Можно сделать вывод, что российский рынок выездного агротуризма пока не развит и спрос россиян малоизучен, у зарубежных лидеров туристической отрасли специальной политики продвижения своего агротуристического продукта на российском рынке пока нет.
Существенным фактором в развитии зарождающегося российского агротуристического рынка является то, что он строится "снизу" - практически без участия центральных структур. Отсутствует четко артикулированное политическое решение о поддержке агротуризма, соответственно, нет общегосударственной программы и финансового обеспечения (системы льготного кредитования, налоговых и др. льгот и т.д.). Инициаторами и пропагандистами агротуризма выступают высшие учебные заведения, руководство музеев-заповедников и национальных парков, общественные организации и т.п. Многое делается в рамках международных проектов (например, в Калиниградской, Ярославской, Иркутской областях). Однако для формирования сектора современной туриндустрии этого явно недостаточно. Вместе с тем, российский бизнес уже обратил внимание на наличие пока "не разработанного" в России направления, которое в перспективе может вырасти в доходный и эффективный сектор. Появляются первые компании, напрямую работающие с агротуристическими хозяйствами, которые действуют в этом секторе, фактически, как монополисты. В ряде мест отмечен первый опыт создания агротуристических порталов с базами данных по агротуристическим хозяйствам.
В нескольких регионах России делались попытки создания сетей агротуристических хозяйств на основе ассоциации производителей турпродукта. В ряде регионов поддержку агротуризму оказывают областные власти. Интересен опыт Калиниградской области, где при поддержке властей региона и с использованием международного опыта создана сеть из примерно 60 агротуристических хозяйств.
В России уже имеется опыт организации агротуристических предприятий по моделям типа "пансион", "тур с проживанием в кочевом традиционном жилище", "национальная деревня", "VIP-деревня", "сельская гостиница" и др. Однако работа в агротуристическом секторе только начинается и еемасштабы, способы организации и объемы финансирования пока не позволяют говорить о развертывании агротуризма в сектор современной туриндустрии.
По показателю цена-качество российский агротуристический продукт пока не может конкурировать на международном рынке. Основная ориентация для российского агротуристического сектора показана на внутренний туризм, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для внешнего рынка. Международный опыт говорит, что во многих странах Европы, где агротуризм получил достаточно большое развитие, это в основном сектор внутреннего туризма, хотя доля зарубежных туристов постепенно растет (например, Италия, Франция, Германия).
В России ориентированные на отдых в сельской местности люди обычно имеют собственные дачи. Однако, по мере роста нового среднего класса (он появился в России в конце 90-х гг.) эта ситуация скорее всего будет меняться.
Практически нигде в мире средний класс не живет "на два дома", как в России. Это обусловлено его образом жизни, который регламентируется напряженным темпом и жестким графиком работы. Последнее, кстати, очень затрудняет организацию "группового отдыха" (экскурсионно-групповой туризм). Средний класс в развитых странах выбирает индивидуальный отдых со свободным временным графиком.
Новое поколение российского среднего класса, вероятнее всего, будет все больше ориентироваться при организации отдыха и досуга не на "грядки" на даче, а на покупку комплексного и индивидуально подобранного пакета услуг. Агротуризм как вид индивидуального отдыха удовлетворяет запросы различных групп среднего класса, предполагая независимость передвижения, индивидуальную организацию досуга и экскурсионной программы [49, с.92].
Как уже говорилось, потенциальный клиент агротуризма - средний класс. Сейчас в России к нему относят семьи с душевым доходом от $ 450 в месяц. Платежеспособность спроса доказывает бурное развитие выездного туризма. Например, только Турцию за 2007 г. посетило более 500 тыс. российских туристов. Однако при выездном туризме основные прибыли остаются за рубежом, маржа российских турфирм - только на продаже и дороге. Большие прибыли туротрасли начнутся тогда, когда будет по-настоящему развит внутренний и въездной (иностранный) туризм.
Спрос на туристические ресурсы (но не турпродукт!) российской провинции имеется, об этом говорит поток неорганизованных туристов в ряде популярных мест средней полосы. Однако все концепции и программы развития туризма будут сродни шаманским заклинаниям, не способным переориентировать платежеспособный российский спрос на внутренний турпродукт, пока соотношение "цена-качество" не будет удовлетворять запросов более требовательного нового российского клиента.
Даже самый простой анализ показывает, что по цене многие предлагаемые сегодня на рынке российские турпродукты уже подошли к пределу конкурентоспособности (находятся в зоне международной конкуренции), однако показатель качества пока не на должном уровне.Сильная сторона составляющих российской цены - дешевый труд и относительно дешевая дорога, определяющие себестоимость турпродукта, но на сегодня маржа турфирм "съедает" эти преимущества. Определяющим фактором для российского турпродукта становится качество.
Без повышения качества услуг - избегая при этом значительного роста цен на них - проблему переориентации платежеспособного спроса на внутренний туризм не решить.
Новый характер спроса диктует необходимость поиска новых форм турпродукта. Ориентация на групповой туризм, на "массовые заезды" - не отвечает сегодняшним требованиям. Передовой зарубежный опыт говорит о мировой тенденции к индивидуализации турпродукта. Это требует:
новых форм организации туротрасли
открытия новых направлений (секторов) туриндустрии
новых видов турпродуктов
И агротуризм отвечает вышеперечисленным требованиям.
Развитие сельского туризма в России находится в зачаточной стадии [50, с.27]. Это подтверждает имеющийся на сегодняшний день опыт Калининградской области, Алтайского края, где имеются гостевые дома, но большей частью отсутствует инфраструктура сельского туризма. Следовательно, сегодня наиболее оптимально назвать сельский туризм более скромным названием "сельское гостеприимство". Возможно, это даже более правильно с исторической точки зрения, так как русские люди всегда отличались хлебосольностью по отношению к гостям.
Сельское гостеприимство - первая стадия развития сельского туризма. То есть население сельской местности (возможно и городское), включая фермеров, имеющее пустующие дома, комнаты или этажи в собственных домах, предоставляет их с минимальной меблировкой и наличием хозяйственных средств (посуды, постельного белья, полотенец и т.д.) для аренды от двух дней до нескольких месяцев. Для создания более радушного приема хозяева могут предложить дополнительные услуги гостям: организация развлекательных мероприятий (баня, совместное хождение на шашлыки, за ягодами и грибами, рыбалка, охота, верховая езда т.д.); привлечение гостя для помощи в простых сельскохозяйственных работах, таких как, например, кормление животных, сбор урожая ягод или огурцов, не исключено оказание помощи по сидению с детьми гостей и т.д.
Потребителем или целевой группой в России могут быть: семьи с детьми; пожилые люди; пожилые люди с внуками; компании молодых людей; люди, любящие спорт (при наличии соответствующих услуг для занятий спортом, такие как верховая езда, прокат лыж и т.д.).
Некоторые считают, что ехать в сельскую местность бессмысленно, ведь многие имеют дачу. Частично можно согласиться с тем, что дачи будут создавать определенную конкуренцию развитию "сельского гостеприимства".
Во-первых, многие знают о большой проблеме сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги, стали не редкость. Люди, не имеющие дачи, в данном случае приобретают альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности.
Во-вторых, "сельское гостеприимство" дает возможность отдохнуть от домашнего быта женской части семьи и получить новые впечатления детям.
В-третьих, оно позволяет получить смену обстановки за небольшие финансовые потери для семьи, так как стоимость такого проживания будет ниже, чем в гостинице.
В-четвертых, сегодня на российском рынке туризма растет интерес к внутреннему туризму и имеется конкретный спрос на аренду на летний период домов в сельской местности. От "сельского гостеприимства" в первую очередь ожидают: спокойствия и размеренности сельской жизни, чистого воздуха, сельской тишины и натуральных продуктов, комфорта условий проживания, домашней атмосферы, приемлемых цен, ощущения близости с природой, получение новых впечатлений, возможность развлечения для детей и проведения досуга для взрослых [51]
Опираясь на мировой опыт современной туриндустрии, следует создавать новую форму турпродукта, учитывающую возможности малых городов и сельских муниципалитетов, с одной стороны, и современные запросы и потребности среднего класса - с другой. Перспективным для малых городов может стать развитие индивидуального или малогруппового туризма, а также создание принципиально нового турпродукта, спецификой которого стало бы посещение именно малых городов и достопримечательностей сельской местности (маршруты по выбору туриста). На местах необходимо формировать такой пакет туруслуг, который позволил бы клиентам оставаться в пунктах нового маршрута в течение минимум 2 дней (одна или две ночевки). Малые города и сельские туробъекты стали бы "опорными пунктами" при свободном формировании маршрутов туристами.