Смекни!
smekni.com

Киокушинкай Карате - история, философия, техника (стр. 3 из 16)

История предательства любимым другом или возможным преемником известна каждому. Когда убийцы обнажили клинки против великого диктатора, Юлия Цезаря, который возможно хотел стать императором, он пытался защитить себя и отражал нападение до тех пор, пока не увидел среди них Брута. В его последних словах: "И ты, Брут, с ними", - выражено глубокое горе, овладевшее им, когда он узнал, что предан человеком, которого любил и защищал.

Я пишу об этом потому, что, вполне вероятно, люди, подобные Бруту, найдутся среди тех, кого я обучал приемом и духу карате. Несомненно, я должен спросить себя, почему я любил и обучал такого человека методам защиты карате? Конечно, я смог бы его уничтожить. Но вполне возможно, что я бы ничего и не сделал, а только глубоко опечалился. Бесполезно преследовать человека, который уже убежал, и что хорошего в убийстве человека? Но если те, кого преследуют, страдают, то и предавший редко чувствует себя хорошо. Брут и его сподвижники покончили жизнь самоубийством и в бесславии. Предатели теряют всех своих друзей. Часто предательство совершается ради денег или славы. Люди, как правило, отворачиваются от предателей, которые, заканчивают свою жизнь.

В истории Японии имеются много примеров этой печальной истины. Полководец XVI века Ода Нобунага был предан одним из своих соратников, которому нанес поражение более известный полководец Тоетоми Хидэеси и который, в конце концов, был убит крестьянином. Самоубийство предателя Христа - Иуды Искариота, является другим ярким примером. Немало подобных случаев и в истории Китая, Например, Чао Као - главный евнух первого императора династии Цин (3-й век до н. э.), был вероломным человеком, который мог совершить преступление, если оно отвечало его целям. Он был организатором убийства наследника трона, но позднее по приказу правительства был казнен. Его заставили самому себе выкопать могилу. Все дело в том, что мы живем в обществе, связанном взаимными психологическими узами. Возмездие чисто духовное или выраженное социальным осуждением неизбежно падет на человека, предавшего группу людей из своего окружения.

Одной из самых трудных задач, с которой сталкивается человек, является выбор товарищей, которые его не предадут. В равной мере трудно сдержать мысли о предательстве своих товарищей. Социальная кара всегда настигает человека, предавшего своих друзей. И если наказание отмерено, спастись уже нельзя. Это означает, что в выборе друзей надо быть очень осторожным.

Раньше я тренировался в горах один. Я часто следовал по пути одиночества и был заклеймен как еретик представителями других школ карате. Но со временем я понял, что человек должен жить в тесном контакте с другими. И когда я увидел, что мое направление карате лежит в тесном контакте с людьми, многие сомнения, терзавшие меня. рассеялись.

Я был счастлив со многими хорошими друзьями и учениками, но у меня были и неудачные отношения. Сейчас, обращаясь к прошлому, я понимаю, что большему научился у плохих людей. Горести и страдания были испытанием, ниспосланным мне свыше, чтобы совершенствовать и укреплять меня. Они вызывали более сильную боль, чем удары, наносимые моими противниками в карате.

Я предлагаю философию, разработанную мною на основе личного опыта, в надежде, что она поможет читателям избежать некоторых неприятных моментов, с которыми я сталкивался и, в то же время, помочь им понять те вещи. которые имели для меня важное значение.

Первые шаги в поисках истины

В детстве нас учили жить так, чтобы нам никогда не было стыдно перед семьей, учителями или друзьями. Мы учили наизусть китайское стихотворение, в котором говорилось: "Если человек покидает дом со стремлениями, он не должен возвращаться без их исполнения даже после смерти, ибо смерть всюду подстерегает человека на жизненном пути".

Сейчас этому уже не учат... Как же молодые люди живут без такого руководства? Может ли современное воспитание, которое, как мне кажется, в слишком большой мере основано на равноправии, но не воспитывает духовно, не помогает подросткам, установить цели и определить, кем они хотят стать. Конечно, в обществе, где царит благодатный мир, такое воспитание может быть достаточным: молодой человек не сталкивается ни с какими трудностями. Он может найти работу, жениться и создать семью. Но действительно ли этого достаточно? Существует ли человеческая жизнь без стремления к идеалам? По-моему, такая жизнь бесполезна. Это легкий путь, когда всегда имеешь то, что хочешь. Это путь к падению. Жизнь человека обретает славу и силу тогда, когда она шлифуется в процессе преодоления трудностей. Человеческое существо достигает совершеннолетия, используя свою внутреннюю жизненную силу. В какое-то время, обычно в юности в пору полового созревания, из-за болезни или недостатка опыта, подросток начинает обращать внимание на отличительные качества своей личной жизни. Он обнаруживает, что у него появились собственные идеалы и, вполне вероятно, что он выбирает кого-то, кто отвечает этим идеалам. Его захватывает этот человек, и он изо всех сил старается превзойти его. Появляется осознанное желание двигаться к намеченной цели. Осознанность желания, полная преданность поставленной цели и виды на будущее своей жизни - вот что подразумевается под стремлениями. Однако, следует иметь в виду, что это слово является для меня всеобъемлющим и имеет психологический оттенок. В этом смысле стремления юноши отличаются от обоготворения героя, в которое впадают некоторые подростки.

Я должен упомянуть здесь о чувствах пристойности и стыда, которые раньше имели большое значение. Для этого, возьмем пример из моей жизни, когда я был очень молод. В девять лет я обучался Восемнадцати приемам у некоего мистера Юи. Я был силен как никто в классе, и даже ребята на пять-шесть лет старше боялись меня. Но спустя два года мистер Юи покинул ферму моей сестры, где он работал, и я, огорчившись из-за его ухода, озлобился, начал затевать потасовки с другими мальчиками, стал гордецом и задавакой.

Однажды, когда мне было 11 или 12 лет, я играл в войну с соседскими ребятами. Случилось так, что брошенный мной камень оцарапал ногу проходившей мимо девушки. Она была самой красивой в нашей деревне и, когда она начала бранить меня: "Не бросайся камнями, попадешь в кого-нибудь!", - проявился мой злобный характер. Я был слишком молод, чтобы испытывать физическое влечение к девушке, но она была так красива, что мои братья и другие ребята часто указывали на нее пальцами и шептались о ней. Она прошла своей дорогой, а я последовал за ней, изображая из себя клоуна. Внезапно я обхватил ее сзади руками и повалил на землю. Она вскрикнула в испуге, а мои друзья бешено захлопали в ладоши. Несмотря на аплодисменты, я, хотя и ребенок, покраснел и убежал, как испуганный кролик.

Позднее я столкнулся с наказанием, более худшим, чем ожидал. Мой отец узнал о случившемся от матери девушки. В тот вечер он сильно ударил меня по голове своей длинной медной трубкой. Затем он скрутил мне руки, дал пинка и закрыл в сарае. И я сразу понял, хотя ничего не знал о половых отношениях, что была связь между моим проступком и жестокостью наказания. Мой отец кричал на меня: "Разве можно играть с девушками в твоем возрасте? Подонок вроде тебя не достигнет ничего хорошего!" Когда я лежал в сарае, слова отца дошли до меня. Хотя я и не кричал, когда он толкал и пинал меня, теперь же в темноте горько плакал. Я решил стать таким, чтобы мой отец никогда не услышал на меня жалоб. Не удары отца или другое наказание причинили мне боль, а позор, который испытал из-за меня мой отец.

И когда я решил, что стану личностью, которой никогда не придется испытывать стыда, слезы мои высохли. Но я снова расплакался, когда пришла моя мать, чтобы выпустить меня. Она сказала, что я стал слишком взрослым, чтобы позволять себе такие выходки, и что я и в дальнейшем будут позорить себя, если не буду лучше относиться к учебе.

Ее нежные слова произвели на меня большое впечатление. И в последствии, хотя мне и не суждено было стать отличником, я стал проявлять большой интерес к чтению. Позднее, когда я полностью посвятил себя каратэ, книги стали для меня огромной поддержкой и источником помощи. Конечно, в жизни книги это еще не все, но из них можно многое почерпнуть, особенно людям, которые подобно мне стремятся стать очень деятельными.

Помню, в юности, одной из книг, оказавших на меня сильной влияние, была биография прусского канцлера Германской империи On о фон Бисмарка (1815-1898 гг.). Подчеркиваю, что эта книга, а также биография Бенджамина Дизраэли, знаменитого английского премьер-министра, так повлияли на меня, что я иногда потихоньку плакал, думая об этих великих людях. Известно, что Бисмарк, родившийся в семье военного, принадлежавшего к привилегированному классу юнкеров, стал канцлером и другом кайзера Вильгельма I, и с энергией локомотива в короткий срок в два-три года объединил Германию, сделав ее мощной державой, способной управлять большей частью Европы. Замечание Бисмарка о том, что все проблемы Германии можно решить посредством крови и железа, колоколом звенело в моих ушах. Я решил стать Бисмарком Востока. Конечно, я хотел быть сильным в карате, но решение полностью посвятить себя карате пришло позднее. (Бисмарк оставался для меня идеалом). Быть похожим на него было главным стремлением моей юности. В связи с этим я должен внести ясность в природу моих стремлений. Я считаю, что высокие стремления не обязательно связаны со славой или честолюбием. Слава Бисмарка и его успехи неоспоримы. Но то, что побуждало меня и заставляло гореть мой разум, были его верность идее и грандиозность деятельности. Желание стать богатым и известным является честолюбием - оно ниже стремления стоять на более высоком, более человечном и духовном уровне.

В трудах Конфуция сказано, что человек с искренними устремлениям и к идеальному и совершенному, желает посвятить этому всю свою жизнь. Это указывает на то, что стремления должны быть чистыми и свободными от эгоизма. Это не имеет ничего общего с низменными желаниями богатства, удовольствия и популярности. Но подлинно патриотически настроенным человеком является тот, кто на основе сильного желания, исходящего из глубины его души, стремится к настоящей честности. Стремления его борются против поверхностных желаний и направлены на контроль страсти. Оглядываясь назад, я вижу, что иногда поддавался поверхностным желаниям. Но я никогда полностью не оставлял то, к чему стремился. Я сохранил это потому, что был способен испытывать стыд за свою дерзость, слабость и халатность. Поднимаясь из глубины души, стремления являются духовными требованиями, которые пронизывают всю жизнь человека, и делают возможным, жертвы ради них.