Если подвести итог эволюции комбинаций гимнастов, то можно выделить несколько аспектов в данном вопросе:
комбинации гимнастов до 2006 года были похожи на цирковые номера. Т.е. комбинация содержала 3-5 сложных элементов, а остальные только для "добора" до 10 баллов в базовой оценке. С 2006-го года комбинации стали напоминать "марафон" из 10 элементов со сложностью "выше среднего";
от связок оборот+оборот гимнасты перешли к сложным связкам типа оборот+перелёт и перелёт+перелёт. Простые связки из перелётов групп "С" исчезли, на смену им пришли связки из перелётов группы "D" и выше;
сложность комбинаций возросла в массах гимнастов. Если раньше отдельные сложнейшие связки элементов и отдельные перелёты делали 1-2 гимнаста в мире, то с 2006-го года эти связки выполняют огромное множество спортсменов;
но помимо прогрессивных изменений произошли и нежелательные. Например, из арсенала гимнастов практически полностью исчезли целые структурные группы элементов. Элементы в висе сзади; соскоки лётом, дугой, срывом, контрсальто назад на махе назад, сальто через гриф и т.д.; контрсальто вперёд в вис; обороты на одной руке и т.д. Современная гимнастика ставит высокие требования к сложности элементов, но в определённой степени из-за этого страдает разнообразие движений.
Простейшие упражнения на перекладине (подтягивания, подъём переворотом) входят в программу общей физической подготовки.
Согласно правилам FIG - Международная федерации гимнастики - перекладина должна находиться на высоте 278 см и иметь длину 240 см. Диаметр перекладины - 2,8 см.
Упражнение на перекладине состоит из вращений вокруг снаряда и перелётов, элементов, когда гимнаст теряет контакт со снарядом. В ходе выступления спортсмен должен продемонстрировать различные типы хватов (хват сверху, снизу и обратный хват) и висов (спереди, сзади, ноги врозь, согнувшись), умение чисто и четко переходить от одного их вида к другому. Во время вращений спортсмен не имеет права касаться перекладины телом. Вращения могут выполняться как на двух руках, так и на одной. Завершаются упражнения акробатическим соскоком. Для начала упражнения спортсмен пользуется помощью ассистента, подсаживающего его на снаряд.
Судьями оценивается сложность и чистота исполнения элементов, а также качество соскока.
Структурные группы элементов
I. Элементы, выполняемые большим махом в висе
Сюда входят:
подъёмы махом назад в стойку на руках с поворотами и без;
большие обороты на двух или одной руке, с поворотами и без, также с прыжком и поворотом на 180,360,540 и даже 720 градусов;
II. Элементы с фазой полёта
Включает в себя различные перелёты - элементы, которые предполагают отпускание рук от грифа, перелёт через плоскость грифа и приход в вис, а также подлёты - элементы с отпусканием рук от грифа выполнением сальто без перехода через плоскость грифа и приход в вис. Также сюда отнесены продевы с перемахом ноги врозь в вис или в стойку на руках (элементы типа "Карбалло" или "Квинтейро").
Перелёты бывают следующих видов:
махом назад без сальто (перелёт углом, "Воронин", "Маркелов" и др.)"
махом назад (с большого оборота вперёд) с 1.5 сальто вперёд (типа "Гейлорд");
махом назад с контр-сальто назад (ещё не исполнены);
махом вперёд контр-движением назад без сальто (типа "Ткачёв", "Люкин" и т.д.);
махом вперёд 1,5 сальто назад (типа "Ковач", "Гейлорд 2" и т.д.);
махом вперёд контр-сальто вперёд (ещё не исполнены);
Подлёты бывают следующих типов:
махом назад сальто вперёд (типа "Егер", "Погрелов" и т.д.);
махом назад контр-сальто назад (малоизучены);
махом вперёд сальто назад с поворотами (типа "Делчев", "Гингер" и др.);
махом вперёд контр-сальто вперёд (типа "Маринич");
Между двумя типами лётовых движений на перекладине (разновысоких брусьях) имеется разница, хотя движения похожи. В основном "путаются" друг с другом такие перелёты, как Маркелов и Воронин, а также подлёты или сальто в вис - Делчев и Гингер
III. Элементы, близкие к перекладине
Включают в себя:
многочисленные подъёмы разгибом, двумя, назад, дугой и т.д.;
обороты назад в стойку на руках;
большие обороты с перемахами типа "Штальдер" и "Эндо";
большие обороты вперёд с спадом вперёд и подъёмом разгибом в стойку на руках ("Вейлер");
IV. Элементы в обратном хвате и в висах сзади
В основном сюда входят специфические элементы типа:
элементов в висе сзади хватом сверху и снизу - подъёмы махом вперёд, русские обороты и т.д.;
элементы с "продевом" ног и движением в стойку на руках (выкрутом, прыжком или поворотом) типа "Адлер";
элементы в обратном хвате типа итальянских оборотов;
V. Соскоки
Соскоки может поделить на следующие виды:
махом вперёд сальто/кратные сальто (двойные, тройные и т.д.) назад с поворотами и без;
махом назад сальто/кратные сальто (двойные, тройные и т.д.) вперёд с поворотами и без;
махом назад сальто/кратные сальто (двойные, тройные и т.д.) назад с поворотами и без;
махом вперёд сальто/кратные сальто (двойные, тройные и т.д.) вперёд с поворотами и без;
лёты с поворотами и без, также с добавлением контр-сальто назад;
соскоки 1,5 и более сальто назад через перекладину и 1,5 и более сальто вперёд через перекладину.
Методика обучения упражнениям на перекладине будет продуктивной, если на основе учета анатомо-конституционных особенностей, биомеханических показателей рациональной техники выполнения упражнений на перекладине разработать типовые модельные характеристики рабочих осанок как средства спортивно-технической подготовки, подобрать адекватные им приемы и методы развития физических качеств, двигательных умений и навыков у гимнастов на этапе начальной подготовки.
На перекладине выполняются только маховые упражнения. Поэтому основные умения занимающегося заключаются в правильном использовании сил инерции при минимальной затрате мускульной энергии. Сила сгибателей пальцев, тем не менее, должна быть значительной.
Упражнения начальной подготовки
На начальных стадиях обучения занимающиеся должны овладеть основными позами, которые необходимо принимать в положениях виса, упора, упора сзади, научиться простейшими способами переходить из одного вида упора в другой (перемахами ног, поворотами), а также выполнять простейшие соскоки и подъёмы.
I. Упражнения в висах.
1. Вис стоя, лёжа, присев, стоя ноги сзади.
2. Переходы из одного виса в другой переступанием и поворотами.
3. Переходы из виса стоя сзади согнувшись в вис согнувшись толчком ног и силой.
4. Переход из виса прогнувшись верхом в вис завесом коленом.
5. Переход из виса стоя сзади в вис согнувшись и далее в вис завесом коленями с отпусканием рук.
6. Вис на согнутых руках и вис углом на согнутых руках.
7. Подтягивание в висе на перекладине (высокой).
8. Вис углом.
9. Переход силой из виса в вис сзади.
10. Из виса сзади, отпуская одну руку, поворот в вис.
11. Подъём силой поочерёдно руками в упор.
II. Упражнения в упорах.
1. Из виса стоя прыжком упор.
2. Из упора перемахи ногами в упор верхом и упор сзади.
3. Повороты из упора в упор сзади и наоборот.
4. Из упора верхом повороты направо и налево с перемахом в упор.
III. Простейшие переходы из виса в упор и из упора в вис.
1. Подъём переворотом махом одной и толчком другой.
2. Подъём переворотом толчком двумя.
3. Подъём переворотом силой.
4. Опускание из упора в вис согнувшись спереди и далее в вис углом.
IV. Соскоки.
1. Из упора верхом одной соскок с поворотом и перемахом другой.
2. Из упора сзади соскоки махом вперёд и махом вперёд с поворотами на 90* и 180*.
3. Из упора соскоки махом назад без поворота и с поворотами.
4. Из упора соскок боком с поворотом и без него.
Вис
На высокой перекладине это положение является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.
В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.
Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения её назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.