Смекни!
smekni.com

Львов – город-музей и город музеев (стр. 1 из 5)

Реферат

«Львов – город-музей и город музеев»


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ЛЬВОВ – ГОРОД МУЗЕЙ

1.1. Город-воин, город-купец: возникновение и развитие Львова

1.2 Архитектурная застройка Львова – каменная летопись города

1.3 Львов – город музей

РАЗДЕЛ 2. ЛЬВОВ – ГОРОД МУЗЕЕВ

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Стремительное развитие естественных и точных наук, углубление представлений о научной картине мира, формирование новых областей гуманитарного, социального, исторического, культурологического знания, осмысление роли техники и информации в современном мире, привели к серьезной перестройке научного пространства. Место в нем музееведения (музеологии) как формирующейся научной дисциплины еще не очерчено достаточно четко. Однако нельзя не отметить тех сдвигов, которые происходят в его становлении как самостоятельной области научного знания. Они во многом обусловлены той напряженной рефлексией, которая фиксируется в социальных и гуманитарных науках, занятых переосмыслением проблем многообразия культур в связи с ростом динамики культурных процессов в мире.

Отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и культуре, музеи в современном мире также переживают существенные трансформации. «Меняющийся музей в меняющемся мире» - это отражение существующей реальности. Очевидно, что музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение, возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации досуга. Современные музеи «де-факто» становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций.

Современная социокультурная ситуация побуждает музеи к поиску своеобразия, к необходимости генерировать новые знания, идеи, духовные ценности. Из института, фиксирующего достигнутый уровень общественного сознания, музей становится явлением культуры, придающим этому сознанию поступательную динамику. Еще недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, а теперь музей видит ценностные ориентиры в новизне, оригинальности интерпретации музейного собрания, создаваемые экспозиции и выставки, культурно-образовательные проекты становятся результатом как научного изучения, так и индивидуального творческого поиска.

Важным становится разнообразие форм интерпретации аккумулированной в музее информации, а не ее односторонняя трактовка, что привело к «взрыву» музейно-педагогической активности и возрастанию роли музейного проектирования.

В этой связи следует отметить ведущие тенденции развития музейного дела, определяющие векторы развития науки и практики.

В течение ХХ века получил широкое развитие и приобрел большую популярность новый тип музея – музей под открытым небом. В связи с этим возникло и новое направление в музееведении – скансенология. Пространственная активность музеев, преодолевающая институциональные рамки, неизбежно сочетается с социальной экспансией, что наиболее ярко проявляется в феномене «открытого музея». Появление экспериментальных музейных учреждений, сфера деятельности которых вышла за рамки комплектования, изучения, консервации и экспонирования фондов вызвано к жизни не только поисками путей обновления традиционного музея, но и усложнением и углублением понятия «культурное наследие», распространением его на те области и исторические периоды, по отношению к которым оно раньше не употреблялось. Вследствие этого в современном музееведении все больше распространяется взгляд на музей и культурное наследие как на важнейший ресурс развития города, региона, страны.

Совокупность музеев региона традиционно обозначалась как музейная сеть, а каждый музей как ее единица. Однако в последнее время отмечается распространение нового термина – музейная сфера. Его содержание вызвано, по мнению исследователей, появлением на музейном горизонте организаций, тесно связанных с музеями (учебные заведения, исследовательские, аналитические, информационные, консалтинговые, координационные центры, общественные организации, фонды и пр.) Очевидно, что развитие музейной деятельности в регионе без учета взаимодействия с этими организациями было бы не полным. Более того, у музеев, территориальных комплексов и музейных организаций начинают укрепляться более широкие, долговременные и разнонаправленные связи, приобретающие форму совместных программ и проектов и свидетельствующие о расширении границ музейной сферы.

Музейно-педагогические исследования направлены на целостное осмысление взаимодействие музея с посетителем с учетом психологических, социологических и культурологических составляющих, на разработку программ и проектов, предусматривающих самостоятельное ознакомление с пространством музея, создание интерактивных экспозиций и разработку музейно-педагогических методик, направленных на преодоление пассивно-созерцательных форм, а их реализация позволяет посетителю выбирать маршруты движения, выстраивать собственные ассоциации.

Приоритетной аудиторией современного музея любого вида и профиля являются дети всех возрастов, включая дошкольников.

Результатом поиска и развития новых форм взаимодействия музея и общества является возникновение и деятельность экомузеев. Они создаются прежде всего для местного сообщества и силами местного сообщества. Ресурсом развития экомузеев является социальная энергия жителей конкретной локальной территории и их заинтересованность в сохранении уникальной специфики данной местности. Экомузеи, как и музеи под открытым небом много работают над изучением потребностей общества, над решением проблем комплектования и взаимодействием с посетителем, нацелены на разработку и реализацию долгосрочных культурных программ. Сегодня можно говорить о том, что экспонаты в таких музеях начинают восприниматься более чем музейный предмет, они несут значительную смысловую и символическую нагрузку и образуемый ими комплекс или коллекция становятся своеобразным историческим документом конкретного места, его культуры, истории и окружающей среды. Такой музей сегодня крепко привязан к реалиям современной жизни, более других подчеркивая как значение различий и культурного многообразия нашего мира, так и его единство, общие корни и культурные доминанты.

Вышесказанным объясняется актуальность, выбранной для исследования темы – «Львов – город музей и город музеев».

Основной целью работы является исследование экскурсионно-туристических ресурсов города Львова.

Исходя из основной цели работы, определены следующие задачи:

- исследование истории создания г. Львова, определение его своеобразия;

- знакомство с архитектурными памятками Львова – как экспонатами города- музея;

- характеристика музеев Львова как объектов туристического интереса.

Основой для предпринятого исследования являются литературные источники, посвященные истории, архитектуре, искусству г. Львова.

РАЗДЕЛ 1. ЛЬВОВ – ГОРОД МУЗЕЙ

1.1 Город-воин, город-купец: возникновение и развитие Львова

Немного городов можно сравнить с музеем под открытым небом. Именно к тем немногим и относится Львов.

Город находится на стыке древних хребтов, по которым проходит европейский водораздел Балтийского и Черноморского бассейнов. Это значительно повлияло на природные условия города и области – здесь много источников, но зато отсутствуют большие реки. Хотя, еще лет триста назад здесь была река Полтва, «по которой в город приплывали парусные судна из Гданьська и Любека, а в ее водах можно было руками ловить атлантических угрей». Однако с тех пор, как реку закопали под землю в городе сильно ощущается недостаток воды... и говорят, что жители древних поселков молятся «Кому-то, кто превратил бы в воду вино»...

Поселения на месте нынешнего Львова возникли в середине V века вдоль берега реки Полтва, около подножия Замковой горы, на перекрестке древних торговых путей. Здесь князь галицко-волынским князем Данилой Романовичем был основан город, названный по имени княжеского сына Льва. Письменные упоминания в Галицко-Волынской летописи о Львове относятся к 1256 году. Это были тяжелые времена, наступившие после татаро-монгольского нашествия, поэтому возникший город строился как крепость.

За свою многовековую историю город пережил более тридцати войн, осад, пожаров и несколько раз уничтожался почти полностью. Но каждый раз он поднимался из руин и пепла сохраняя свой неповторимый облик.

Магдебургское право, предоставленное Львову в 1356г. способствовало его развитию. Об этом свидетельствует составленный в конце ХIVвека «Список городов далеких и близких», где город называют «Львов великий».

Национальный состав населения города был очень разнообразен и относился к различным конфессиям. Кроме коренного населения – украинцев – правом внутреннего самоуправления пользовались немецкая, армянская и еврейская общины, которые проживали компактно в различных частях города. После вхождения Галичины в состав Польши и основания в 1370 г. католической парафии в городе начали селиться поляки. Свойственная средневековью корпоративность и расселение жителей по национальному, имущественному и профессиональному признакам, сказалась и на характере городских построек.

Несмотря на частые эпидемии и пожары, которые были настоящим бедствием для жителей Львова, город разрастался. В начале XV века в нем насчитывалось более 10 тысяч жителей, а в первой половине XVII в. он становится самым большим городом на территории Украины с населением 25-30 тыс. человек.

Со времен своего основания Львов был в основном торговым городом, но существовало и ремесленничество. Например, персидские ковры львовского производства ценились под час дороже оригиналов. С началом большого производства во Львове появляются промышленные предприятия, которые изготавливают в основном кареты, музыкальные инструменты, шелка, ликеро-водочные изделия и пиво... Давние пивоварни принадлежали в основном монахам или городским властям. Непосредственные хозяева пивнушек тщательно следили за качеством напитка, однако, по рассказам, делали это весьма своеобразно: выливали пиво на скамейку, куда после садился хозяин в кожаных брюках, и, когда через некоторое время он вставал, скамейка должна была подняться за ним... К 1938 году во Львове, кроме прочих, было 6 ликеро-водочных фабрик и 4 шоколадные фабрики ;).