Только в 1994 году монастырь возобновился вновь. Вскоре в обитель была перенесена Тихвинская икона Божьей Матери, которая до революции находилась в одном из монастырских храмов. Сотни верующих приходят поклониться ей, помолиться Пресвятой Владычице - милостивой о нас пред Богом Заступнице. Особенно прибегают к ней в молитвах за детей. И никто не уходит от Нее не услышанным, никто - неутешен, но каждый по вере получает то, что просит.
Я предлагаю Вам ознакомиться с жизнью монастыря. Ведь монахини заняты каждая своим делом, и как я уже говорила, в монастыре существует несколько мастерских, где трудятся монахини.
Экскурсанты смогут посетить лишь территорию монастыря, т.к. Александро - Невский собор находится на реконструкции. Также они смогут посетить магазин, где продаются вещи, сделанные руками монахинь.
На территории монастыря рассказывается о мастерских и о приюте при монастыре. Основная часть монахинь живет на Шарташе, поэтому пообщаться с ними вряд ли получится.
Итак, прошу обратить ваше внимание на то, что, к сожалению, на данный момент Александро - Невский собор находится на реконструкции, поэтому мы не сможем её посетить. Но всё же я скажу несколько слов о ней.
Перед Вами Александро-Невский собор. Храм был задуман в 1807 г., когда екатеринбургские купцы Калашников и Мартынов и мещанин Бронников изъявили желание построить для Общины при Успенском храме храм в честь Императора Александра I и во имя его ангела св. Александра Невского. После утверждения монастыря и окончания войны 1812 года храм был заложен 22 августа 1814 г., в память победы в Отечественной войне 1812 года. Первоначально был выстроен сравнительно небольшой двухэтажный храм с двумя приделами, по одному на каждом эта-же, который был освящен 26 июня 1832 г. Но для стремительно развивавшегося монастыря здание стало тесным, и появилась мысль о его расширении, в результате которого, первоначальное здание пришлось разобрать почти полностью. Новое здание и было заложено в 1838 г. Собор стал крупнейшим по площади церковным зданием города, вмещавшим до 6000 человек. Храм был холодным, и службы в нём проходили с мая по октябрь. Здание имело 5 куполов и 3-ярусную колокольню с 1 колоколом. Храм был выстроен в классическом стиле и имел 3 классических портика перед каждым из трёх входов. Главный храм имел 2-ставный аркообразный золочёный иконостас с 48 иконами.
В октябре 1925 г. храм был закрыт. В последующие годы в здании собора был воинский оружейный склад. В 60-е годы здание было передано Краеведческому музею, который разместил в нём экспозиции отдела природы и фонды музея.
В 1991 г. образовалась Александре-Невская община, которая потребовала возвращения собора. Решение о возвращении было принято городским советом 10 сентября 1991 г. после месячной голодовки членов общины перед зданием горсовета. К 1995 г. собор снова стал храмом возрожденного Ново-Тихвинского монастыря.
В этом храме мы могли бы увидеть такие святые как Тихвинская икона Божьей Матери, святые иконы, особенно иконы Пресвятой Богородицы.
Существует дивное предание о том, каким образом попала в Россию Тихвинская икона Божьей матери. В 1383 году она исчезла из специально построенного для Нее в Константинополе великолепного Влахернского храма, будто сама Владычица перешла из Византии в Россию. При Московском великом князе Дмитрии Донском чудотворная эта икона в первый раз показалась в новгородских пределах. Она явилась над водами Ладожского озера, невидимо несомая по воздуху ангелами, сияющая лучезарным светом. Много раз икона переходила с места на место, исцеляя недужных, утешая скорбящих. В тех местах, где останавливалась икона, благочестивые православные христиане строили часовни и храмы. На небольшой городок Тихвин Она указала как на постоянное Свое пристанище. Тут для иконы очень скоро был воздвигнут храм, а со временем вокруг него вырос монастырь, получивший название Большой Тихвинский. Почитание иконы было так велико, что в храме сделали особое окно, через которое паломники-богомольцы могли видеть чудотворную икону и молиться даже в те часы, когда храм был закрыт. Замечательно, что одна из рук Богоматери отличалась необыкновенною теплотою, ощутительной для губ при прикладывании.
В этом монастыре большая часть сестер трудится в мастерских: в иконописной, швейной, в певческом и переводческом классе. Недавно у монастыря появилось и свое небольшое издательство, которое уже выпустило свои первые книги. А еще насельницы несут послушания в трех монастырских храмах (читают на службах, поддерживают порядок). Есть казначей, келарь, уставщик, юрист. Вы не думайте, что, придя в монастырь, женщины только молятся, у них полно и других дел. Они постоянно проводят благотворительные мероприятия, мы можем довольно часто увидеть телевизионные репортажи о жизни монахинь, они не отказываются полностью от мирского общения.
А теперь я немного расскажу непосредственно про мастерские монастыря.
Группе предлагается осмотреть собор со всех сторон.
Группа слушает экскурсовода, прогуливаясь по территории монастыря.
Для человека, стремящегося вести истинно монашеский образ жизни, любое послушание в обители будет спасительным. Вообще же каждое дело в монастыре называется послушанием. Здесь уместно заметить, что слово "послушание" в монастырском лексиконе имеет два значения:
1) Послушание в смысле послушливость, как врачевство свойственного всем людям недуга самолюбия, укоренившейся привычки придавать большое значение своему мнению.
2) Послушание в смысле работа, поручение, дело, которое ты послушно, тщательно и прилежно исполняешь.
Но из всех монастырских послушаний швейное, должно быть, является самым выгодным в деле духовного стяжания, накопления духовного богатства, в деле приобретения навыков, необходимых каждому монашествующему — терпения, послушания, молитвы. Сегодня в мастерской трудится 17 сестер. Работая дружной и слаженной командой, сестры учатся не только швейному делу, но, что гораздо важнее, они учатся взаимопомощи и самодисциплине. В течение дня молитва не смолкает ни в одной из комнат — сестры молятся вслух, сменяя друг друга. А перед тем, как уйти в конце дня с послушания, вместе поют молитву «Достойно есть» и испрашивают друг у друга прощения. В основном в мастерской изготавливается богослужебная одежда для священнослужителей: иерейские, дьяконские, пономарские облачения, (подризники); а также облачения для храмов. Мастерская шьет повседневную одежду для священнослужителей (рясы, подрясники), монашескую одежду: мантии, рясы, подрясники, клобуки, скуфьи. Сестры разрабатывают различные орнаменты для вышивки иерейских и архиерейских облачений. Создаются и небольшие сувениры, которые могут украсить быт любой православной семьи: вышитые рушники на иконы, сумочки для святынь, салфетки, прихватки, закладки для книг. Мастерская принимает заказы от храмов и частных лиц, организовывает доставку.
Как вы думаете, какое мастерство наиболее важное для монахинь? Наиболее важным является певческое послушание.
Монастырский хор был образован в 1994 году, сразу после возобновления обители. Сначала на певческом послушании было всего 3 человека, сегодня – 14. В обители возрождается древнерусское богослужебное пение, истоки которого лежат в древневизантийской певческой системе. Песнопения исполняются по особым знакам – "знаменам" (или «крюкам»), которые использовались для записи мелодий древних распевов. Они отличаются от современных нот тем, что один крюк может обозначать сразу несколько звуков (2 восходящих или 2 нисходящих звука, мелодическую группу из нескольких звуков, а также целую музыкальную фразу).
Для подбора репертуара песнопений сестры используют копии некоторых древних рукописей Кирилло-Белозерского, Соловецкого и других монастырей. Письмо в них мелкое и трудночитаемое, и для удобства исполнения сестры сами переписывают песнопения, пытаясь сохранить древний стиль письма и оформления рукописей. Древнерусское богослужебное пение зародилось на основе древневизантийского, поэтому сестры предпринимают попытки возрождения и этой традиции. Например, песнопения на богослужении исполняются по византийскому образцу. Недавно сестры выпустили диск с записью песнопений Постной и Цветной Триоди.
Еще одним важным послушанием является иконопись. Иконы, написанные насельницами обители, а также выполненные их руками миниатюры и расписные сувениры пользовались широкой известностью, некоторые из них были преподнесены в дар членам Императорской Фамилии. Сейчас на этом послушании трудится семь сестер.
Кто-нибудь знает, как пишутся иконы? Это очень трудоёмкий процесс.
Начиная с обработки доски и кончая закреплением олифой готового изображения делается все по рецептам, сохранившимся от древних мастеров. Иконные доски изготавливаются из дерева, сушившегося в течении нескольких лет естественным путем. Для грунта под живопись используется натуральные клеи животного происхождения.
Краски делается на основе яичной эмульсии из минеральных пигментов, растирая их курантом в ступке.
Монахини также и украшают иконы. Делают гравировку по золоту, орнаменты по древним образцам на фоне и нимбах, используют басму, изготавливая басменные позолоченные венцы, украшенные жемчугом, уральскими драгоценными и полудрагоценными камнями (аметистом, лазуритом, малахитом, яшмой и пр.). Иногда помещают свои иконы в специальные киоты.
Пишут монахини в древних канонических традициях. Их идеал — византийская икона. Большое значение имеет символ — это и условный цвет, и обратная перспектива, и золотой фон, который символизирует Божественную благодать. И сами древние, и наиболее замечательные иконописцы: преп. Андрей Рублев, преп. Алипий Печерский и др. — находились под живым влиянием византийских мастеров. От греков наши предки приняли веру, от них же переняли и иконописные традиции.
На этом мастерские не закончились. Недавно в монастыре открылось издательство. Это самое молодое послушание. Для монахинь это нелегко, потому что им приходится учиться верстать, корректировать, редактировать, разрабатывать дизайн обложек книг и её внутреннее оформление. Это послушание также сопровождается молитвой.