Возле здания областного Законодательного собрания находится скульптура Ходока с собакой, пришедшего издалека «за правдой». Есть в этой скульптуре и определенный смысл – в тумбе на которой лежит книга есть отверстие, куда жители города могут бросать письма с прощениями, просьбами или пожеланиями.
Рядом со зданием Законодательного собрания области установлена примерная копия скульптуры «Россия» - женщина-воин в богатырском шлеме, со щитом и мечом в руках. Статуя «Россия» (авт. Н.А. Лаверецкий), выполненная мастерами каслинского завода, экспонировалась в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже, украшала центральный вход в чугунный павильон, внутри которого размещались десятки изделий художественного литья. Каслинский чугунный павильон был отмечен Гран-При – высшей наградой выставки, а скульптура «Россия» с тех пор стала неофициальным символом Урала [32].
Мы стоим напротив кинотеатра «Знамя». Ранее в этом доме проживал Бейвель Александр Францович – городской глава, благоустроитель, доктор, общественный деятель. Сейчас в этом доме располагается современный кинотеатр, но само здание своего первоначального облика не потеряло. Кинотеатр «Знамя» считается памятником архитектуры начала XX в., который охраняется государством
Челябинск – не только промышленный и торговый город. Во время Великой отечественной войны ему присвоили звание оборонного города, и город получил новое имя – Танкоград. У главпочтамта на «Кировку» выходит бульвар Славы. Его венчает величественный восьмиметровый памятник «Добровольцам – танкистам», выполненный из бронзы и черного доломита. Скульптор – Л.Н. Головницкий, архитектор – Е. Александров. Именно отсюда в мае 1943 года ушли на фронт челябинские бойцы Уральского добровольческого танкового корпуса.
Если внимательно посмотреть на архитектурные сооружения, расположенные вдоль улицы, то заметите, что наряду со зданиями XIX в. соседствуют постройки середины XX в. Одно из таких сооружений – Главпочтамт. Это здание – памятник архитектурного конструктивизма. Он построен в 1936 году по проекту К. Футукова со значительным отступом от крайней линии улицы, благодаря чему и образовывается небольшая площадь. Благодаря такой стилевой особенности в настоящее время здесь проводятся различные праздники, музыкальные фестивали, массовые зрелища. Следует сказать, что в начале 40-х годов на этой площади помещался памятник С.М. Кирову, который был убран, по-видимому, из политических соображений.
Не будет лишним повторить, что улица Кирова – фрагмент каменных торговых рядов дореволюционных построек купеческого города начала XIX в. Теперь можем повернуться и увидеть на противоположной стороне улицы здание Молодежной моды, которое является памятником архитектуры начала XIX в., имеет федеральное значение. Ранее здесь располагался магазин купца Валеева. Это одно из крупных заведений дореволюционного Челябинска. Магазин открыт 14 октября 1911 года на Уфимской улице. Впечатляющее здание сразу же стало одной из достопримечательностей города. В ту пору свирепствовал голод, поэтому, открывая заведение, его владелец – Троицкий купец Валееев – «нашел лучшим в таком случае обычный обед или завтрак по случаю открытия заменить пожертвованиями на благотворительные и общеполезные цели». Денежную помощь по случаю открытия получили начальные мусульманские училища (женское и мужское) и Общество пособия бедным евреям Челябинска. Магазин был оборудован по последнему слову техники. В подвале находилась электростанция, обеспечивающая автономное освещение. Торговали различными изделиями: золотыми и серебряными украшениями, оренбургскими пуховыми платками, обувью, граммофонами, канцелярскими, бакалейными, колониальными товарами. После революции в 1917 году магазин закрылся. В разные годы здесь находились: Центропечать, Гостипография, текстильный синдикат, Клуб коммунальников, городской универмаг, и в настоящее время – Молодежная мода.
Нулевая верста Челябинска – это точка отсчета расстояний между городами. Стоит в самом центре города. Она ведет отсчет не только километрам, но и событиям, которые здесь происходят. Дело в том, что именно с этого места и до пересечения улиц Кирова и Труда, располагалась первая крепость Челяба заложенная в 1736 г.
В 1735 году на юго-восточной окраине государства на границе с киргизскими землями, началось строительство города, названного Оренбургом. Это была стройка большой государственной важности. Оренбург решено было возвести, чтобы «открыть дверь» в Азию. Имелось в виду подчинить политическому влиянию России кочевые народы пограничных степей Казахстана, завязать необходимые прочные торговые связи.
В связи с построением нового города возникла необходимость снабжения его хлебом, доставлять который назначено было из слобод Зауралья. Доставка хлеба началась в том же 1735 году. При этом сразу же выявились трудности чрезвычайного порядка. Они обусловились двумя неблагоприятными обстоятельствами. Первое – дальность пути по незаселенной местности (600 верст). Преодолевать обозам такое расстояние в зимнее время оказалось невозможным. Второе – противодействие кочевых племен. Враждебно встретив идею построения Оренбурга, они блокировали подвоз провианта к нему.
По этим причинам было решено построить в надлежащих местах промежуточные пункты, своего рода станции, разместить там воинские силы необходимые для охраны обозов. Строительство крепостей возложили на ведомство Оренбургской экспедиции во главе с И.К. Кириловым и А.И. Тевкелевым, непосредственно работами по сооружению крепостей руководил начальник уральских горных заводов В.Н. Татищев. Тевкелев выполняя указания Татищева заложил 2 сентября 1736 года крепость на урочище, носившем у башкир название Челеби, а у русских Челяба.
Почему Тевкелев построил крепость именно на этом месте, то есть на урочище Челяба?
Место это Тевкелев избрал сам. В инструкции ему поставлены были три условия: «1 – чтоб крепость от крепости была не далее 50 верст, 2 – чтоб были в крепком месте, 3 – чтоб водою и покосами в близости недостатка не имели» Избранное место, видимо, удовлетворяло всем этим требованиям.
Крепость представляла из себя, огражденную рубленой деревянной стеной с двумя башнями, небольшую четырехугольную площадку размером в длину и ширину по 130 метров. Параллельно стене снаружи шел ров, за ним – рогатки и надолбы.
В первоначальном виде Челябинская крепость оставалась недолго. Вокруг нее стали селиться казаки и посадские люди. Для защиты была построена наружная система укреплений. С возведением наружных укреплений первоначальная крепость,, сооруженная в 1736 году, оказавшись внутри поселения, потеряла свое значение и около 1751–1755 годов была снесена [26].
Пройдем далее вниз по «Кировке», эта часть улицы – торговая, здесь находятся магазины, магазинчики, кафе. Снаружи – все те же патриархальные двухэтажные купеческие дома позапрошлого века. Внутри – буйство века сегодняшнего: товары со всего света на любой вкус и кошелек.
В душе все мы немного дети, любим сказки и чудеса, считаем на небе звезды, прислушиваемся к гороскопам и верим в приметы, и челябинцы не исключение. Мы подходим к концу средней части « Арбата», и находимся на пересечении с улицей Карла Маркса в зодиакальном кругу. Существует поверье, что если встанешь на свой знак и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется.
Как всем известно, города развиваются во всех направлениях – не только в торговом и промышленном, но и в области культуры и искусства. И челябинская Кировка дает нам возможность подтвердить этот тезис.
В этом здании на перекрестке с улицей Карла Маркса до революции располагался магазин «Готового платья». Сегодня здесь «Книжный мир». Рядом устроился мастеровой паренек по прозвищу Левша: в руке увеличительное стекло, и можно разглядеть блоху, которую он подковал. Такие умельцы, мастеровые на «Кировке» в большом почете.
Чуть дальше художественная лавка, памятная доска на которой сообщает, что здесь до революции был дом купца Закира Зилятдиновича Ахунова, в котором размещался магазин колониальных и восточных товаров. Место под строительство двухэтажного здания он выкупил у купчихи Зелениной. Сам Ахунов осуществлял оптовую и розничную торговлю мануфактурным товаром в Челябинске.
Фонтан «Четырех муз» объединяет в общую композицию последние метры пешеходной зоны и театральный сквер на площади Ярославского. Это так гармонично, что неожиданно старая «Кировка» становится еще выразительней, ярче, объемнее.
Театр оперы и балета имени М.И. Глинки. 29 сентября 1956 года. День первой премьеры — день рождения нового театра в Челябинске. Театр начал свою творческую биографию с постановки «Князь Игорь».Опера «Князь Игорь» — начало творческого пути, творческой биографии коллектива. А есть в его летописи нечто вроде предисловия к этой истории. Начинается оно с 1937 года, то есть с того момента, когда рухнул старый собор, полтораста лет оглашавший округу колокольным звоном. Несколько лет потребовалось строителям, чтобы на том же почти месте возвести стены нового оперно-драматического (именно так он был первоначально назван) театра. Торжественное открытие его было запланировано на 7 ноября 1941 года — день 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Но внезапно начавшаяся война внесла суровые коррективы в мирные заботы нашего города: в здании театра разместился эвакуированный из Москвы завод «Калибр». В фойе, партере, ложах выстроились длинные вереницы станков. Рабочие, выпускали в его стенах продукцию для фронта.
Через два года после окончания войны помещение было освобождено заводом. Восемь лет потребовалось, чтобы из прокопченного, промасленного здания сделать театр-дворец, который сегодня является памятником архитектуры. А о том, что театр стал еще и центром культуры города, свидетельствуют многие интересные факты из его биографии. За первые полгода после реконструкции на новой сцене состоялось 168 спектаклей и 7 концертов крупных театральных коллективов страны. Годовщина театра была отмечена первой творческой победой: на Всесоюзном фестивале Челябинский оперный получил диплом Министерства культуры РСФСР за спектакли «Лебединое озеро» П. Чайковского и «Город юности» [7].