяся в кольца змея убита, она разворачивается и вытягивается, поскольку мышцы больше не могут удерживать ее тело в свернутом положении. Сказано, что, когда агни (огонь тела) убивает змею, кундалини разворачивается и канал открывается для праны. Это происходит не сразу. Даже когда кундалини частично уничтожена, она еще долго сохраняет способность блокировать сушулшу.

Если мы внимательно рассмотрим этот образ, станет ясно, что кундалини это один из способов изображения того, что мы называем авидьей. Как авидья может обрести огромную силу и не позволять нам видеть пурушу, точно так же кундалини способна заблокировать течение праны и не позволять ей подниматься по сушулше. Момент сгорания кундалини это момент уничтожения авидьи. После этого прана получает возможность войти в сушулшу и начинает медленно подниматься вверх. Хатха-йогу можно также понимать как часть раджа-йоги, которая, по одному из определений, представляет собой процесс, в котором прана, друг пуруши, постепенно поднимается вверх. Когда она достигает вершины, проявляется пуруша, наш внутренний царь. Когда внимание акцентируется в первую очередь на идее кундалини, мы говорим о практике кундалини-йоги. Если в центре внимания находится устранение разрыва между ха и тха, то это называется хатха-йогой.

И наконец, термин «тантра-йога» можно использовать применительно к практике йоги, основанной на кундалини. Тантра-йога уделяет особое внимание работе с определенными энергиями, которые обычно растрачиваются. Их следует направить таким образом, чтобы они разрушали препятствия на пути праны. Практика тантра-йоги имеет свои отличительные особенности. Слово тантра переводится как «техника», в смысле «мастерство» или «умение». В тантра-йоге внимание сконцентрировано на теле, и выстраивается множество различных связей и взаимоотношений между телом и другими аспектами мира и космоса.


ВЫВОД

В наше время знания о йоге проникают во все уголки планеты. В разных странах открыто много школ йоги, каждая из которых имеет свои особенности. Но как бы ни разнились они между собой, главное в учении остается неизменным на протяжении веков, что оно служит людям.

Йога не гарантирует, что если мы будем прилежно ею заниматься, то получим ту или иную конкретную выгоду. Йога это не готовый рецепт уменьшения страданий, но она может помочь нам изменить наше отношение, чтобы в нас было как можно меньше неправильного понимания и больше свободы. Всю практику йоги можно понимать как процесс изучения наших привычных взглядов, моделей поведения и их последствий.

Занимаясь йогой, мы просто пытаемся создать условия, в которых ум может использоваться в нашей деятельности с максимальной пользой. Этот процесс требует времени, любая возможность сокращения пути является иллюзорной. Развитие происходит шаг за шагом и включает огромное количество техник, которые нужно выбирать разумно, в соответствии с индивидуальными потребностями. «Йога-сутры» дают много рекомендаций, которые сообща составляют нашу практику йоги.

Каждый человек не похож на других и имеет свой уникальный жизненный опыт. Поэтому существует так много рекомендаций в помощь человеку, идущему путем йоги. А кто не ищет возможностей яснее понимать вещи, открывать новое и исправлять ошибки?

Как бы красиво мы не выполняли асану, каким бы гибким ни было наше тело, пока мы не достигли единства тела, дыхания и ума, мы не можем говорить, что занимаемся йогой.

Что же такое йога?

Йога – это не внешний опыт. Это нечто такое, что мы ощущаем внутри себя, в самой глубине своего естества.

Практика йоги является по своей сути самоисследованием. Асаны и пранаяма позволяют нам узнать о себе нечто новое, но, к сожалению, доверять своим ощущениям можно не всегда. Привычки видеть вещи определенным образом мешают нам по-новому смотреть на каждый новый опыт и делают наше понимание себя ограниченным.

Заниматься нужно регулярно, с учетом свободного времени, целей и потребностей. Вне зависимости от того, много у вас времени или мало, необходимо планировать упражнения в виде законченного комплекса. Занятие обязательно должно представлять собой сбалансированную последовательность упражнений.

Йога в первую очередь – религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели учения.

Следует все же отметить, что основной целью йоги, делающей ее привлекательной для широких слоев населения, является не терапия и не сенсационные результаты, а здоровый образ жизни и развитие естественных качеств организма.


Список используемой литературы

1. Джесси Чапмен «Йога. Источник жизненной энергии для тела, ума и души» - Москва, 2005.

2. Философия исцеления «Йога. Физическое и духовное совершенствование»

3. http://lib.rin.ru/

4. http://www.students.ru/referats

5. http://www.BankReferatov.ru