А.Е.Воловик, рекомендуя для развития скоростных качеств работу со спарринг-партнером. считает, что в таких упражнениях развивается не только скорость движений, но и быстрота реакции, что каждое скоростное техническое действие совершенствуется с последовательным увеличением скорости его выполнения, а по мере необходимости должен использоваться метод расчлененных упражнений (16).
По данным П.А.Стешенко, для развития быстроты движений необходимо включать упражнения, выполняемые с большими усилиями.
Заслуженный тренер СССР С.А.Преображенский, опираясь на свой богатый практический опыт, рекомендует для развития силы и быстроты движений выполнять упражнения с небольшими отягощениями, с максимальной быстротой и многократно. На основе анализа техники приемов, А.К.Морозов полагает, что ее эффективность и развитие мощного усилия большими мышечными группами зависит от высокой согласованности в работе во всех фазах выполнения приема.
Из упражнений с отягощениями, применяемых в спортивной борьбе, Б.М.Рыбалко, В.И.Рудницкий, А.В.Медведь (50) отмечают, что хорошие результаты для развития взрывной силы и совершенствования внутримышечной и межмышечной координации движений дает варьирование веса отягощений в тренировочных занятиях.
Большое влияние на развитие взрывной силы оказывает способность спортсмена переключаться с одного технического приема на другой, когда защита противника препятствует выполнению приема. Так, по данным И.В.Шинелева, указанная способность характеризует уровень технического мастерства борца.
При воспитании «взрывной» силы необходимо учитывать и то обстоятельство, что эта способность во многом обусловлена предварительным растягиванием рабочей мышцы. Это связано с тем, что мышца, растянутая до определенного оптимума, в силу своих упругих свойств стремиться возвратиться к первоначальной форме и за счет этого сокращается сильнее и быстрее. При этом чем больше предварительная деформация, тем больший потенциал напряжения развивается в ней, и тем большую работу она готова произвести.
Однако в большинстве случаев борец лишен возможности предварительно принять выгодное исходное положение, и вынужден проявлять взрывные усилия без каких-либо подготовительных движений. Обусловлено это тем, что в условиях непосредственного единоборства такие движения могут раскрыть противнику намерения спортсмена, привести к запаздыванию атаки и т.д. В этой связи возрастает роль специальных упражнений, направленных на совершенствование способности спортсмена к проявлению взрывных усилий в ответ на специфические сигналы. В условиях спортивного поединка такими сигналами может быть поза противника, его расслабление, движение той или иной частью тела, захват.
В связи с этим одним из основных средств воспитания «взрывной» силы дзюдоиста должны быть упражнения с различными отягощениями. При применении упражнений с отягощениями необходимо учитывать что, чем ближе вес отягощения к максимальному, тем меньше число повторений можно выполнять за один подход, и наоборот. Однако общим для всех должно являться требование, при котором на каждом тренировочном занятии борец должен выполнять только то число упражнений, при котором он способен с заданными отягощениями повторять упражнение, не снижая скорости. Поэтому число подходов, характер и длительность пауз между ними в течение одного тренировочного занятия является сугубо индивидуальными, и зависят от уровня развития у спортсмена силового и скоростного компонентов «взрывной» силы.
В этой связи при воспитании «взрывной» силы и совершенствовании внутримышечной и межмышечной координации целесообразно использовать смену отягощений. В тренировочном занятии можно рекомендовать следующие чередования отягощений:
1. величина отягощений вначале меньше, а затем больше соревновательной.
2. величина отягощений вначале больше, а затем меньше соревновательной.
3. величина отягощений вначале больше, а затем равна соревновательной.
4. величина отягощений вначале меньше, а затем равна соревновательной.
При подборе специальных упражнений для воспитания «взрывной» силы следует также учитывать, что эффективность многих технических действий зависит от способности борца переключаться с одного режима работы мышц на другой. Так, например, при выполнении броска прогибом с «подхода» дзюдоист проявляет взрывное усилие из динамического положения, а, выполняя этот же прием из обоюдного захвата, он проявляет эти усилия в статическом положении.
Кроме того, эффективному воспитанию «взрывной» силы способствует сочетание уступающей и преодолевающей работы. В, частности, эффективность выполнения бросков прогибов и бросков наклоном зависит от того, насколько быстро атакующий спортсмен переключается с уступающей работы, после выполнения подготовительной фазы броска (подхода), на преодолевающий режим работы в основной фазе (отрыв и бросок противника). В связи с этим встает необходимость применения специальных упражнений, воспитывающий способность к быстрым переключениям с одного режима работы мышц на другой.
Совершенствование этой способности может быть достигнуто с помощью различного рода целевых установок, при которых спортсмен, максимально сокращая время, должен поднять груз « с подхода» после предварительного приседания. Особое внимание необходимо уделять упражнениям типа выпрыгивания вверх после прыжка с высоты.
При выполнении этих упражнений нужно соблюдать принципы, изложенные ранее. Так, выполняя упражнения с набивным мячом, необходимо сохранять структуру того технического действия, в соответствии, с которым совершенствуются взрывные усилия. Важным фактором для успешного проявления «взрывной» силы является умение спортсмена своевременно расслаблять необходимые мышцы.
Учитывая, что физиологический эффект расслабления во многом зависит от режима выполнения применяемых упражнений, необходимо их подбирать таким образом, чтобы напряжение мышц сменялось активным расслаблением, и наоборот.
С этой целью помимо таких распространенных упражнений, как встряхивание отдельных частей тела с последующим их расслаблением, могут быть использованы упражнения с чередованием сильного и быстрого напряжения с полным расслаблением.
Выполняя эти упражнения, необходимо сохранять характерные для того или иного технического действия позы.
Исследуя методы совершенствования скоростно-силовых качеств, Ю.М.Закарьяев отмечает, что в упражнениях скоростного характера оптимальный режим работы по частоте сердечных сокращений должен быть в пределах 160 – 165 уд/мин., в упражнениях скоростно-силового характера – 150 – 155 уд/мин., а силового – 145 – 150 уд/мин. (21).
В ходе исследования уровня скоростно-силовой подготовленности борцов были определены топография основных групп мышц и их должные величины в связи с особенностями двигательной деятельности в борьбе (14, 16, 18, 35).
Таким образом, анализ литературных источников показал, что в спортивной педагогике в целом разработан богатый арсенал средств и методов скоростно-силовой подготовки, причем, как правило, методические рекомендации предлагают сосредоточиться на упражнениях, требующих усилий взрывного («ударного») характера. При этом, в подготовке дзюдоистов следует учитывать их половые особенности и в соответствии с этим планировать тренировочные средства и методы. Следует отметить, что в настоящее время этот вопрос достаточно хорошо изучен и с учетом этого разработаны рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса (1, 2, 35, 38, 48, 49, 50, 55).
1.3 Индивидуализация спортивной тренировки в юношеском возрасте
В настоящее время проблеме индивидуализации в детском и юношеском спорте придается исключительное значение. Однако в силу различных причин индивидуальная подготовка еще не нашла своего широкого применения и не часто встречается в практике.
Множество отечественных и зарубежных авторов отмечают актуальность индивидуализации тренировки в процессе подготовки спортивного резерва. Так, известный немецкий специалист J.Hartman считает, что в современной спортивной подготовке главным девизом является: истинная индивидуализация плюс доминирующая роль соревновательных упражнений плюс комплексная тренировка. Большинство зарубежных авторов рекомендует отдельные подходы и методы индивидуализации по таким направлениям как физическая, функциональная, техническая и психологическая подготовка. В некоторых случаях разработаны индивидуальные модели и нормативные требования.
Как известно, процесс подготовки юных спортсменов строится на основе учета возраста, гетерохронности развития отдельных функций и систем организма, пола и сенситивных периодов развития отдельных двигательных качеств и функциональных возможностей детского организма. Поэтому индивидуальный подход к тренировке должен предусматривать степень биологической зрелости, уровень функционального состояния и физической подготовленности, а также возможность адаптации юного спортсмена к нагрузкам различной направленности, объема и интенсивности.
Качественное управление тренировочным процессом немыслимо без проблемы индивидуализации. Успешное обучение физическим упражнениям возможно при условии тщательного и систематического выявления причин, тормозящих процесс развития элементов техники, связанных с теми или иными индивидуальными особенностями организма. В соответствии с особенностями физического развития и физической подготовленности нужно подбирать и средства физического воспитания. Нагрузка скоростно-силового характера приводит к существенным индивидуальным различиям в развитии компонентов специальных скоростно-силовых качеств: у одних она обеспечивает преимущественное развитие силовых, у других – скоростных компонентов. Изменение взаимосвязи компонентов специальных скоростно-силовых качеств определяется спецификой соревновательной деятельности и имеет достаточно устойчивый характер.