Систематическая мышечная деятельность сопровождается увеличением силы дыхательной мускулатуры. Отчетливо растет мощность дыхательных движений. Формируется рациональный, физиологически совершенный тип дыхания. Глубокий вдох, форсированный выдох при интенсивной мышечной работе повышает легочную и альвеолярную вентиляцию. Величина ЖЕЛ у спортсменов значительно выше, чем у нетренированных подростков. Под влиянием постоянных физических нагрузок возрастает способность организма переносить гипоксическое состояние, связанное с мышечной работой или с недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе. (А.П. Исаев и соавт., 2003).
Важнейшим показателем газообмена является максимальное потребление кислорода, которое становится выше у тренированных детей, по сравнению с нетренированными. Расчет максимального потребления кислорода на единицу мышечной массы показывает, что у подростков-спортсменов имеются некоторые преимущества перед взрослыми (В.Н. Платонов,1988).
При выполнении предельной мышечной работы возможности у спортсменов к увеличению обмена значительно больше, чем у нетренированных. Тренируемость аэробных механизмов энергообеспечения доказана экспериментально на бегунах длинных дистанций. Предельные показатели энергообмена в условиях мышечной деятельности являются важнейшими характеристиками функциональной готовности. Доказано, что чем выше аэробная производительность, тем реальнее длительное время выполнять интенсивную работу. Достижение максимальной аэробной производительности и способности выполнять работу при высоком кислородном долге обеспечивается напряженными тренировочными занятиями (в.М. Смирнов, 1993).
1.2 Влияние физических упражнений на процессы роста и развития детей
Возможность естественной стимуляции процесса роста и развития с помощью физических упражнений имеет важное значение, как для теории физического воспитания, так и для медицины. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о наследственной обусловленности ряда функциональных проявлений, в том числе имеющих прямое отношение к развитию физических способностей (В.И. Харитонов. 2000). Установлено, что тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных импульсов и другие признаки детерминированы генетическими факторами. Развитие моторики, деятельность вегетативной нервной системы, реакция на физическую нагрузку подвержены влиянию факторов среды и поэтому в большей степени поддаются регуляции в ходе целенаправленного воздействия на организм ребенка. Известно, что отдельные факторы окружающей среды оказывают значительное влияние на реализацию наследственной программы. При рациональном двигательном режиме индивидуальное развитие ребенка смещается на более высокий уровень в рамках своей генетической программы. Таким образом, происходит естественная стимуляция процесса роста и развития. Индивидуальный анализ развития юных спортсменов свидетельствует о благоприятных изменениях в состоянии их здоровья: усиливается развития энергообеспечивающих систем организма. совершенствуется регуляция вегетативных функций, повышается уровень физической работоспособности. Спортсмены имеют большую массу и длину тела, высокое содержание активной ткани (мышечной), оптимальные показатели функционального состояния (Г.П. Сальников. 1968).
Особое значение имеют сенситивные периоды индивидуального развития, когда отмечается повышенная чувствительность к воздействию тех или иных физических упражнений. В сенситивные периоды развития физических качеств и психомоторных функций необходимо отдавать предпочтение целенаправленным физическим упражнениям. Такая избирательность, основанная на гетерохронности функций, способствует лучшему развитию ребенка. Физические упражнения выполняют роль регулятора процесса полового созревания. Занятия мужскими и женскими видами спорта накладывают отпечаток на выбор движений и на общую двигательную активность. Мальчики прежде всего интересуются силовыми упражнениями и игровыми видами спорта, а девочки отдают предпочтение аэробике и упражнениям на гибкость. Активное развитие физических качеств и психомоторных функций в пубертатный период оказывают благоприятное влияние на половое созревание и репродуктивную функцию организм (А.А. Гужаловский, 1980).
1.3 Тренированность, как специфическая форма адаптации к мышечной деятельности
В основе развития тренированности лежат механизмы срочной, долговременной адаптации. Типичным примером срочной адаптации является стартовая реакция организма спортсмена. Повышается сила нервных процессов, концентрация мышечных усилий, что является приспособлением к предстоящей спортивной борьбе. На проявление срочной адаптации сказываются типологические особенности нервной системы, функциональное состояние и другие признаки (Н.А. Фомин, 1995).
Максимальная мобилизация физиологических функций осуществляется за счет избыточного выделения катехоламинов и кортикостероидов. Они вызывают синтез новых белковых структур и формируется структурный след для долговременной адаптации. Компенсаторные перестройки при долговременной адаптации направлены на увеличение емкости капиллярного русла, увеличивается количество митохондрий. Формируются механизмы по выполнению максимальной мышечной работы (В.М. Смирнов, 1993).
Физические нагрузки в современном спорте столь высоки, что врожденные адаптивные механизмы нередко оказываются недостаточными для обеспечения нормального функционирования организма в этих условиях. Только специальная тренировка, увеличивающая физиологическую мощность функциональных систем, ответственных за адаптацию, дает возможность спортсмену справляться с высокоинтенсивными и большими по объему физическими нагрузками. Адаптивные изменения специфичны и определяются характером тренирующих воздействий. Способность к прогрессивному изменению функциональных свойств систем и органов в процессе тренировки имеет врожденные, генетические предпосылки. К ним следует отнести соотношение быстрых и медленных волокон в скелетных мышцах, уровень МПК, сердечный ритм, устойчивость к гипоксии и другие факторы. Генетические задатки предопределяют темпы адаптации к физически нагрузкам (В.А. Булкин, 1990).
Наивысшим состоянием оптимальной готовности спортсмена к достижении максимального результата является спортивная форма. Она характеризуется высокими функциональными возможностями отдельных органов и систем, совершенной координацией физиологических процессов, способностью к интенсификации функций, устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, стабилизированными двигательными навыками, техническим и тактическим мастерством (В.К. Бальсевич, 1981).
Высокий уровень тренированности в состоянии относительного мышечного покоя характеризуется функциональными и структурными изменениями, которые отражают нарастающую экономическую экономичность физиологических функций, повышением потенциальных возможностей организма к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок. Наблюдаются структурные изменения в опорно-двигательном аппарате, проявляющиеся в повышении прочности костей, гиперфункции скелетных мышц, улучшении деятельности нервно-мышечного аппарата (В.Н. Платонов, 1988).
В показателях функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем отчетливо проявляется экономизирующий эффект тренировки. Вследствие усиления парасимпатических влияний становятся реже пульс и дыхание, падает артериальное давление. В подавляющем большинстве случаев сердечная мышца у спортсменов гипертрофирована. Рост тренированности сопровождается постепенным расширением диапазона экономичных режимов мышечной деятельности. При выполнении одинаковой стандартной физической нагрузки у спортсменов происходит более быстрое восстановление работоспособности. Тренированность сопровождается оптимизацией в соотношении двигательного и вегетативного компонентов двигательных навыков. При выполнении предельной мышечной работы у спортсменов определяется максимальная мобилизация функциональных резервов организма в результате усиления влияний симпатической нервной системы, гормональной деятельности и активности ферментных систем (В.В. Ким, 1998).
1.4 Двигательная активность
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности (Н.А. Берштейн, 1966). В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 основные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения; общественно-полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой и дополняют друг друга (И.И. Сулейманов, 2000).
Проблема нормирования двигательной активности является сложной задачей. Поскольку должна учитывать как биологические. Так и социальные аспекты. С позиции биологии «норма» представляет собой результат непрерывной эволюции, где в ходе естественного отбора определились конкретные потребности растущего организма в движениях. С социальной позиции «норма» – это целенаправленные моторные действия, обеспечивающие социальную дееспособность человека. Содержанием нормы является мера целесообразной жизнедеятельности и физической активности, определенные генотипом и существующими социальными условиями (В. К. Бальсевич, 2000).