Природа одарила Бразилию большим разнообразием фруктовых растений, и поэтому жители страны, а также гости, имеют возможность порадовать себя свежими соками самых разных вкусовых оттенков. Продаются они по скромной цене.
Из растений, которые вовсе нельзя назвать фруктовыми, здесь тоже выжимают сок в коммерческих целях. Производство сиропа из сахарного тростника осуществляется прямо на глазах у почтенной публики. С одной стороны в механический пресс засовывают сухие жесткие стебли этой травы, с другой стороны выезжают измочаленные останки тростника, все такие же сухие, а вниз непонятно откуда стекает мутная беловатая жидкость. Вкус у нее приторный, нравится не всем, но хотя бы разок попробовать стоит.
Можно испить кокосового молока. По внешнему виду оно не имеет с настоящим молоком ничего общего, а вкусовые достоинства данного напитка те, кто его пробовал, оценивают неоднозначно. Некоторые находят, что больше всего он напоминает слабый раствор стирального порошка. Прелесть кокосового молока заключается в том, как его сервируют. Туристу предлагается целый незрелый орех (в зрелом сок густеет и превращается в кокосовую мякоть) со срезанной верхушкой и вставленной в отверстие трубочкой.
4.Народные традиции
Для туристов привлекателен, прежде всего, карнавалами. Карнавалы в Бразилии — это, пожалуй, самое захватывающее шоу в мире. Это самое главное событие года для каждого бразильца, это праздник, который сконцентрировал в себе саму душу и менталитет этой страны. Недаром говорят, что в Бразилии живут от карнавала до карнавала. А если учесть то, что карнавалы случаются здесь довольно часто, то характеристика бразильцев как нации праздной и праздничной — будет вполне уместна.
Школы самбы сделали карнавал в Рио-де-Жанейро одним из самых ярких и впечатляющих зрелищ в мире. Бразильцы считают свою страну родиной карнавала.
За две недели до него они откладывают все важные дела 'на потом'. Четыре дня длится праздник. На это время жизнь в стране замирает - все танцуют. Средства массовой информации нацелены только на карнавал. Куда ни глянешь - всюду он. Да и заграницей, кто бы ни говорил с бразильцем о его родине, рано или поздно речь неизбежно заходит о карнавале, ибо эти понятия неразрывны. Ведь карнавал так и называют 'бразильским', подчеркивая тем самым происхождение этого праздника, уникального по своему размаху и накалу страстей, охватывающих всех и каждого.
Гораздо меньше известно о все возрастающей роли, которую играют в карнавале школы самбы. Первая из них была официально открыта в Мангейре в 1928г. За ней появились другие, но в то время они еще не имели отношения к карнавалу. Эти школы, зародившиеся в бедных кварталах, где много негров, были далеки от праздника, который проходил на центральных улицах, оставаясь развлечением зажиточных людей. Беднякам приходилось веселится почти 'нелегально'; полиция не давала им петь и танцевать там, где им хотелось.
И все-таки самба постепенно утверждалась как наиболее яркая форма самовыражения черного населения, пережившего три с половиной столетия рабства. Она быстро завоевала фавелы Рио, обитатели которых начали устраивать свои собственные шествия. В 1935г. власти Рио-де-Жанейро официально разрешили проводить карнавал в его народной форме.
Школам самбы стали предоставлять государственные субсидии. Не имевшие до этого времени определенной структуры, они теперь обрели свой статус, получили собственные помещения, создали комитеты управления, собиравшие ежемесячные взносы. Возникла федерация школ самбы. Отныне в шествиях могли участвовать лишь ее члены. Эта 'бюрократизация' ускорялась по мере возрастания интереса к карнавалу со сторону государства, а также публики, жаждавшей незабываемых зрелищ.
Начиная с 70-х годов школы превращаются в настоящие 'фабрики карнавала', работающие круглый год и располагающие всей необходимой инфраструктурой. Фантасмагория шествий - итог долгих усилий, о которых зритель не подозревает. Ушли в далекое прошлое те времена, когда школы самбы подключались к организации карнавала лишь перед самым его началом. Балы и репетиции, на которые за определенную плату допускается публика (они привлекают до 150 тыс. зрителей), коммерциализация культурной продукции (танцевальные группы), помощь банкиров в проведении бичо (разновидность лотереи) приносят гораздо больше доходов, чем месячные взносы членов ассоциации самбы.
Создание этого особого института потребовало и соответствующего персонала, - бухгалтеров, юристов, администраторов, - представляющего в большинстве своем совсем иные социальные круги, чем его основатели. Школам пришлось приспосабливаться к их вкусам. Самые крупные из них стремятся, подобно клубам для среднего класса, расположиться в более престижных местах. Но каждый год совершается чудо: несмотря на всю свою эволюцию и организованную подготовку, карнавал, выплеснувшийся когда-то из глубин народной души, всякий раз заново обретает свое волшебное очарование.
Шествия
Вот так описывают праздник бразильские писатели Амаури Жориу и Иром Араужу: 'Впереди всех едет колесница (abre-alas), символизирующая школу. За ней следуют повозки, оформленные в виде различных аллегорий. А между ними идут танцоры. Члены комиссии отдают распоряжения. Ведущие участники не спеша занимают свои позиции. Дирижеры настраивают оркестры. Вот по сигналу главный певец, стоящий на колеснице, запевает тему самбы - samba-enredo. Следуя старой традиции, участники слушают ее, затем, подхватывая мелодию, вступает оркестр - и все начинают петь, повторяя основную тему два или три раза, не двигаясь, поджидая отставших. И вдруг, словно по волшебству, все приходит в движение. Начинается самый прекрасный в мире фестиваль народного искусства. Неторопливо, с пением и танцами проходит кортеж, вызывая вокруг радость и восхищение'. Для многочисленных зрителей, готовых оплатить этот спектакль, приготовлены расположенные амфитеатром места. Их отгораживают передвижными загородками, чтобы насладиться зрелищем могла только публика, заплатившая за вход. Правда, это неизменно вызывает протесты тех, кто не может позволить себе такой роскоши.
С 1984г. карнавальные шествия идут по специально отведенной для этой цели аллее. Она построена на авениде Маркиза Сапукаи по проекту знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейра и рассчитана на 850 тыс. зрителей (длина аллеи 700 м, ширина - 13 м). Кульминация карнавала наступает в воскресенье и понедельник, когда проходят школы самбы первой категории. Шествие каждой из них занимает полтора часа.
Все подчинено четкому регламенту: система оценки, которой следует жюри, время прохода каждой школы, число участников, размеры повозок, представляющих различные аллегории, тема самбы samba-enredo, ее исполнители, порядок элементов в выступлениях школ. Сегодня каждая школа сама выбирает себе тему. Но так было не всегда. Правда, первоначально свобода выбора существовала. Но с 1939г. и до конца 60-х гг. последовательно сменявшие друг друга диктаторы навязывали темы, иллюстрировавшие национальную историю. Затем под нажимом публики школы вновь обрели свободу. Постепенно тема самбы завоевывает все музыкальное пространство карнавала (помимо шествий, она звучит на балах, во время танцев на улицах, по радио, по телевидению), становясь продуктом индустрии массовой культуры.
Популярности карнавала больше всего способствует телевидение. Оно не только транслирует из Рио-де-Жанейро на всю страну шествие школ самбы первой категории, но и знакомит с региональными балами и шествиями по местным и национальным телеканалам. В 1995г. эти передачи посмотрели 65 млн. телезрителей. Другое важное новшество - появление carnavalesco, специалиста по организации шествий. Он предлагает тему, создает манекены и персонажи аллегорий, продумывает аксессуары, подбирает необходимые ткани, находит цветовое решение, руководит монтажом композиции, организует репетиции, а с недавних пор вмешивается и в выбор текста для самбы.
Своего апогея танцевальная феерия достигает в феврале, когда на улицы Рио выплескивается неукротимо празднество, всемирно известный карнавал. В течение недели в 'великолепном городе', как называют Рио его жители, не работают промышленные предприятия и учреждения. Даже парламент страны берет праздничный 'тайм-аут'. Конкурсы на лучшее исполнение самбы проходят во всех городах и поселках Бразилии, однако коренные жители Рио, кариоки, говорят, что кто не видел карнавала в Рио, тот не видел настоящий тропический карнавал. Четыре ночи с заката солнца и до его восхода на 'самбодроме' (специально построенном комплексе с трибунами по обе стороны дороги, по которой проходят карнавальные шествия) непрерывно гремят барабаны, движутся тысячи танцующих людей в масках. Одна школа самбы сменяет другую, лучшая из них по решению жюри получает приз. В эти дни в Рио приезжают не менее 1 млн. иностранцев и гостей из других городов страны (входные билеты на карнавальное шествие - 190$).
Карнавал воскрешает древние языческие обряды, существовавшие задолго до появления португальцев в Бразилии. Хотя официально около 90 % бразильцев считаются католиками, у жителей Рио большой популярностью пользуется макумба (разновидность вуду - черной магии) и кандомбле (белая магия). Некоторые исповедуют язычество совершенно открыто. Накануне Нового года почитатели морской богини Йменьи устраивают торжественную церемонию в честь своего кумира. Облачившись в белые одежды, они отправляют в плавание небольшую, украшенную цветами лодочку, в которой лежат дары для богини, губная помада и французское шампанское.
Период после наступления Нового года, по прошествии рождественских и новогодних каникул, для всех жителей планеты не столь примечателен, как для населения Бразилии. Здесь как раз все только начинается, и начинается с предвкушения карнавала. Для кого-то это время важных решений, кто-то пускается в большие траты, а кто-то просто хочет отвлечься от будней. Еще очень важно - в Бразилии сейчас лето. И карнавал проходит в самый его разгар. В феврале этого года Рио-де-Жанейро ожидает принять более трехсот тысяч туристов со всего мира. Самые важные дни - с 10 по 12 февраля. Вообще ежегодно карнавал проходит в течение четырех дней. Обычно он проходит в феврале, иногда в марте, начинается в субботу, заканчивается в среду. Карнавал продлится с 8 по 15 февраля, но неофициально страна будет продолжать праздновать до 17 числа. После него наступает Великий пост. Можно сказать, что карнавал - это та же Масленица, со своей широкой масленицей (знаменующей конец праздника в среду).