Жизнь Петропавловска-Камчатского тесно связана с Авачинская губой (бухтой), на берегу которой город раскинул свои улицы. Собственно, бухта и дала начало городу, когда в 1740 году в нее пришли на зимовку корабли Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга, и для экипажей возвели здесь несколько строений.
"Оная губа видом кругловата, длиною и шириною верст на 14, и со всех почти сторон окружена высокими каменными горами. Устье ея, которым с Океаном соединяется, в рассуждении ея пространства весьма узко, но так глубоко, что всяким кораблям, каковы б велики они ни были, можно входить без опасности". Так описывал Авачинскую бухту Степан Крашенинников в те самые, первые годы ее освоения.
"Едва ли на всем земном шаре найдется много морских заливов, которые по всевозможным удобствам превзошли бы Авачу или даже только сравнились бы с нею, - писал в середине XIX века Карл фон Дитмар, проживший на Камчатке несколько лет и оставивший о ней замечательную книгу. - Авача по своему естественному положению, по своему образованию, по своей укрепленности и защищенности как бы создана для владычества над морем. «
Сколько еще подобных восторженных строк посвящены Авачинской бухте! Сколько стихов воспевают ее! При этом эпитетов у бухты предостаточно. Она и "жемчужина океанов", и "жемчужина в ожерелье вулканов" и "золотая чаша" и просто "красавица ненаглядная".
А бухта, между тем, еще и обычный географический объект, обжитый человечеством. И, если до 1934 года антропогенная и техногенная нагрузки на бухту были незначительными, то после указанного, срока они стали резко возрастать в связи со строительством судоремонтной верфи (СРВ) и других промышленных объектов. Постепенно изменялись очертания берегов бухты, загрязнялась ее вода, захламлялось дно. К концу XX века бухта стала далеко не той, какой была, например, в его начале.
Бухта образовалась тектоническим путем на месте проседания горных пород. При этом вход в бухту из океана просел незначительно, оставшись своеобразным порогом. За порогом глубина бухты возрастает, достигая максимальных отметок в 24 метра. Таким образом, бухту можно сравнить с ковшом, причем в глубоководных местах затруднен обмен воды с океаном. Сюда почти не поступает кислород, а, значит, вода застаивается, протухает. Кроме того, именно здесь собирается грязь извне, что еще более усиливает процесс застаивания воды. Наличие в бухте таких глубоководных мест, где отсутствует взаимообмен с водой океана - главная ее уязвимость.
Но жизнь, все-таки, из бухты не ушла, и нельзя говорить о ней, как об умирающей акватории. Жизненные силы у Авачи есть. Но человеку надо бы уже задуматься о дальнейшей судьбе бухты, о ее состоянии. Ведь бухта - главная поддерживающая сила всей жизни в трех городах сразу: Петропавловске, Елизово и Вилючинске. Уйдет жизнь из бухты, не станет и этих городов. Ведь нельзя жить возле помойки, возле грязной, мертвой лужи.
Все говорят, что хотят видеть Авачинскую бухту чистой, привлекательной и готовы на некоторые жертвы, лишь бы это было так. Говорят, но на деле все по иному. А как доходит дело до конкретностей, так оказывается, что бороться-то и некому, одни разговоры.
Средняя ширина Авачинской бухты 18 километров. Длина от мыса Маячного, что на входе из океана до мыса Авачинского на Моховой - чуть более 22 километров. Таким образом, бухта - почти чаша с неровными краями.
С северо-запада в бухту впадают реки Авача и Паратунка, образуя обширные болотистые дельты. Места здесь совершенно не пригодные для хозяйственной деятельности человека, почти не проходимые из-за болот, а потому остаются практически первозданными. Это - царство птиц, главным образом - водно-болотных. Именно здесь обитает самая крупная в мире колония озерной чайки. И совсем не даром в дельте реки Авачи образован Хламовитский природный заказник.
На юге берег бухты становится скалистым, поднимается отвесными утесами и тянется в таком виде до Култучного озера. Утесы эти - размытые скалистые склоны Мишенной сопки, на которых приютился поселок Геолог, а далее в сторону центра города стоят частные домики улиц Мишенной, Беринга, Ушакова, Макарова, Пржевальского, Лазо, Крашенинникова, Невельского. Утесы заканчиваются только над корпусами судового ремонтно-механического завода (СРМЗ), который встал между бухтой и Култучным озером. Сразу же за территорией завода начинается центр Петропавловска, любимая зона отдыха горожан - пляжи и Никольская сопка. За Никольской сопкой находится исторический центр Петропавловска и Петропавловский Ковш. В самом Ковше - рыбный порт, перед входом в него - торговый порт. Здесь в бухту впадает река Поганка, а перед торговым портом - реки Гремучка и Кислая яма.
ЖИВНОСТЬ АВАЧИНСКОЙ ГУБЫ.
Если говорить о рыбах, которые водятся в Авачинской губе, то, как показывают исследования Камчатского института рыбного хозяйства и океанографии, их здесь 61 вид. Они делятся на 3 группы: постоянно живущие в губе, периодически посещающие ее, и случайные.
В первой группе рыб перечисляются следующие: сельдь, колюшка трехиглая, колюшка девятииглая, глазчатый опистоцентр, длиннобрюхий и полосчатый маслюки, морской петушок, люмпенус, люмпенелла, птилихт, восьмилинейный терпуг и терпуг Стеллера, рогатый бычок, керчак, широко-лобка, четыре вида бычков, удивительный психролют, четырехрогий гипса-гон, звездчатая камбала.
Ко второй группе относятся проходные или нерестующие в бухте рыбы: кета, горбуша, чавыча, нерка, кижуч, микижа, голец, кунджа, зубастая корюшка, малоротзя корюшка, волосозуб, зубатка, рыба-лягушка, три вида лисичек, получешуйный бычок, керчак-яока, многоиглый керчак, нитчатый шлемоносный бычок, двулопастный бычок, два вида липариса, пять разновидностей камбалы, мойва, тихоокеанская минога, навага, остроносый триг-лопс, бычок-кораблик, расписной маслюк, треска, минтай, зайцеголовый терпуг, песчанка, морская малоротая корюшка.
Встречаются в бухте и водоплавающие птицы. И чем дальше вы будете отплывать от города, тем больше будет птиц, тем разнообразнее будут их виды. Чайки, утки, бакланы, чистики - вот первые птицы, которые обязательно попадутся вам на глаза. Среди птиц, встречающихся в Аваче есть и такие как белоплечий орлан; ястреб-перепелятник; ястреб-тетеревятник; кречет; сапсан; беркут; черный коршун; болотная сова, желтая трясогузка; тростниковая овсянка; сибирский вьюрок; лапландский подорожник; пуночка.
Естественно, что бухта и ее окрестности имеют как своих птиц, проводящих здесь лето или живущих постоянно, так и тех, которые посещают эти места при весенне-осенней миграции. Именно поэтому видовой состав птиц Авачинской бухты гораздо разнообразнее весной и осенью.
Вот цитата из книги орнитологов Герасимовых "Авачинская бухта - арена обитания птиц": "Маршруты многочисленных утиных стай, залетающих весной в Авачинскую бухту и следующих затем вверх по реке Аваче, составляют одну из главных ветвей центрально-камчатской миграционной трассы водоплавающих птиц, - читаем мы в упомянутой работе Герасимовых. - По этим же пролетным путям, но уже в обратном направлении и в большем числе, птицы двигаются осенью".
"Большую часть зимы бухта свободна ото льда, а полностью замерзает ненадолго и лишь в очень холодные зимы. Этот фактор в сочетании с наличием достаточного количества корма определяет значение Авачинской бухты, как места зимовки водных птиц, прежде всего утиных, численность которых обычно превышает 10 тыс. особей, - пишут в своей работе орнитологи Н.Н. и Ю.Н. Герасимовы. - Как место размножения важную роль играют примыкающие к бухте водно-болотные угодья. Численность гнездящихся здесь водных и околоводных птиц составляет свыше 100 тыс. особей
До конца 1960-х - начала 70-х годов скалистые побережья Авачинской бухты еще являлись местом расположения небольших колоний морских птиц. Здесь гнездились топорок, ипатка, чистик; на мысе Казак дольше всех сохранялась колония беринговых бакланов. Последние местные бакланы отстреливались здесь охотниками около 20 лет назад. Часть птиц в акватории погибла в результате загрязнения ее нефтепродуктами. На данный период времени Авачинская бухта как гнездовая станция морских птиц значения не имеет".
Результатом нашей исследовательской работы стало детальное ознакомление с памятниками природы и искусственными памятниками г. Петропавловска-Камчатского. Мы выяснили, что город обладает большим рекреационно-ресурсным потенциалом, что предоставляет большие возможности для развития туризма. Многие природные памятники города уникальны, в частности Авачинская губа, которая является главным источником жизни всего города. Мы должны внимательнее и бережнее относиться к тому, что нас окружает и по возможности стараться сохранить то, что нам предоставила природа или создали мы сами.
Нужно сказать, что наша работа не закончена. Мы планируем провести работу по исследованию посещаемости памятников, ознакомиться с их экологическим состоянием, а также дать их оценку для отдыха населения.
1. Величко К.Н. Памятники Камчатской области. – Петропавловск-Камчатский, 1979 г.
2. Витер И.В. Хроника строительства города Петропавловска-Камчатского (1740–1923). – Петропавловск-Камчатский, 1997 г.
3. Витер И.В., Смышляев А.А. Город над Авачинской бухтой Петропавловск-Камчатский, 2000.
4. Мартыненко В.П. Памятники Петропавловска-Камчатского. – Петропавловск-Камчатский, 1989 г.