Смекни!
smekni.com

Особенности подбора музыки для выступлений в фигурном катании (стр. 2 из 3)

Принципы создания музыкальной композиции произвольного танца развиваются в двух направлениях. Первое, более традиционное, основывается на использовании чисто танцевальных ритмов, из которых составляется контрастная по темпу и характеру четырехчастная (это максимум, разрешенный правилами) или трехчастная программа, своего рода миниатюрная танцевальная сюита. Каждая часть такой программы должна иметь законченную музыкальную форму. Сопоставляя разные по оркестровке и характеру музыкальные фрагменты, нужно стремиться к тому, чтобы каждая часть имела вступительный раздел, пусть самый минимальный, а также четкую и ясную концовку. В четырехчаст-ных композициях нередко используются принципы стилистического объединения первой части со второй, а третьей с четвертой. Важную роль в таком объединении должны сыграть плавные, неощутимые монтажные переходы, основанные на логике развития метра и мелодии. А яркие заключительные разделы содержатся только во второй и четвертой частях программы.

Объединение трех частей и противопоставление им одной, как правило, положительных результатов не приносят, так как такая программа не получается гармоничной из-за конструктивной неуравновешенности.

При составлении четырехчастной композиции, где быстрыми и колоритными являются вторая и четвертая части, следует обратить внимание на то, чтобы четвертая часть не уступала второй по динамике и эмоциональному накалу. В противном случае кульминация всей композиции приходится на вторую часть, что с точки зрения музыкальной формы нежелательно.

Второе направление в композиции произвольного танца, которое появилось несколько позже, отличается от первого тем, что имеет стилистическую единую направленность, часто объединенную сюжетным содержанием. В таких композициях каждая последующая часть является логическим продолжением предыдущей. Нередко между частями отсутствуют цезуры, а инструментальный состав на протяжении всей программы практически не меняется. При создании композиции следует обратить внимание на возможное появление некоторой нежелательной монотонности. Нужно отметить,. что качественное исполнение таких программ удается лишь зрелым и технически оснащенным танцорам.

При создании музыкальных композиций, составленных из разных музыкальных произведений, очень важно привести к общему знаменателю частотную, т. е. тембровую, характеристику звучания всех частей фонограммы, что необходимо для создания целостного музыкального образа. Все фонограммы, которые воспроизводятся во Дворцах спорта, должны быть предварительно скорректированы с учетом акустических особенностей больших помещений.

Интенсивность творческих, эстетических поисков советских спортсменов/ тренеров, хореографов, музыкантов, художников определяется тем значением, которое имеет фигурное катание в спортивной и культурной жизни нашей страны.

Фигурное катание, как социальное явление, распространяет свое влияние на миллионы людей, воздействует одновременно и как спортивное зрелище, и как искусство, демонстрируя одновременно физическую и духовную гармонию современного человека, его стремление к прекрасному.

Музыка как одна из главных составляющих программы

Фигурное катание часто называют синтезом спорта и искусства. Что дает основание считать фигурное катание искусством? Часто сравнивать его с балетом? Костюмы, хореография, постановки, музыка… Без всего этого оно действительно немыслимо.

Есть такое красивое определение - если лед это холст, на котором фигурист рисует картины своих программ, то музыка - палитра красок для этих программ. Татьяна Тарасова и Елена Чайковская говорят, что процесс создания программы для фигуриста начинается с выбора музыки. Именно она диктует характер программы. Здесь фигурное катание можно сравнить с балетом. Но в отличие от балета, в нем существует много ограничений и критериев для выбора музыки.

Прежде всего, временные ограничения. По правилам ISU (Международного Союза Конькобежцев) короткая программа длится не более 2 минут 50 секунд, произвольная программа одиночниц - 4 минуты, одиночников и пар - 4 минуты 30 секунд. Произвольную программу разрешено заканчивать в пределах 10 секунд позже или раньше предписанного времени. В танцах на льду оригинальный танец длится 2 минуты 30 секунд +/- 10 секунд, а произвольный - 4 минуты плюс-минус 10 секунд. Отсчет времени идет с начала движения фигуриста и заканчивается при полной остановке. Если спортсмен не укладывается в музыку, т.е. завершает программу после окончания ее звучания, ему снижают итоговую сумму баллов на один. В оригинальном и произвольном танцах разрешено использование музыки с вокалом. Но самое главное в танцевальных композициях - наличие ритмов, чтобы судьи могли оценить катание танцоров в такт музыке. Еще одной особенностью танцев является то, что каждый сезон выбираются определенные обязательные танцы и ритмы оригинального. На каждый старт происходит жеребьевка обязательного танца из списка. Например, в этом сезоне обязательным танцем на чемпионатах России и Европы был Золотой вальс. Для оригинального выбраны ритмы танго.

Музыку в фигурном катании используют практически на протяжении всего периода существования этого вида спорта. В 70-80-е годы прошлого века фигуристы использовали несколько музыкальных отрывков с разными темпами. Часто это были "наборы" из частей произведений разных композиторов, причем различного характера, а соединение этих частей производили без учета структуры произведения. Музыка обрывалась на незаконченной музыкальной фразе. В 90-х прогресс в развитии технологий позволил улучшить качество музыки и систем передачи звука на катках. А имеющееся сейчас в наличии оборудование и программное обеспечение позволяют создавать очень качественные музыкальные отрывки. "Раньше музыкальное сопровождение фигуристов монтировалось на бобинах с карандашом и бритвочкой в руках. Музыка буквально отрезалась и склеивалась по кусочкам, иногда даже по ноткам. Первые цифровые аппараты начали появляться в 90-х годах. Это не были компьютеры в современном понимании, хотя они и работали на основе жесткого диска. Стоили они достаточно дорого, и, естественно, не каждый мог себе этот прибор позволить. Нам тогда достался один такой, и появилась возможность работать профессионально", - рассказывает Дмитрий Мокиенко, звукорежиссер с двадцатилетним стажем, последние годы работающий в знаменитой Санкт-Петербургской школе фигурного катания.

Необходимость монтажа программ из одного или нескольких музыкальных произведений вызвана спецификой фигурного катания. В балете действие развивается на протяжении нескольких десятков минут, даже часов. Как замечает в данном случае Алексей Мишин, "программа фигуриста также должна быть построена согласно принципам сценического искусства, но все ее содержание должно быть развернуто в значительно более короткое время - менее трех и пяти минут. В программах важно чередование различных по ритмическому рисунку частей, что диктуется их спортивной стороной - необходимостью продемонстрировать разнообразный арсенал шагов, спиралей, вращений и прыжков". Выбор музыкальных отрывков, сведение их в одну программу - процесс сложный, кропотливый, требующий привлечения профессионала. Татьяна Тарасова сотрудничала с музыкальным редактором Михаилом Белоусовым, работающим в Доме звукозаписи и Александром Гольдштейном. Он первым, по ее словам, начал скрупулезно подбирать мелодии для выступлений и привил профессиональное отношение к поискам музыки фигуристам. Уже упомяный Дмитрий Мокиенко вместе с Алексеем Мишиным составлял музыкальное сопровождение к программам Плющенко и Ягудина в начале их звездных карьер. Дмитрий по сей день сотрудничает с Тамарой Москвиной и Николаем Великовым. Скрипач Эдвин Мартон делал обработку известных произведений для Евгения Плющенко, Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина, Юлии Себестьян. В олимпийском сезоне Татьяна и Максим исполняли свою произвольную программу на музыку "Ромео и Джульетта" Нино Рота в обработке Мартона. В 70-х композитор Владимир Блок написал польку специально для Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова.

Профессиональный музыкальный критик Дэвид Хурвитц помогал подбирать музыку многим американским юниорам, спортсменам их Германии, Голландии, Японии, сотрудничал с тренером олимпийской чемпионки-2002 Сары Хьюз - Робин Вагнер. "Я создал библиотеку из тысяч программ, большинство которых никогда не использовались. Как любитель фигурного катания, я бы хотел помочь спортсменам найти интересную, подходящую для них музыку. К сожалению, вижу, что им тяжело сориентироваться в многообразии музыки, особенно классической. В основном, они выбирают Чайковского или Рахманинова, а все, что звучит по-другому, автоматически отвергают. Я понимаю, что, сделав программу под нестандартную музыку, фигурист рискует, что она не понравится судьям или они не поймут ее, что отразится на оценках. Поэтому найти баланс не так легко. Особенно когда фигуристы очень молоды и, честно говоря, необразованны в музыкальном плане. На мой взгляд, качество музыки, ее содержание неизменно ухудшается, она становится банальной", - говорит Дэвид.