Смекни!
smekni.com

Характеристика упражнений на перекладине (стр. 1 из 4)

План

Введение

1. История развития упражнений

2. Характеристика упражнений на перекладине

3. Методические основы обучения на перекладине

4. Профилактика травматизма при занятиях на перекладине

Заключение

Список литературы

Введение

Как часто глядя на собственное отражение в зеркале вам хотелось бы увидеть более привлекательное зрелище? Если подобные мысли посещают вас всё чаще в последнее время - самое время заняться спортом.

Одно из наиболее привлекательных и в то же время простых приспособлений - перекладина. Польза, которую приносит доступный абсолютно каждому тренажёр, - неоспорима. Регулярные занятия на этом замечательном спортивном снаряде благотворно влияют на формирование атлетической фигуры. Ведь мышцы работают при подтягиваниях с высокой нагрузкой. Конечно, наивно полагать, что одни только занятия на перекладине смогут в корне изменить вашу жизнь. Более того, в особо тяжёлых случаях, могут понадобиться многие месяцы подготовительной работы, прежде чем вы сможете выполнить хотя бы несколько подтягиваний. Однако не стоит опускать руки - помните, ваша цель получить эффект в долгосрочной перспективе.

Перекладина - это снаряд, на котором гимнасты выполняют различные упражнения, которые рассмотрены в данном реферате.

Цель реферата - дать характеристику упражнениям на перекладине.

1. История развития упражнений

В 1950-е годы комбинации гимнастов на перекладине включали в себя не так много элементов. Комбинация включала в себя оригинальный подъём, различные варианты оборотов, элемент с фазой полёта и соскок.

В качестве подъёма можно было увидеть различные элементы:

подъём двумя с перемахом ноги врозь в вис;

так называемый "финский подъём" или мах дугой назад с поворотом на 180 с последующим подъёмом махом назад;

подъём махом назад с перемахом ноги врозь и поворотом на 180 градусов с приходом в угол вне. Так же можно было увидеть подъём махом назад с перемахом ноги вместе через боковую плоскость (по примеру кругов на коне) в упор сзади;

подъём махом вперёд с перемахом через боковую плоскость в вис или с поворотом на 180 в упор.

Большие обороты усложнялись массой поворотов вокруг руки как на 180, так и на 360 градусов. Нередко использовался скрещенный хват (гимнаст брался за гриф руками накрест). Отметим, что ещё в 50-е годы, гимнасты в массах прекрасно владели такими сложнейшими движениями - как большие обороты назад в висе сзади, чего редко увидишь даже в 2000-е. Также обороты усложняются простейшим перемахом - оборот названный именем Штальдера.

Элементы с фазой полёта были представлены скромным набором простейших подлётов и перелётов. Наиболее популярными были махом назад подлёт с поворотом на 360 в вис и перелёт углом (предножка).

Соскоки были достаточно разнообразны, но не очень сложны. Они включали в себя соскоки лётом, срывом из оборота назад не касаясь, а также сальто. В начале 1950-х соскок сальто назад прогнувшись был очень распространён. Но в конце 1950-х уже сальто было усложнено поворотами на 360 и более, а также исполняются двойные сальто назад.

В 1960-е годы комбинация на перекладине все более насыщается поворотами на 360 градусов в обратный хват и из обратного хвата. Помимо оборотов Штальдера, чаще начинают встречаться обороты вперёд с перемахом - Эндо. По прежнему, используются обороты назад в висе сзади. Также, практически в каждой комбинации встречаются обороты типа "Адлер" - большой оборот вперёд с продевом и выкрутом плеч в обратный хват. А в конце 1960-х в оборот Адлера добавляется и поворот на 360 градусов, правда выбив выше уровня грифа как правило не превышал 45 градусов. Элементы с фазой полёт всё более насыщаются перелётыми с активным броском. Простейший перелёт углом, с перемахом через боковую плоскость, был малоэффективным, так как после него было невозможно выполнить большой оборот назад, из гашения всего импульса. Советский гимнаст Михаил Воронин усовершенствует перелёт углом, выполняя поворот иным способом. Теперь поворот выполняется не в противотемп движению, а по темпу. Что позволяет сохранить импульс вращения. Перелёт "Воронина" впоследствии ещё модифицируется. Гимнасты выполняют перелёт всё ближе к прямому телу, усовершенствуется и принцип выполнения поворота - появляется перелёт Маркелова ноги врозь. Соскок в массах, как правило представляет собой лёт с поворотом на 360 градусов или двойное сальто назад.

В 1970-е годы в плане оборотов, упражнения гимнастов не сильно меняются. Правда Адлеры как с поворотами, так и без постепенно вытесняют оригинальные элементы в висе сзади. Вообще, комбинации в плане разнообразия структурных форм элементов, становятся менее разнообразными, зато более сложными.

А вот в сфере элементов с фазой полёта и соскоков происходит буквально качественный эволюционный скачок вперёд! Появляются сальто махом назад в вис как ноги врозь, так и согнувшись (сальто Егера). В 1977 году исполняется сальто Делчева - махом вперёд подлёт с поворотом на 180 и сальто вперёд ноги врозь в вис, а в 1978 году Эберхард Гингер исполняет более популярную версию этого движения - полпируэта назад согнувшись в вис.

В 1977 году исполняется элемент, открывший целую новую эпоху перелётов. Александр Ткачёв выполняет контр-перелёт ноги врозь назад на махе вперёд с приходом в вис.

Соскоки усложняются на несколько ступеней. От двойного сальто назад в группировке, гимнасты в массах переходят к соскоку двойным сальто назад с поворотом на 360 (впервые выполнен японским гимнастом Мицуо Цукахара). Чуть позже начинаются попытки выполнения важнейшего в плане развития движения, соскока двойным сальто назад прогнувшись. И наконец, в самом конце 1970-х годов, советский гимнаст Николай Андрианов выполняет супер-сложный соскок тройным сальто назад в группировке (на чемпионате СССР впервые выполнен Геннадием Крысиным).

По степени эволюции комбинаций, 80-е годы безусловно можно считать апогеем развития. Комбинации настолько сильно и быстро прогрессируют, что можно только поражаться. Прогресс касается всех структурных групп элементов.

В 1980-е годы в массах гимнасты начинают исполнять различные большие обороты на одной руке. Таких оборотов исполняется несколько подряд, в том числе с различной степенью поворотов (как на 180, так и на 360). Данные движения достигают максимума развития после исполнения оригинального оборота Зоу Ли Мин - большой оборот вперёд на одной руке с поворотом на 360 в одну и сразу в другую сторону. Элементы Адлера исполняются исключительно в стойку на руках. Причём с разнообразными усложнениями - скажем повороты выполняются в вис на одной руке и т.д. Большие обороты назад в висе сзади, хоть стали и редкостью, но зато также усложняются. Вход в обороты осуществляются махом вперёд продевом ног в упор сзади не касаясь. Из оборотов выход осуществляются уже не простым "выдевом" в вис, а сложным "выдевом" ног в стойку на руках.

Уже в начале 1980-х (на чемпионате мира 1983 года) ряд гимнастов исполняют перелёты Ткачёва и сальто Гингера в связках (по 3-4 элемента подряд). В 1987 году эти связки исполняются уже с усложнёнными вариантами этих элементов - как с виса на одной руке, так и в вис на одной руке. К примеру, исполняется связка: перелёт Ткачёва с одной руки - перелёт Ткачёва - сальто Гингера.

Помимо перелётах в связках, значительно усложняются и сами эти движения. В 1983 году на чемпионате мира советский гимнаст Александр Погорелов исполняет рекордные технические элементы! Первый из них - это махом назад пируэт прямым телом в вис (сальто Погорелова). Второй элемент - это махом вперёд 1,5 пируэта назад прямым телом в вис. Чуть позже этот элемент будет выполнен с оборота на одной руке румынским гимнастом Никусором Паску.

В 1987 году Валерий Люкин демонстрирует высшую степень развития перелёта Ткачёва - прямым телом. А чуть позже исполняет его и с поворотом на 360 градусов!

Перелёт Маркелова уже исполняется прямым телом ноги вместе (правда данный элемент уже становится неотличим от перелёта Воронина прямым телом) - перелёт Ямаваки. А чуть позже появляется и его усложнённая версия с поворотом на 360 градусов (Вальстром).

1980-е годы подарили гимнастическому миру и совершенно новые типы перелётов. Речь идёт о сальто через гриф с приходом в вис. В 1970-х годах подобные движения считались нереальными, зато в 1980-е годы появились исполнители, опровергшие эту "истину". Также, в 1980-е годы, а именно на чемпионате мира 1989 года, болгарский гимнаст Петер Ковач выполняет ещё один уникальный элемент.1,5 сальто назад в группировке через гриф, но не в соскок, а в вис. Данный перелёт станет важнейшим элементом последующих поколений гимнастов и неким уровнем, определяющим мастерство гимнаста.

Также отметим прогресс в области выполнения соскоков. Тройное сальто становится стандартным соскоком всех гимнастов высшего уровня. А на чемпионате мира 1987 года немецкий гимнаст Майк Белле даже исполняет тройное сальто назад с поворотом на 360 градусов в соскок! Выполняется соскок тройным сальто вперёд, двойным сальто назад прогнувшись с одним, и даже двумя пируэтами!

В 1990-х годах комбинации на перекладине не сильно меняются. И прогресс уже не такой яркий, как в предыдущем десятилетии. Олимпийские игры 1992-го года и финал на перекладине показывают тенденции развития комбинаций на данном снаряде. Часть гимнастов, по прежнему строят свои комбинации на основе перелётов, выполненных с одной руки (Виталий Щербо). Эта тенденция сохранится до 1996 года включительно. Потом, постепенно таки перелёты полностью "вымрут" из арсенала гимнастов. Другая часть гимнастов, во всю занимается освоением нового типа перелётов "Ковач" в самых разных их вариантах. Но позднее, эти перелёты станут практически раритетными.

В период с 2000го по 2010-й год произошли просто революционные изменения в Правилах проведения соревнований, что конечно же отразилось на комбинациях спортсменов. Если в предыдущее десятилетие гимнасты в основном использовали отдельные сложные элементы для увеличения сложности комбинации, то с 2000-го года начали действовать новые правила, которые позволяют гимнастам набрать сложность за счёт соединения элементов группы D и выше. Соответственно, это привело к тому, что гимнасты начали выполнять подряд как можно больше разных элементов. Комбинации гимнастов высшего уровня достигали сложности в 10 баллов, но реальная их сложность сильно различалась. Можно сказать, что период с 2000го по 2005й год, в массах гимнастов, лётовые элементы не только не эволюционировали, но даже деградировали. Но небольшая группа гимнастов, тем не менее, выполняла совершенно иные комбинации. Наглядный пример такой программы продемонстрировал российский гимнаст Алексей Немов. Он выполнил связку из 4 элементов с фазой полёта, и в придачу ещё два отдельных перелёта Ковача. Подобная комбинация сильно отличалась в зрелищности и реальной сложности, но оценивалась точно также, как комбинации первого типа. Ещё более прогрессивные комбинации продемонстрировали итальянец Игорь Кассина, а также белорус Иван Иванков и украинец Валерий Гончаров.