Смекни!
smekni.com

Экскурсия по главной улице города Барнаула (стр. 6 из 20)

В композиции Октябрьской площади, подчеркнутой башней со шпилем, классицистические вариации фасадной архитектуры задают тон всему ансамблю.

Ленинский проспект является целостным организмом городской среды; сложившиеся комплексы позволяют рассматривать памятники в социокультурной динамике ХХ века.

3 Проспект Ленина – Барнаульский «Бродвей»

Пешая экскурсия рассчитана на 15человек. Продолжительность экскурсии 1 час 30 минут. Предусмотрена 10 минутная (гигиеническая) остановка, а так же 20 минут предусмотрено на питание. Свое начало экскурсия берет свое начало от «Старого Базара», и заканчивается на «Новом Рынке».

Экскурсия проводится в летнее время года, преимущественно вечером с 5 до 6 : 30, во избежание сильной жары. Во время экскурсии экскурсовод читает интересную обзорную лекцию. Вот ее сокращенный вариант:

Иногда так хочется увидеть Ленинский проспект глазами наших предков, ощутить дуновение веков... Экскурсия проходит по исторической части Ленинского проспекта и включает в себя рассказ о пяти культувых зданиях, некогда стоявших на проспекте.

На участке от начала до улицы Молодёжной проспект пересекает 3 надпойменные террасы Барнаулки, круто поднимаясь в сторону площади Советов и сменяя абсолютные высоты над уровнем моря от 137 до 185 м. Рельеф местности - дюнно-грядовый, сложенный эоловыми песками.

В ходе экскурсии группа посещает следующие объекты:

Торговый дом (1920-е годы) - пр. Ленина, 5.

Трактир торгового дома «И. И. Андроновский и сыновья» (конец XIX века) - пр. Ленина, 11.

Кинотеатр «Родина»

Торговый дом купца Полякова (Магазин«Красный»)(1913) - пр.Ленина,14.

Колыванская ваза в честь 250-летия Барнаула (1980), архитектор С. Ф. Зенков, художник Г. П. Алексеев - пр. Ленина, 7-11.

Колыванская ваза в честь 50-летия Алтайского края (1987), архитектор С. А. Боженко, художник О. Демидов - пр. Ленина, 11-17.

Мемориальный комплекс «Сквер павших борцов за социализм» - стеллы, братские могилы, монументы (1920-1967), архитектор В. Л. Казаринов, скульптор В. Ф. Добровольский. - пр. Ленина 17-28

Кинотеатр «Родина» (1941) - пр. Ленина, 19.

Полицейское управление (начало XX века) - пр. Ленина, 20.

Гостиница «Алтай» (1941) - пр. Ленина, 24.

Дома жилые с торговыми помещениями (1930-1940-е годы) - пр. Ленина, 26, 28, 29, 35.

Дома жилые и административные (1950-е годы) - пр. Ленина, 58, 60, 63, 64, 67, 70, 72, 74, 78, 80, 81, 85, 87, 92, 93, 94, 105, 107.

Ансамбль застройки улицы: жилые дома и кинотеатр «Россия» (1950-е годы) - пр. Ленина, 69, 71, 73.

Дом под шпилем (1956), архитектор Ф. К. Додица - пр. Ленина, 82.

Здание профтехучилища (1950-е годы) - пр. Ленина, 89.

Бюст Е. М. Мамонтова (1982), архитектор Г. Г. Протопопов, скульптор К. Г. Чумичев - пересечение пр. Ленина и ул. Льва Толстого.

Бюст Ф. Э. Дзержинского (1988), архитектор Г. С. Крамаренко, скульптор А. Бичугов - пр. Ленина, 30.

Бюст К. Д. Фролова (1987), архитекторы К. М. Пентешин, А. П. Богомолец, С. А. Боженко, В. А. Кашин - пр. Ленина, 145.

Памятник И. И. Ползунову (1980), архитекторы: Сыромятников, А. А. Шимин, скульптор И. Д. Бродский - пр. Ленина, 46.

Мозаичное панно на тему революции 1917 года (1983), В. В. Вышивалов, В. И. Янтарев - пр. Ленина, 30.

По каждому экскурсионному объекту дается краткая историческая справка, включающая разнообразные подробности и особенности истории каждого конкретного объекта.

Таким образом, подводя итог первого параграфа второй главы, следует отметить популярность данных экскурсий. В целом, все экскурсии содержат богатый фактический материал, изобилуют наглядностью, а так же отвечают всем нормам проведения экскурсий.


2.2 Авторский вариант экскурсионного маршрута по пр. Ленина

Исторические этапы развития проспекта Ленина: До Октябрьской революции центральная улица Барнаула называлась и Богородицким переулком, и Московской улицей, и Московским переулком, и (с 1890 года) Московским проспектом. После 1917 года была Бульварной, Садовой и даже Советским переулком. В 1924 году после смерти Ленина стала проспектом его имени.

Как следует из исторических документов, Московской улица стала называться только в начале XIX века, благодаря тому, что от ее северной части начинался путь на Московский тракт - важнейшую для Сибири торговую дорогу. В этот же период здесь были сооружены купеческие лавки, создана базарная площадь (сегодня - Центральный рынок) и построен дом начальника Алтайских заводов. К началу XX века Московский проспект стал главной торговой улицей Барнаула: здесь появились кирпичные магазины с витринами и рекламой, жилые купеческие дома и с 1900 года – электрическое освещение. А в 1913 году проспект получил статус "магистральной" улицы.

В 1924-м проспекту было присвоено имя В. И. Ленина. К 30-м годам здесь были разрушены почти все часовни и церкви (часть к настоящему времени восстановлена), а накануне Великой Отечественной войны построены краевой комитет ВКП(б)-КПСС, гостиница "Алтай", кинотеатр "Родина", многоэтажный дом военведа и ДК БМК [18].

Границы территории – Ленинский проспект захватывает 3 района города - Октябрьский, Центральный, Железнодорожный. Свое начало он берет от площади им. В.Н. Баварина до проспекта Космонавтов. Протяженность пр. Ленина – 8,5 км. Ширина – 42метра.

Объекты и время

Центральная улица - проспект Ленина - начинается от Оби у речного вокзала и тянется через весь город к промышленному центру Барнаула. Его архитектурный облик создавался на протяжении 300-летней истории Барнаула.

Вторая половина XIX века и начало XX века - время становления и развития капитализма в России. Изменения в экономике привели к изменениям в градостроительстве и архитектуре. Появляются новые виды построек (торговые дома, вокзалы, пассажи и др.) и новые тенденции в их архитектурном решении. Возникает эклектика, а затем модерн [15].

Архитектура города Барнаула капиталистического периода, обладая некоторой самобытностью, в целом отражает явления и признаки, характерные для всей русской архитектуры второй трети XIX - начала XX века.

В 1830 - 1840 гг. в архитектуре Барнаула складывается направление, подражающее формам византийского и древнерусского зодчества. Оно поддерживалось правительством, так как соответствовало догматическому тезису: “православие, самодержавие, народность”. В строительстве народных контор, банков, доходных домов, железнодорожных вокзалов, мостов, рынков, магазинов широко применяются новые строительные конструкции, стекло, железобетон.

В середине XIX века складывается концепция “рациональной архитектуры”. Если во второй половине XIX века новые материалы и приемы часто применялись для получения старых архитектурных форм в эклектических постройках, то на рубеже веков из конструктивно- технического новаторства, скрытого за “декорацией” XIX столетия, выросла архитектура модерна, принципами которой стали отрицание подражательности, современность и новизна.

В это же время существуют неоклассицизм и русский стиль, имеющие ретроспективный характер.

К 1914 году территория Барнаула увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с серединой XIX века. Территориальный рост не был связан с новыми плановыми расширениями, он происходил за счет развития сложившихся в начале XIX века прямолинейных схем. Городские улицы изолированы от берега реки. Хотя планы и фасады зданий рассматривались и утверждались в строительном отделении Томского губернского управления, застройка почти не регулировалась специалистами [18].

Стиль модерн проникает в Барнаул на рубеже XIX - XX веков. Типичные черты модерна: асимметричная, объемно-пространственная, а не фасадная, композиция, отказ от традиционных схем планировки, использование новых строительных материалов и конструкций, разнообразие оконных проемов, отсутствие деления фасадов на главный и второстепенный, использование различных облицовочных материалов.

Трактир торгового дома «И.И.Андроновский и сыновья» (ул.Ленина, 11) построен в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны в этом здании формировалась 5-ая, 80-я, 56-я гвардейские дивизии; 315-я, 372-я стрелковые дивизии и 42-я бригада. В 1942 году в нем находился штаб формирования 315-й мелито-польской ордена красного знамени стрелковой дивизии. Сейчас по этому адресу расположен отдел администрации Барнаула по записи торжественного акта о заключении брака.

javascript:%7bwindow.open('http://www.barnaul.org/gallery/?image=/gallery/general/640.18_2.jpg',%20'',%20'toolbar=no,status=no,width=650,height=473');Дом начальника Алтайского горного округа (пр-т Ленина, 18) построен в 1893 году, расположен в исторической части города, в границах проспекта Ленина, улиц Короленко и Никитина. Памятник архитектуры, связанный с жизнью инженера-гидротехника начальника Алтайского горного округа П.К.Фролова. В этом здании происходили события, связанные с установлением Советской власти на Алтае [24].

Гостиница «Алтай» (пр-т Ленина, 24) построена в 1941 году.

Автор проекта - архитектор А.В. Баранский. Архитектурный облик первой в Барнауле современной гостиницы отличался от общественных зданий 20-х начала 30-х гг.

javascript:%7bwindow.open('http://www.barnaul.org/gallery/?image=/gallery/general/640.22_2.jpg',%20'',%20'toolbar=no,status=no,width=652,height=471');«Дом под шпилем» (пр-т Ленина,82) построен в 1956 году памятник архитектуры середины XX века, один из символов Барнаула. Другие названия памятника — «Гастроном под шпилем» или просто «Под шпилем». Дом под шпилем расположен на площади Октября по адресу проспект Ленина, 82 в центральной части города. Является главным элементом окружающего архитектурного ансамбля. Предназначение -жилой дом с торговыми помещениями.

Согласно документам Центра хранения архивного фонда Алтайского края, автором проекта является Яков Николаевич Додица, архитектор московского института «Горстройпроект». Примечательно, что на мемориальной доске, прикрепленной к фасаду здания, архитектор ошибочно указан как Ф. К. Додица [10]. Этот архитектор также принимал участие в разработке конкурсного проекта Дворца советов в 1932—1933 годах совместно с А. Н. Душкиным, В. Андреевым, К. Алабяном, А. Мордвиновым, В. Симбирцевым. Проект был удостоен I премии [24; 2].