Точка самоокупаемости и прибыльности маршрута отображена на рисунке 4.
В качестве дополнительной услуги экскурсантам предлагается питание за дополнительную плату – 70 рублей/чел. С учетом этого цена возрастет и составит: на автобусе – 260 руб./чел.; на газели – 362 руб./чел.; на легковом автомобиле – 836 руб./чел.
Эффективность бывает экономической, которая выражается в виде прибыли и социальной. Социальная эффективность заключается в удержании клиентов и построении с ними долгосрочных отношений.
Так как конкуренция на рынке туристских услуг Пензенской области достаточно высока и количество фирм превышает 70, потребители стремятся иметь «портфель поставщиков» туруслуг, в рамках которого они делают свой выбор, т.е. если условия одного поставщика услуг не удовлетворяют их потребности, то существует высокая вероятность того, что потребитель уйдет к другому поставщику. А успешными станут только те фирмы, которые смогут сформировать более тесные отношения с основными клиентами и позволят
Рисунок 4. Определение точки самоокупаемости и прибыльности маршрута «Пенза - Радищево» получить этим клиентам более высокую ценность.
В нашем случае выгоднее допустить снижение прибыли (но не до нуля), чем потерять нашего основного клиента.
3.2 Предложения по увеличению числа предлагаемых услуг музеем-усадьбой А.Н. Радищева
Фольклорное наследие обретает новое качество своего бытования в анимационных программах туроперейтинга. Присутствие фольклорного элемента объясняется интересом туристов к историко-культурной, этнографической жизни конкретного региона, его экзотике.
Фольклор эстетически привлекателен своей символической ритуальностью, выразительностью форм, культурно-нравственной ценностью. Фольклорное наследие служит ресурсом в развитии культурного туризма, средством привлечения туристов в межсезонье, поэтому следует разрабатывать специальные туры, оригинальные турпродукты, такие как: «Масленица в барской усадьбе», «Бал-маскарад. Век 18» и т. п.
Привлекательную экзотику фольклора можно использовать в в названиях фирменных услуг, а также в рекламе услуг социально-культурного сервиса и туризма.
Фольклор выступает в качестве информационного ресурса, отраженного в экскурсиях, путеводителях, музыкальном сопровождении экскурсионных маршрутов.
Легенды и предания обычно активизируют внимание экскурсантов, но не следует ими увлекаться, рекомендуется использовать только те, которые закрепились в фольклоре и отличаются поэтическим вымыслом.
При разработке анимационных программ с использованием фольклора следует включать в них разнообразные элементы народной культуры: ремесла, национальную одежду, бытовой уклад, кухню.
Обладая огромным потенциалом – площадями, уникальными экспозициями, музей-усадьба А.Н. Радищева так и не смог привлечь к себе должного внимания, заинтересовать турфирмы и индивидуальных туристов.
Для привлечения большего потока туристов музею, в первую очередь следует создать себе «товарный» вид, т.е. благоустроить территорию музея-усадьбы. Затем необходимо экспозиции, посвященные жизни и творчеству Александра Николаевича Радищева, перенести в барский дом для создания атмосферы, наиболее приближенной к 18 веку. Также следует увеличить число предлагаемых услуг, например, в музее-усадьбе А.Н. Радищева можно организовать костюмированные праздники и представления в стиле времен жизни Радищева – 18 века. Например, бал-маскарад. Но при организации такого мероприятия необходимо учитывать, что существовала ритуализация бала, строгая последовательность частей, выделение устойчивых и обязательных элементов; грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу (от входа в зал до отъезда) соответствовали типовые эмоции, фиксированные значения, стили поведения. Однако строгий ритуал, приближавший бал к параду, делал тем более значимыми возможные отступления, “бальные вольности”.
Балы открывались польским, затем следовал экосез, кадриль и пр. Веселье окачивалось котильоном.
Маршрут «Пенза – Радищево» всегда был неудобен тем, что на протяжении всего маршрута отсутствуют предприятия питания. Экскурсия по времени занимает около 10 часов, поэтому обед необходим. Чтобы решить проблему «сухих пайков» в усадьбе можно было бы в качестве дополнительных услуг организовывать обеды с включением блюд 18 века.
Одно из самых древних исконно русских блюд – блины. Никто не знает, когда блины появились на русском столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Самые разнообразные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами: блины были обязательным блюдом на поминках, ими же кормили роженицу во время родов. Одна из сохранившихся до наших дней традиций, связанных с блинами - Масленица - древний языческий праздник. В течение целой недели перед Великим Постом во всех русских домах пекут блины и едят их с различными закусками - икрой, сметаной, рыбой, мясом, грибами. Для решения проблем межсезонья и привлечения большего числа туристских групп, такой праздник также можно устроить по всем правилам масленичных гуляний.
В связи с развитием в последнее время «деревенского туризма», смысл которого в том, что люди, постоянно живущие в городе, выезжают в деревни для отдыха и в поисках новых ощущений, можно организовать 2-х или 3-х дневные туры в села Радищево и Нижнее Аблязово с включением в программу прекрасного праздника Ивана Купалы. Этот праздник считается языческим и сейчас редко о нем вспоминают, но по красочности своих обрядов и загадочности преданий он как нельзя лучше подходит для включения его в тур.
В давние времена праздники Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала (7 июля) и еще через несколько дней «Петры-Павлы» (12 июля) сливались в один большой праздник, наполненный для древнерусского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. На Аграфену обязательно мылись и парились в банях.
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться – обычай всенародный. Один из довольно распространенных купальских обрядов – обливание водой всякого встречного.
Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот и будет счастливее.
По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.
Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть, невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем [15].
4 Правовое регулирование отношений между туроператором и разработчиком турпродукта
Главным документом, регламентирующим правовые отношения между туроператором и разработчиком турпродукта, является договор об оказании услуг по разработке турпродукта. Такой договор не определен в Гражданском Кодексе и является комбинированным, так как включает в себя договор подряда, договор об оказании услуг, договор бытового подряда. Договор всегда двусторонний, консенсуальный и возмездный.
Сторонами договора выступают Заказчик (туроператор) и Исполнитель (разработчик турпродукта). Предметом договора является право на тур, т.е. по договору Исполнитель обязуется передать Заказчику турпродукт (туристские услуги), включающий данные о маршруте, продолжительности поездки, размещении, питании, минимальном количестве туристов в группе, экскурсиях. Плата за право на тур определяется счетом, выставляемым Исполнителем Заказчику. В соответствии с договором каждая из сторон имеет свои права и обязанности. Исполнитель обязуется выполнять заказы в строгом соответствии с требованиями Заказчика и разработать турпродукт в соответствии с договором; при необходимости по каждому этапу выполняемого заказа предоставлять Заказчику полную информацию; своевременно сообщать Заказчику обо всех изменениях.