13 этап: Прием и сдача экскурсии
При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В приеме экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.
Прием экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов.
14 этап: Утверждение экскурсии
При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.
До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.
Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы допускаются к проведению экскурсии только при наличии у них индивидуального текста после издания и прослушивания соответствующего приказа.
3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.
Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.
Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:
- приемы непосредственного ведения экскурсии: показ и рассказ
- приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.
1. показ в экскурсии
Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими объектами одновременно.
Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.
Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.
Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа.
Показ в экскурсии является суммой трех элементов:
- Самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей
- Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»
- Показа под руководством экскурсовода других приемов
Задача показа на экскурсии состоят в следующем:
- Показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами
- Показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки)
- Показать историческое событие, которое происходило на данном месте
- Показать действия исторического деятеля
- Показать объект таким, каким он был в период описываемого события
Условия необходимые для показа объекта:
- Правильно выбранные точки показа
- Время, более выгодное для показа
- Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы
- Умения и навыки экскурсовода
Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта
1. экскурсовод определяет, что за предмет показывается экскурсантам | Определение |
2. экскурсовод объясняет, что собой представляет объект | Характеристика |
3. экскурсовод говорит о назначении объекта | Цель создания |
4. экскурсовод рассматривает отдельные части объекта | Экскурсионный анализ, сравнение |
5. Экскурсовод называет автора памятника, архитектора здания | Справка |
6. Экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его значение | Оценка исторического события |
Задача экскурсовода – помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль.
Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов.
Методические приемы показа
Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:
- составить представление об исторической местности, где происходили события
- представить данный объект в естественной обстановке
- дать определенную оценку объекту
- получить представление о его природном окружении
Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.
Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.
Прием зрительной реконструкции. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Этот прием широко используется при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относятся места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность зрительно восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.
Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.
Прием локализации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.
Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета, которые служат основой для раскрытия темы. Прием абстрагирования построен на наблюдении.
Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используют различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов.
Прием интеграции построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза – соединение отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое.
Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания – метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:
- данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта
- наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.
Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод ставит перед экскурсантами два объекта, причем, только один из них находится перед глазами.
Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.
Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения. В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни, глубин рва и т.д. Кроме того, движение используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей.