Идея эта осуществилась не сразу. У нее были и противники, особенно когда спорт стал частью мировой политики, когда при помощи рекордов президенты и министры стали доказывать друг другу, чья страна лучше.
Времена меняются, и теперь Олимпийские игры предстают перед нами словно торжественный гимн человечеству и человечности!
Кубертен посвятил свою жизнь и особой науке, которая называется спортивная педагогика. Ее цель – физическое и духовное развитие и воспитание молодежи с помощью занятий спортом. Пьер де Кубертен считал, что новый предмет поможет укрепить, сделать более сильной и жизнестойкой французскую нацию, французскую молодежь. А получилось, что он позаботился о молодежи всего мира.
По-настоящему древними Играми стали интересоваться, лишь когда начались раскопки Олимпии, спящей под многовековыми наслоениями. Находки одна удивительней другой поражали! Все чаще стали раздаваться голоса за возрождение великих соревнований.
А к тому времени (речь идет о последней четверти девятнадцатого века) робко, но уже появляются национальные и международные спортивные союзы... Олимпийские игры просто должны были состояться!
Однако дело ведь это очень сложное: целые горы организационной работы. А кроме того, нужны немалые деньги. А кроме того, необходимы единые правила, которые своей твердой объективностью подходили бы всем.
Главное же – нужен был человек, который бы, положил на это жизнь. Который был бы не только предан идее олимпизма, но к тому же образован, благороден, энергичен. И такой человек нашелся. Его звали Пьер де Фреди, барон де Кубертен (1863-1937) был одним из самых интересных, талантливых, энергичных и увлеченных людей своего времени. Его имя навечно связано с Олимпийскими играми.
После окончания парижского университета Сорбонны, Пьер вместе с друзьями создает спортивный клуб. Здесь занимаются футболом, фехтованием и греблей. Примерно с этой же поры Кубертен ясно понимает, что без физического не может быть и духовного, и нравственного развития.
Именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов для детей, организатором международных соревнований. Уже только за одно это имя его должно было бы навсегда остаться в мировом спорте. Однако главное дело, главный спортивный подвиг Кубертена был впереди!
Кубертен ни на минуту не оставлял мечты о сказочной, отдаленной от нас многими и многими веками Олимпии.
Он был еще совсем молодым человеком, когда высказал мысль о возрождении Олимпийских игр. С этого момента всю свою жизнь Пьер де Кубертен подчинил осуществлению великой идеи. Умер он в возрасте семидесяти трех лет, а начал заниматься Олимпийскими играми в двадцать шесть, то есть олимпизму было отдано почти полвека!
Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир. Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй... Еще больше – спортсменов и спортивных деятелей, которые говорили, что вообще-то дело это хорошее, на сами заниматься этим хорошим делом не хотели.
Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает. Пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации.
Новое вообще воспринимается с трудом. Однако Кубертен говорил столь убедительно и страстно, что французские спортивные деятели принимают решение созвать Международный спортивный конгресс и пригласить на него представителей крупнейших спортивных держав.
И вот 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже был создан Международный олимпийский комитет – МОК.
Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера де Кубертена!
Не так давно мировое сообщество торжественно и празднично отметило 100-летний юбилей олимпийского движения современности, образования МОК. Организация Объединенных Наций объявила год 100-летия МОК – 1994 год – Международным годом спорта и олимпийского идеала. Высший орган мирового сообщества возродил и древнюю миротворческую традицию – ООН призвала все государства соблюдать олимпийское перемирие.
День 23 июня традиционно ежегодно отмечается в десятках стран мира, в том числе с 1990 года и в России, как Олимпийский день.
А все же главная заслуга Пьера де Кубертена в том, что Олимпизм, олимпийское движение можно представить себе в виде высокого и стройного здания. При возведении этого здания Пьер де Кубертен был не только «прорабом», но и главным архитектором. Его вдохновенные мысли легли в основу олимпизма.
Первая и главнейшая из них – спорт, культура, наука, искусство должны соединиться в прочный и прекрасный сплав, который и будет называться олимпийским движением.
Идея эта осуществилась не сразу. У нее были и противники, особенно когда спорт стал частью мировой политики, когда при помощи рекордов президенты и министры стали доказывать друг другу, чья страна лучше.
Времена меняются, и теперь Олимпийские игры предстают перед нами словно торжественный гимн человечеству и человечности!
Кубертен посвятил свою жизнь и особой науке, которая называется спортивная педагогика. Ее цель – физическое и духовное развитие и воспитание молодежи с помощью занятий спортом. Пьер де Кубертен считал, что новый предмет поможет укрепить, сделать более сильной и жизнестойкой французскую нацию, французскую молодежь. А получилось, что он позаботился о молодежи всего мира.
1.Олимпийское движение: принципы, традиции, правила
На Парижском Атлетическом конгрессе 1894 года было решено возродить Олимпийские игры. Но просто сказать: «Давайте возродим!» — это, как говорится в одном известном мультфильме, маловато будет! Пьер де Кубертен понимал это лучше других. И он разработал основы так называемой Олимпийской хартии. Олимпийская хартия — это свод законов, что-то вроде конституции, по которой живет на нашей планете очень сложное и очень красивое сообщество людей, называемое олимпийским движением. С тех далеких времен, когда над Хартией работал сам Кубертен, она, конечно, менялась в каких-то своих частях. И это естественно: ведь менялось время, менялось само человечество, менялось, обретая силу, становилось все интересней и олимпийское движение. Основы ныне действующей редакции Хартии были приняты в 1991 году, хотя каждый год Международный олимпийский комитет вносит в нее изменения и дополнения. 1 сентября 2004 года вступила в действие очередная версия Олимпийской хартии, основное содержание которой открывается краткой Преамбулой: «Идея современного олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по инициативе которого в июне 1894 года был проведен в Париже Международный атлетический конгресс. Международный олимпийский комитет (МОК) самоучредился 23 июня 1894 года. Первые Олимпийские игры (Игры Олимпиады) современности были проведены в Афинах (Греция) в 1896 году. В 1914 году на парижском Конгрессе был принят Олимпийский флаг, предложенный Пьером де Кубертеном. Он включает пять переплетенных колец, которые символизируют союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Первые Олимпийские зимние игры были проведены в Шамони (Франция) в 1924 году».
Первый раздел Хартии посвящен основным принципам олимпийского движения, его организации, его участникам и их взаимодействию. В этом же разделе рассказывается об олимпийском символе, девизе, эмблеме, флаге, олимпийском огне. Во втором разделе Хартии говорится о Международном олимпийском комитете, принципах его формирования, его правах и обязанностях, порядке его работы. Третий раздел рассказывает о международных спортивных федерациях — высших международных организациях, управляющих развитием видов спорта, и об их взаимодействии с МОК. Четвертый раздел посвящен национальным олимпийским комитетам, ведущим работу по развитию олимпийского движения в своих странах. Пятый раздел — о самих Олимпийских играх: правилах допуска спортсменов к ним, программе Игр и порядке их проведения.
1.1 Что такое олимпизм
Его содержание кратко излагается в Основополагающих принципах олимпизма, которые следуют за Преамбулой Олимпийской хартии. Для всего цивилизованного мира эти принципы стали аккумулированной сущностью олимпийской идеи. Приводим их полностью. 1. Олимпизм — это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Соединяя спорт с культурой и образованием, олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, воспитательной роли хорошего примера и уважении всеобщих основных фундаментальных этических принципов. 2. Цель олимпизма — поставить спорт на службу гармоничному развитию человека, способствуя созданию миролюбивого общества, заботящегося о соблюдении человеческого достоинства. 3. Олимпийское движение — это согласованные, организованные, всеобщие и постоянные действия, осуществляемые под верховной властью МОК всеми людьми и организациями, которых вдохновляют ценности олимпизма. Оно охватывает пять континентов. Оно достигает своей кульминации объединением спортсменов мира на величайшем спортивном празднике — Олимпийских играх. Его символ — пять переплетенных колец. 4. Занятия спортом являются одним из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом без дискриминации любого рода и в олимпийском духе, основанном на взаимопонимании, дружбе, солидарности и честной игре. Организация, руководство и управление спортом должны осуществляться независимыми спортивными организациями. 5. Любая форма дискриминации в отношении страны или личности по признаку расы, религии, политики, пола или по какому-либо другому несовместима с принадлежностью к олимпийскому движению. 6. Принадлежность к олимпийскому движению требует согласия с Олимпийской хартией и признания Международным олимпийским комитетом. ..Сотни ученых на протяжении многих десятилетий пытаются кратко сформулировать сущность олимпизма. А все же ничего не придумали лучше того, что сказано в Хартии: «Олимпизм — это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Цель этой философии, повторяем, в том, чтобы объединить и сбалансировать, то есть гармонично уравновесить, в одной личности достоинства т е л а (его ловкость, силу и другие «двигательные» качества ), могучую волю и просветленный разум. Цель олимпийского движения — сделать так, чтобы спорт служил именно такому гармоничному развитию человека. А всеобщая гармония поможет создать действительно благородное, мирное и процветающее общество.