Смекни!
smekni.com

Объективная оценка технического мастерства (стр. 7 из 8)

О техническом совершенстве движений при выполнении толчка судят:

а) по своевременности перемещения таза вперед – «наезда» на толчковую ногу, а также по активности и широте махового движения свободной ноги, в котором должна участвовать и одноименная сторона таза. Критерием здесь является кривая нарастания скорости движения маховой ноги; наибольшее ускорение должно быть в начальном участке разгона при выносе из крайне заднего положения вперед мимо толчковой ноги;

б) по взаимодействию частей тела прыгуна в фазе наибольшего напряжения мышц толчковой ноги – в фазе амортизации. В это время нижняя часть туловища и бедро толчковой ноги находится на одной прямой, неизменной до конца толчка, а маховая нога, далеко вынесенная бедром вперед, направляется вверх. Правильное взаиморасположение частей тела прыгуна в этот момент может определятся по следующему признаку: плечевая ось, тазобедренный сустав толчковой ноги, передняя часть стопы должны располагаться на одной прямой – линии действия силы толчка. Излом прямой линии «туловище – бедро» в тазобедренном суставе толчковой ноги (положение сидя) и выход плеч вперед за линию действия силы толчка указывают на недостаток техники толчка, являющийся следствием преждевременной активизации маха свободной ноги и, главное, отсутствия ведущего начала во входе в толчок – ативного «наезда» таза на толчковую ногу.

в) по положению тела в конечной фазе толчка. Важные признаки совершенства технических действий в этой фазе это – вертикальное положение толчковой ноги и туловища (в профиль движения) при высоком выносе плеча и руки, одноименных с маховой ногой; вынос вверх маховой ноги вместе с подемом вперед-вверх одноименной стороны таза – выполнение маха от тазобедренного сустава толчковой ноги.

4. Оценка техники движений в фазе реализации взлета производится в соответствии с решением задачи максимального повышения экономичности, которая определяется по спортивному результату и фактическому подъему общего центра тяжести тела прыгуна над планкой.

Технической основой перехода через планку является продольно-поперечное вращение тела, переводящее прыгуна в горизонтальное положение с поворотом лицом вниз в сторону планки.

Повышение экономичности действий в фазе перехода через планку достигается благодаря последовательному переносу частей тела, осуществляемому с помощью: продольного скручивания тела за счет активного поворота плеч в момент входа на планку с одновременным посылом дальней руки через планку; продольного (по отношению к планке) ныркового движения головой и плечами при переходе через планку и перекрестно-компенсаторного (по отношению к толчковой ноге) посыла плеча и руки (одноименной с маховой ногой) вниз-назад к маховой ноге в момент завершения перехода. Это способствует переносу толчковой ноги, которая активно подтягивается коленом вперед и отводится в сторону одновременно с поворотом таза.

Важнейший показатель совершенства мастерства в этом прыжке – рациональная координация работы рук, которая обеспечивает слитность и эффективность действий прыгуна в подготовительной фазе разбега, толчке и в момент перехода через планку. Ведущим признаком рациональной координации работы рук служит степень использования эффекта перекрестной координации при одновременном их круговом движении в фазах подготовки и выполнения толчка.

По этой причине ведущее значение приобретает движение руки, одноименной с толчковой ногой: в фазе заноса назад эта рука обеспечивает своевременность выноса толчковой ноги к месту толчка и нужную амплитуду этого движения; в фазе толчка она способствует выполнению широкого маха свободной ноги и удержанию веса тела на толчковой ноге. Это дает возможность, регулируя амплитуду и скорость движения рук, можно влиять на структурно - ритмовую организацию движений в подготовительной и финальной фазах разбега и добиваться этим повышения эффективности действия в целом.

Запоздалое и затем поспешное укороченное движение рук приводит к убыстрению последнего шага и к акцентированной постановке толчковой ноги на грунт, в то время как своевременный занос рук обеспечивает плавную подготовку и переход от разбега к толчку.

5. Оценка ритма прыжка является результирующим показателем технического мастерства. В нем, как в фокусе, собраны и развернуты во времени характеристики всей системы движений прыгуна.

В ритме в первую очередь отражаются особенности структуры движений, соотношения скорости выполнения отдельных элементов и соразмерность интенсивности усилий, с которой они выполняются.

Наличие в движениях спортсмена узловых пунктов, в которых в процессе выполнения упражнения делаются нужные и соразмерные по усилиям акценты, и будут характерной особенностью рационального ритма и совершенства владения техникой движения. Эти акценты должны делаться на ведущих элементах подготовительной и финальной фаз движений, т. е. в фазах непосредственной подготовки и выполнения толчка.

По этой причине при оценке ритма движений учитывают: плавность нарастания темпа и амплитуды беговых движений до конца разбега; своевременность и четкость выполнения подготовительных действий до конца разбега; своевременность и четкость выполнения подготовительных действий к толчку; своевременность, четкость и интенсивность выполнения «входа в толчок»; своевременность и последовательность действий при переходе через планку.

Одним из количественных критериев для оценки ритма является соотношение длинны беговых шагов в разбеге. Ориентиром могут служить оптимальные показатели этого соотношения в последних трех шагах (в абсолютных величинах): предпоследний шаг на 10 – 15 см длиннее первого, последний – на 25 – 30 см короче предпоследнего.

Временные характеристики ритма прослеживаются по изменениям характера бега на последних трех шагах; он становится более низким, стелющимся, с почти отсутствующими полетными фазами.

В заключение можно сказать о том, что у спортсмена, в процессе совершенствования технического мастерства, формируются способности сознательно управлять собственными техническими действиями. Эта способность обусловлена выработкой в сознании спортсмена двигательной установки, которая по существу является обобщенной программой действия. Возникая под влиянием структурно оформленной и определенным образом направленной двигательной деятельности, она в свою очередь, оказывает существенное влияние на технические характеристики движения. Поэтому первичным, проверочным критерием технического мастерства является наличие четкой адекватной современным техническим требованиям установки в сознании спортсмена.


Выводы

Подготовка спортсменов в олимпийском и профессиональном спорте чрезвычайно сложный и многофакторный процесс, в котором, как известно, реализуются различные функций организма человека, привлекаются буквально все имеющиеся у него возможности. Ни в коей мере не умаляя какой-либо из известных сторон подготовки спортсменов, во всех случаях при организации их учебно-тренировочного процесса, по нашему мнению, все же необходимо поставить во главу угла их двигательную или, как теперь принято называть, техническую подготовку

В каждом конкретном виде спорта перед спортсменами, обычно, стоят особые специфические задачи, от эффективности решения которых, как правило, зависит тот или иной результат соревнований. Для тренеров и спортсменов в таких условиях необходимо вначале определить общий круг этих задач, а затем выделить из них те, решение которых наиболее полно и гарантировано обеспечивает успех всей соревновательной деятельности. При этом важно не столько обязательное решение абсолютно всех их наилучшим образом, сколько важен оптимальный выбор наиболее значимых, первоочередных двигательных задач, решение которых может быть осуществлено при минимизации затрачиваемых спортсменами ресурсов с максимальным конечным эффектом и наилучшим результатом действий спортсменов.

Уровень технического мастерства спортсменов может быть полностью объективно оценен только по результатам реализации определенных моделей техники в соревнованиях. В условиях соревнований реализуемая спортсменами биомеханическая структура техники обычно отражает в себе многочисленные, так называемые, сбивающие воздействия той среды, в которой находится атлет. К числу наиболее существенных из них относятся разнообразные психологические воздействия, а также многие такие физико-химические внешние факторы, предсказать воздействие которых на ту или иную структуру движений заранее, даже теоретически просто невозможно. Кроме того, необходимо помнить, что на этом фоне в организме соревнующегося спортсмена неизбежно развивается утомление, которое также вначале непроизвольно, а затем, возможно, и произвольно вызывает адаптационную перестройку используемой им модели техники.

В приведенной работе рассмотрена методика объективной оценки технического мастерства спортсменов, занимающихся прыжками в высоту. В результате работы изучены объективные критерии оценки технического мастерства спортсмена.

В заключение отметим, что комплексное решение рассматриваемой проблемы имеет большое теоретическое и практическое значение. Кроме унификации взглядов в оценке уровня технического мастерства, оно должно помочь разработке диагностических и прогностических методов определения двигательного и технического потенциала, что, в свою очередь, позволит на основе объективных данных осуществлять планирование индивидуального процесса тренировки и руководство им.