Смекни!
smekni.com

Организация системы мотивации и стимулирования труда персонала гостиницы "Метрополь" (стр. 4 из 13)

В 1889 г. здание гостиницы «Че­лыши» переходит в аренду акцио­нерной компании во главе с Саввой Мамонтовым, прикупаются рядом свободные земли. Савва Иванович задумал не только превратить «Че­лыши» в шикарную гостиницу, но и создать на этом месте грандиозный культурно-развлекательный центр, где намечалось быть театру на 2760 мест, концертному залу, зимнему саду, залам для живописных выста­вок. К созданию проекта были при­влечены лучшие художники и архи­текторы того времени.

В 1899 г. объявляется конкурс на проект фасада возводимого здания. Всего был представлен 21 проект, что говорит о большой обществен­ной значимости данного мероприя­тия. Первое место было присужде­но Л. Н. Кекушеву — выдающемуся архитектору русского московского модерна. Проект архитектора В. Ф Валькотта получил всего лишь чет­вертую премию. Но именно этому проекту было суждено воплотиться в действительность.

Отмечая незаурядную творчес­кую манеру Валькотта — одного из ведущих графиков рубежа веков — комиссия специально подчеркну­ла, что его проект со знаком «женская головка» в английско-декадентстком вкусе сработан очень талантливо и поражает живостью и свежестью приемов.

Архитектор Вильям Францевич Валькотт хорошо знал, что хотел Савва Иванович Мамонтов построить в самом центре Москвы, поэтому его проекту и было отдано предпочте­ние.

Над высокой кровлей здания ар­хитектор специально помешает просторную смотровую площадку, откуда становилась обозримой ве­личественная панорама центра Москвы, поражающая живописнос­тью силуэтов башен и храмов древнего Кремля.

Конечно, в процессе реали­зации этот проект подвергся существенной переработке, однако, несмотря на из­менения, сохранил первоначальное стилистическое разнооб­разие. Такого обилия скульптуры и керамики, которые украшают здание, нет больше ни на одном московском доме, построенном в конце XIX века.

Через год после начала строи­тельных работ, когда корпус у Ки­тай — городской стены был закон­чен, случилось непредвиденное: глава и инициатор всего грандиоз­ного дела Савва Иванович Мамон­тов был арестован и отдан под суд. Его обвинили в злоупотреблениях и растратах при строительстве госу­дарственных железных дорог и за­ключили в Таганскую тюрьму. По­сле мучительного судебного про­цесса он был оправдан судом при­сяжных, но к этому времени стара­ниями чиновников был полностью разорен и лишен возможности осу­ществить свой грандиозный про­ект.

Новое руководство по строи­тельству решило построить более выгодную гостиницу и ресторан, а не культурный центр.

В 1901 г. гостиница была торже­ственно открыта. На здание в стиле модерн ходили смотреть как на чу­до. Гостиница стала одной из луч­ших в Европе, которая выделялась не только своей оригинальной ар­хитектурой, мраморными колонна­ми, громадными витринами, пар­кетным полом и латунными люстра­ми, но и самым современным, по тому времени, техническим обору­дованием: своей электростанцией, горячим водоснабжением, своей артезианской скважиной, централь­ным отоплением, холодильными ус­тановками и устройством интен­сивной вентиляции.

Гостиница Метрополь сразу же после открытия стала очень популярной в Москве.

Особенно привлекал состоя­тельную публику ресторан «Зимний сад» (теперь «Метрополь). Обилие зелени, росписи на сте­нах, уникальный витражный пото­лок-купол, мраморный фонтан в центре — такого в Москве еше не видели! Время от времени по городу про­носились слухи о роскошных обе­дах и ужинах, задаваемых московскими богачами в новом ресторане.

«Зимний сад» был очень популя­рен в артистической среде. Здесь бывала великая балерина Анна Пав­лова, знаменитый трагик МамонтАальский, часто после спектакля ужинал Федор Шаляпин.

Однажды, 18 октября 1905 г. в ресторане было особенно оживлен­но . Москва ликовала — вышел ма­нифест Николая II о долгожданных свободах. Захваченный обшей ра­достью, Шаляпин по просьбе публи­ки встает на стол и начинает петь «Дубинушку». Эта народная песня считалась тогда весьма крамоль­ной. Кончив петь, Шаляпин со шляпой в руке обходит зал и собирает огромную сумму денег, которую потом передает революционным рабочим.

Другой ресторан гостиницы - «Русская палата» (теперь «Боярский») привлекал поклонников русской кухни и музыки. Построен он был в стиле кремлевских палат, стены были расписаны талантливым художником С. Чехониным. Во время наездов в Москву здесь любил ужинать Григорий Распутин.

В банкетных залах - кабинетах гостиницы собирались российские и иностранные предприниматели, велись переговоры, заключались сделки. Все кабинеты отличались друг от друга. Так, в «»Кабинете Луи XIV стояла мебель в стиле рококо, а кабинет «Ампир» украшала мебель первой половины XIX века. Один из кабинетов - «Русский» - принадлежал известному предпринимателю и меценату Савве Морозову (теперь здесь банкетный зал «Савва Морозов»).

В 1908 году в здании «Метрополя» появилась новинка развлекательной индустрии того времени - кинотеатр «Опера-Кинемо», потом «Модерн». Он стал первым в Москве двухзальным кинотеатром.

Метрополь связан с историей русской литературы. На третьем этаже находилась редакция журнала символистов «Весы» и издательство «Скорпион», во главе которых стоял популярный поэт Валерий Брюсов. Здесь часто бывал Александр Блок.

1917 год - год революционных потрясений, драматический год для «Метрополя».

Метрополь с его утонченной архитектурой, с роскошными номерами и ресторанами вдруг превратился в военную крепость. В ноябре 1917 года он стал центром ожесточенных боев между юнкерами, верными Временному правительству, находившимися в «Метрополе», и отрядами революционной Красной гвардии. Красногвардейцы пробивались к Кремлю и им важно было захватить, господствующий на Театральной площади Метрополь. Юнкера держались, пока не начался обстрел из артиллерийских орудий. Метрополь стоял весь окутанный дымом и пылью от разрывающихся снарядов. Картина была ужасающей. Снаряды ударялись о стены гостиницы, рвались с неимоверным треском. Со стен на тротуар летели кирпичи, железо, стекла, - писал очевидец событий. Выдержав два обстрела, юнкера покинули здание. Крепкие стены устояли, но были повреждены осколками, стекла выбиты.

В 1918 году молодое Советское правительство переезжает в Москву. В городе же на тот момент не было зданий, предназначенных для размещения государственных учреждений, посольств, международных организаций. Для правительственных нужд использовались крупные гостиницы. Метрополь стал резиденцией ВЦИКа. Теперь он назывался Второй Дом Советов. Исчезла шикарная публика, номера и коридоры заполнили суровые люди в черных кожанках. В центральном ресторане, где еще совсем недавно «сливки общества» наслаждались изысканной кухней и винами, проходили бесконечные заседания ВЦИКа. Несколько раз здесь выступал В.И. Ленин.

В 1921 году в гостинице проходили переговоры об установлении дружественных отношений между РСФСР и Монголией. Проект первой конституции был написан в одном из номеров «Метрополя».

В роскошных апартаментах гостиницы жили, в основном, заслуженные большевики Н.И. Бухарин, В.А. Антонов-Овсеенко, П.Л. Войков.

В здании «Метрополя» работал и печально знаменитый Яков Свердлов, председатель ВЦИКа, инициатор расстрела царской семьи. Свердлов выбрал для своего кабинета и приемной большой угловой гостиничный номер на втором этаже (теперь комната 2218), выходящий на Театральную площадь и проезд. Мебель из номера вынесли, установили два канцелярских стола и простые стулья, а у входа в здание рядом с вращающейся стеклянной дверью повесили фанерную дощечку с надписью красными чернилами: «Приемная Председателя ВЦИК, комната № 237».

Доступ к председателю ВЦИК был «по-большевистски демократичен», рабочие и крестьяне встречали самый предупредительный прием, что же касается представителей других классов, то Свердлов, как вспоминала его секретарь, строго указывал: «Гоните их в шею, только вежливо».

30 марта 1919 года, здесь в «Метрополе» собралась большевистская фракция ВЦИК. Новым председателем ВЦИК был избран М.И. Калинин. С тех пор до самой смерти 1946 года Калинин исполнял роль номинального главы Советского государства.

Несколько лет в гостинице жил и работал народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин. Он выбрал себе один из самых роскошных апартаментов гостиницы - сейчас это президентский номер, его обстановка сохранилась с тех времен.

В конце 20-х годов было решено опять использовать здание Метрополь как гостиницу, так как в Москве их катастрофически не хватало.

Одним из первых известных постояльцев восстановленной гостиницы стал композитор Сергей Георгиевич Прокофьев. Семь лет он не был на родине. В Москве Прокофьев дал несколько концертов, прошедших с необыкновенным успехом. Перед отъездом на Запад он оформил советское подданство и через 5 лет вернулся на родину окончательно.

Другим постояльцем из-за рубежа и остановившимся в «Метрополе», был русский писатель А.И. Куприн. Он на склоне лет вернулся в Москву, где провел в детстве и юности много лет. Куприну удалось возвратиться в родную страну, ему тогда было 67 лет. Он приехал на Белорусский вокзал Москвы 31 мая 1937 года. Его старый знакомый вспоминал, «как грустно было видеть вместо коренастого, быстрого в движениях сорокапятилетнего мужчины», каким он когда-то знал Куприна, «худенького старичка в очках, растерянно озиравшегося по сторонам». Куприну отвели один из лучших номеров гостиницы Метрополь и принимали по первому разряду, имея в виду немалое пропагандистское значение возвращения старого писателя.