В заключении стоит отметить, что хотя религия больше не является важной частью жизни швейцарцев, она сыграла значительную роль в формировании Швейцарского государства и менталитета его граждан. А швейцарцы составляют сплоченную национальную общность, хотя население состоит из этнических групп и большого количества иностранцев, говорящих на разных языках (немецком, французском, итальянском и ретороманском) и нередко отличающихся по вероисповеданию. Однако взаимная терпимость и доброжелательность позволяют им жить и работать в одной стране.
Большое значение в этногенезе швейцарских народов имело заселение в V веке до н. э. территории Швейцарии кельтским племенем гельветов, на востоке от кельтов жили племена ретов. Завоевание швейцарских земель римлянами в I в. до н. э. привело к романизации кельтского и ретского населения, но из-за труднопроходимости территории они так и не смогли завершить свое завоевание. О тех временах напоминают археологические памятники кельтской эпохи в древнейшем городе Швейцарии - Кур (2500 год до н. э.), а также развалины древнеримской крепости в университетском городке Невшатель.
После распада Римской империи в III - V вв. н. э. области современной Швейцарии заселили германские племена - алеманны, лангобарды и бургунды. Алеманны расселились на севере и востоке, а позднее и в центральных областях. Они ассимилировали редкое население горных областей, и здесь утвердились германские диалекты. Напротив, лангобарды, обосновавшиеся на юге, и бургунды - на западе, восприняли язык и культуру романизированного кельтского населения. На востоке в изолированных альпийских долинах продолжали сохраняться поселения романизированных ретов, здесь складывались ретороманские диалекты[5].
В VI веке вся Швейцария была завоевана германскими племенами франков и позднее, в начале IX века, вошла в состав обширной империи Карла Великого, что способствовало дальнейшей германизации ее населения.
После смерти Карла Великого по Верденскому договору 843 г. швейцарские земли были разделены между тремя государствами. Германоязычные север и восток, а также области, заселенные ретороманцами, были включены в Восточнофранкское королевство (ядро будущей Германии); к Западно-франкскому королевству (будущей Франции) были присоединены западные области с романизованным кельтским населением, а юг и юго-запад вошли в состав королевства Лотаря, где позднее сложилась итальянская этническая общность.
В 1032 году почти все земли нынешней Швейцарии стали составной частью “Священной римской империи”, но централизованная власть в стране не была слишком прочной. Все изменилось с приходом к власти семьи Габсбургов, ставшей самой могущественной династией в Центральной Европе. Завоевания Габсбургов проводил Рудольф I, постепенно покоривший всех враждующих между собой правителей.
После смерти Рудольфа представители местной аристократии увидели возможности для получения независимости. В августе 1291 швейцарские общины заключили между собой постоянный оборонительный союз и подписали договор, известный как «Вечный союз», – первое документальное свидетельство сотрудничества между лесными кантонами. С этого года начинается официальная история швейцарского государства. Часть традиционной легенды об этих событиях, связанная с именем Вильгельма Телля, не находит подтверждения в исторических документах.
Уже с XIV в. вошло в обиход и современное наименование государства - Швейцария (по названию кантона Швиц), а в 1499г. Швейцария фактически освободилась од подчинения “Священной римской империи”, во главе которой стоял в то время Император Максимилиан I. Затем они одержали победу над объединенными силами Франции и Венеции в 1515 году и после этого провозгласили нейтралитет. До конца XVIII в. Швейцария оставалась союзом 13 кантонов, однако территория ее продолжала расширяться за счет присоединения новых земель. Когда Швейцарская Конфедерация еще только формировалась как государство, влияние на нее соседних стран было особенно ощутимо, что отразилось на памятниках эпохи средневековья (в том числе и культовой архитектуры). Особое значение, в западной Швейцарии имел стиль, созданный реформатским орденом Клюни, а также монастырские церкви в Пайерне и Роменмотье[20].
В германоязычной Швейцарии, естественно, преобладало влияние южно-немецкой архитектуры. Так, в Базеле под руководством зодчего Маттеуса Энзингера из Ульма в 1421 г. было начато строительство кафедрального собора.
Кантон Тичино входил в сферу влияния культуры Ломбардии. Впрочем, постройки в итальянском стиле возводились и в районах к северу от Альп (Рыцарский дворец в Люцерне, Большой кафедральный собор в Цюрихе). Реформация, происходившая в XVI веке, взбудоражила всю Европу. В то время как вся остальная часть Европы принимала участие в Тридцатилетней войне, Швейцария закрыла свои границы и старалась держаться подальше от неприятностей. В конце войны, в 1648 году, она была признана в Вестфальском Договоре как нейтральная сторона. На протяжении всей эпохи Возрождения швейцарские города в основном сохраняли свой облик, сложившийся в период средних веков. Новое строительство долго продолжало традиции поздней готики и в типах зданий, и в их планировке. Влияние ренессансной стилистики проявлялось лишь временами, и хотя ранние памятники ее относятся к началу XVI в. (ратуша в Базеле, Базельские ворота городских укреплений в Золотурне), распространялась она медленно. Например, в Лугано, фасад готического собора Сан-Лоренцо был заново богато декорирован в ренессансном духе. Практически никаких перемен не принесло XVI столетие в уже сложившиеся типы поселений и жилищ в горных и плоскогорных сельских местностях Швейцарии. Как и в соседней Австрии, в Тироле, широкое распространение получили здесь двухэтажные «альпийские» дома, низ которых выкладывался из каменных блоков, а верхний этаж был деревянным. Но в разных районах Швейцарии и постройки были неодинаковы: в кантоне Берн сельские дома обычно представляли собой срубы в 4—5 этажей, в кантоне Граубюнден типичный дом был каменный, с просторной кухней в центре первого этажа. В горах — Альпах, Юра, — куда с июня до ноября уходили со стадами пастухи, стояли их бревенчатые небольшие хижины - «шале» [22].
Политическая жизнь Швейцарии в 18 в. была спокойной. В «век Просвещения» прославились бернский естествоиспытатель и поэт Альбрехт фон Галлер (1708–1777), историк И. фон Мюллер, а также уроженец Женевы философ Жан Жак Руссо - великий педагог и гуманист из Цюриха И.Г. Песталоцци. В это время в Швейцарию устремился поток иностранных гостей, среди них – Вольтер, Гиббон и Гёте.
В 1798 году Швейцария была завоевана войсками Наполеона, и там была создана единая Гельветическая республика. Фактически страна попала в подчинение Франции. Французская революция оказала глубокое влияние на Швейцарию как в политическом, так и в философском отношениях. Благодаря влиянию Франции культура и архитектура страны претерпевает разительных изменений. Наивысшего рассвета достигает церковная архитектура. Особенным великолепием отличались монастыри в Айнзидельне, Санкт-Галлене, Мури, Санкт-Урбане. Центром общественной жизни была Женева, а затем, в XIX в., средоточием художественной жизни стал Базель[22].
Большой популярностью пользовался символист Арнольд Бёклин, чьи огромные картины на сюжеты из мифов и легенд, изображающие всевозможных нимф, Нептуна и пр., особенно полно представлены в Художественном музее Базеля.
После крушения Наполеоновской империи в 1814 - 1815 гг. Венский конгресс признал существование швейцарского государства как Союза 22-х кантонов и объявил его навечно нейтральным. В течение следующих трех десятилетий в Швейцарии нарастали либеральные настроения. В ответ на действия радикалов в союзном сейме и в некоторых кантонах (закрытие монастырей в Аргау, изгнание иезуитов) семь консервативных католических кантонов сформировали оборонительный союз Зондербунд. В 1847 сейм небольшим большинством голосов объявил о роспуске этого объединения.
В 1848 году была принята новая федеральная конституция, которая все ещё функционирует в настоящее время. Берн стал столицей страны, и для решения национальных вопросов стала созываться федеральная ассамблея. В 1863 году в Женеве было основано общество "Красного Креста" и введено обязательное бесплатное образование[19, c. 104].
В 1978 году был образован 23-й кантон Юра, и Швейцария обрела границы современного государства.
В 20 веке Швейцария тщательно охраняла свой нейтралитет. Её роль в Первой Мировой Войне заключалась исключительно в организации отрядов "Красного Креста". Цюрих развивался как международный банковский центр и центр международного страхования, а многие международные организации, в том числе и Всемирная Организация Здравоохранения, имеют свои штаб-квартиры в Женеве. Опасаясь, что её нейтралитет может быть скомпрометирован, Швейцария отклонила предложение стать членом Организации Объединенных Наций или вступить в НАТО. Она вступила в Европейскую Ассоциацию Свободной Торговли. Швейцария подала заявление о своем вступлении в ЕС в 1992 году, но граждане Швейцарии проголосовали против членства в этой организации[8].
Таким образом, благодаря своей многовековой истории, Швейцария является привлекательным объектом рекреации не только для желающих насладиться великолепными горными пейзажами и покататься на лыжах, но и для тех, кто хочет познакомиться с историческим и культурным наследием страны. Их влекут всемирно известные памятники старины - воспетый Байроном Шильенский замок, вознёсшийся ввысь ажурный Базельский собор с могилой Эразма Ротердамского, деревянный Крытый мост в Люцерне, сооружённый шесть веков назад, двуглавый цюрихский Гроссмюнстер, средневековые улочки и площади Берна, Муртена, Золотурна, Лозаны, Грюйера, где словно остановилось время. Привлекает также Женева с её более чем 2000-летней историей, в которой находится свыше 30 музеев и галерей искусства на любой вкус; а также многие другие города не лишенные своей особой истории и шарма.