Смекни!
smekni.com

Характеристика туристического маршрута Малое Золотое Кольцо (стр. 2 из 12)

Как свидетельствуют документы, возникновение города Касимов относится к 1152 году, когда первые летописи упоминают Городец Мещерский (располагался несколько ниже по течению Оки). По повелению князя Юрия Долгорукого Городец Мещерский был превращен в крепость, которую в 1376 году разгромили татары. При восстановлении город был отстроен на месте современного Касимова.

В краеведческом музее города Покров созданы новые экспозиции: "Музей шоколада" о строительстве кондитерской фабрики и "Заезжий двор" о развитии ямского промысла. Ежегодно в Петушинском районе проводятся праздник Петуха и Левитановский праздник.

Суздаль— «Русь православная» — город, веками намоленный нашими предками, не может оставить равнодушным истинно русского человека. Сюда приезжают чтобы... Да сюда просто приятно приезжать. Вы бывали в Суздале? Суздаль - один из красивейших российских городов. Насчитывает около 1000 лет славной самобытной истории. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем.[3]

2. Города и веси Малого Золотого Кольца

Город Александров, широко известный в прошлом как Александровская Слобода, расположен в 100 км от Москвы на пересечении древних путей из крупнейших исторических центров России - Владимира и Суздаля, Ростова Великого и Ярославля, Сергиева Посада и Переславля-Залесского.

Судьба Александровской Слободы удивительна и неожиданна. По воле Великого московского князя Василия III в начале XVI века из небольшого охотничьего стана она превратилась в загородную правительственную резиденцию, где вершилась история Российского государства. С приездом сюда в 1564 году царя Ивана IV Слобода стала выполнять роль фактической столицы России. Отсюда грозный царь завершил объединение русских земель, учредил опричнину и сделал это место одним из крупнейших центров культуры. В Слободе были созданы первая русская консерватория и продолжено дело первопечатника Ивана Федорова. Здесь, на Государевом дворе, решались важнейшие вопросы международной политики, принимались посольства из многих европейских государств: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой, заключались торговые договоры.

После отъезда Ивана Грозного в Москву, Слободу посетили в XVII-XVIII вв. все цари рода Романовых: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр Алексеевич. Дочь Петра I Елизавета, сосланная в свою дворцовую вотчину в 1730 году, прожила здесь 10 лет и отсюда уехала венчаться на царство.

Много легенд и загадок таит в себе и сегодня Александровская Слобода: исчезнувшая библиотека Ивана Грозного, царские семейные драмы, полет первого русского Икара... Хранителем этих легенд и загадок, главной достопримечательностью древнего города является музей-заповедник "Александровская Слобода", находящийся на территории Государева двора.

2.1.1.Памятники архитектуры

2.1.1.1 Троицкий собор

Архитектурный ансамбль Государева двора Александровской Слободы - уникальный средневековый дворцовый комплекс. Созданный итальянскими и московскими мастерами, он был вторым после Кремля Москвы по величине, красоте и богатству. Как и в былые времена, Александровский Кремль до сих пор поражает своим великолепием и таинственностью. В древних памятниках, в камне, в красках, в колокольных звонах оживают яркие страницы истории становления русской государственности.

Троицкий собор (1513 г.) - дворцовый храм царской резиденции, самое грандиозное и величественное сооружение Александровой Слободы. В этих стенах происходили общественно-важные, политически значимые события - Иван IV Грозный венчался со своей третьей женой Марфой Собакиной и пятой женой Анной Васильчиковой, его сын Иван Иванович - с Евдокией Сабуровой. Снаружи и изнутри храм украшен белокаменной резьбой. В интерьере - фресковая роспись XVI века. В порталах храма - военные трофеи царя Ивана IV - строгие медные Тверские врата (XIV в,) и торжественные "злаченые" Новгородские двери (1336г.).[4]

2.1.1.2. Распятская церковь-колокольня

Распятская церковь-колокольня (XVI в.) - доминанта дворцового комплекса Александровской Слободы. Могучая, устремленная ввысь архитектура колокольни ставит памятник в ряд выдающихся произведений русского средневекового зодчества. С ней связана память о кровавом карательном походе грозного царя на Великий Новгород и одна из самых красивых легенд Александровского Кремля о холопе Никите, взлетевшем на деревянных крыльях в небеса "аки птица свободная".[5]


2.1.1.3. Успенская церковь

Успенская церковь (XVI-XVII вв.) - домовый храм великой княгини. Это небольшая по объему изысканных пропорций церковь, расположенная на высоком белокаменном подклете, под которым хорошо сохранились обширные погреба - надежные хранилища сокровищ московских государей Василия III и Ивана IV. Легенда рассказывает, что именно из этих погребов в XVI веке по таинственному подземному переходу - "Государевой трубе" - можно было проехать па тройке лошадей и беспрепятственно покинуть царскую резиденцию.[6]

2.1.1.4. Покровская церковь

Покровская церковь (XVI-XVII вв.) - редчайший памятник русской средневековой архитектуры, древнейшим ядром которого является знаменитый домовый храм царя Ивана. На гранях его шатра сохранилась уникальная, не имеющая аналогов, фресковая роспись, заказчиком которой был сам Иван Грозный. Роспись поражает совершенством утонченного рисунка, лаконичностью художественного языка, неординарным подбором изображенных святых. Долгие часы проводил первый русский царь Иван IV в этом храме, творя молитвы и размышляя о судьбе вверенного ему государства.[7]

2.1.2.Музеи города

2.1.2.1. Музей-заповедник "Александровская слобода"

ЭКСПОЗИЦИИ:

"Государев двор в Александровской слободе" Экспозиция раскрывает яркие страницы превращения великокняжеской загородной резиденции в столицу опричнины и государства российского. Завораживает уникальная сюжетная роспись шатра Домового храма Ивана Грозного, не имеющая аналогов в мире, а также белокаменный резной портал, выполненный в начале XVI века, вероятно, итальянскими мастерами.

"Царственные особы в Александровской слободе" Экспозиция, развернутая в белокаменной палате XVII века, знакомит с представителями царствующих династий Рюриковичей и Романовых, судьба которых в разные исторические эпохи была связана с историей Александровской слободы.

"Столовая палата XVI века в дворцовых постройках царя Ивана Грозного" Экспозиция воспроизводит интерьер столовой палаты XVI века для "малых приемов" иностранных послов, бояр, думных людей и, возможно, опричной братии.

"Царь Иван IV Грозный в живописи" Камерная выставка произведений живописи из коллекции музея-заповедника разместилась в дворцовой палате начала XVI века, служившей, вероятно, "казнохранилищем" Государева двора. Выставка отражает взгляды художников разных времен на личность одного из самых известных русских самодержцев.

"Сенник постельный" Белокаменная дворцовая палата начала XVI века воспроизводит интерьер сенника постельного, специального помещения, которое предназначалось для проведения первой брачной ночи обвенчавшихся высочайших особ. Свадьбы Ивана IV Грозного свидетельствуют о высоком статусе Александровой слободы как столицы России.

"Сокровища трех веков" В светлом интерьере Успенской церкви расположена изумительная коллекция памятников искусства XVII-XIX веков. Рукописные и старопечатные книги, иконопись, декоративно-прикладное искусство, ткани и шитье оставляют незабываемые впечатления.

"Средневековые подвалы XVI века" Новая экспозиция с восковыми фигурами палача (Малюты Скуратова) и жертвы, орудия пыток представляет мрачную атмосферу застенка грозненского времени, где проходили казни и пытки, раскрывает особенности мироощущения средневекового человека.

"Нравы нашей старины" Воссозданный интерьер купеческого дома и подлинные предметы старины (одежда, мебель, посуда), ранее принадлежавшие древнему купеческому роду Зубовых-Лавровских - все это дает представление о быте и занятиях горожан провинциального городка XIX столетия, рождая грустное "чеховское" настроение, легкую улыбку, ностальгию по минувшим дням.

"Царская квасная" Знакомство с хозяйственными службами дворца Ивана Грозного, интерьером одной из палат Сытного двора в подклетах великолепного памятника русской средневековой архитектуры Успенской церкви. [8]

2.1.2.2. Александровский художественный музей

Располагается в старинном купеческом особняке - уникальном памятнике архитектуры эпохи неоклассицизма. Усадьба с прилегающим парком - одно из красивейших мест исторического центра города.

Владельцем усадебно-паркового ансамбля был купец II гильдии Алексей Михайлович Первушин (1829-1902) - яркая, самобытная личность, один из директоров Правления Товарищества на паях мануфактур Барановых.

Значительное место в истории города Александрова Дом Первушина прочно занял во второй половине XIX века, став центром общения деловой и творческой элиты города. Сотрудники музея занимаются изучением истории и культуры провинциального купечества, возрождением его традиций.

Театрализованные экскурсии переносят посетителей в конец XIX начало XX веков, позволяют стать участниками званого вечера, ощутить неповторимую атмосферу купеческого быта. Экспозиционный комплекс соединяет в себе две эпохи: воссозданные интерьеры, выдержанные в стиле классицизма и - современность.