Смекни!
smekni.com

Разработка экстремального тура "Тюрьмы Санкт-Петербурга" (стр. 2 из 4)

О том, что на интересе граждан к теме тюрьмы можно открыть настоящий турбизнес, свидетельствует и подобное начинание в УИНе Ивановской области. В Талицком объединении исправительных колоний ОИК-11 готовятся открыть музей современного тюремного быта. Посетители смогут увидеть баланду, побывать в точной копии штрафного изолятора временного содержания (ШИЗО), узнают что такое «малява» и как она доставляется по тюремной веревочной почте. В Талицах в перспективе также планируют устроить спецкамеры, в которых туристы могут по желанию провести пару-другую дней.

Вот перечень дополнительных услуг «коммерческим заключенным»[4]:

1. Заведение личной карточки подследственного с фото и информацией, в какой камере и с кем содержится.

2. Дезинфекция - по желанию.

3. Обеспечение строгого распорядка дня: подъем 6.00, отбой 22.00.

4. Питание по расписанию: завтрак 7.00, обед 12.00, ужин 18.00. Питание с общей кухни подследственных СИЗО. За отдельную плату - дополнительное питание. Выдача пищи через «кормушку».

4. Прогулка в зарешеченном дворике один раз в день в течение 1 часа.

5. Обеспечение постельным бельем.

6. Обеспечение полосатой робой и тюбетейкой.

7. Обеспечение книгами из библиотеки.

8. Заключение в наручники (в одиночной камере) - по желанию.

9. Вызов дежурного после настойчивого стука в дверь камеры.

10. «Шмон» - по желанию.

11. Инсценировка наказаний нарушителей режима - по отдельному пункту соглашения.

12. Обеспечение банными принадлежностями и душем.

13. Доставка в «автозаке» - за отдельную плату.

14. Доставка в отдельном «стакане» «автозака» - за отдельную плату.

Таким образом, турбизнес на тюремной тематике уже сейчас становится на ноги. Во Владимирском централе - одной из самых знаменитых российских тюрем - еженедельно принимают по нескольку групп российских и иностранных туристов. Побывать в старинной тюрьме и увидеть музей с фотографиями и личными делами знаменитых узников стоит недорого - 50 рублей для российского и 80 рублей - для иностранного туриста.

1.2. Тюрьмы Санкт-Петербурга как объект экстремального туризма

Как известно, тюрьма в России – больше чем тюрьма. Поэтому она не могла не стать рано или поздно объектом туризма, так как имеет очень богатые историю, традиции и смогла сформировать целый пласт криминальной культуры.

История изучения тюрем в нашей стране имеет свои традиции. Одной из них стало «тюремное движение», пенитенциария, в русском понимании - тюрьмоведение, «являющееся важным звеном в сложной системе борьбы с преступностью»[5]. Российская тюрьма неоднократно становилась объектом научного исследования. Наибольшую известность получили труды М.Н.Гернета, С.В.Познышева, Н.Ф.Лучинского.Б., Ю.М.Ткачевского, С.Утевского и др.

До XVI века в истории России сведения о строительстве тюрем отсутствуют. Местом заключения служили помещения наименее удобные для жизни: погреба, ямы и подвалы. Условия содержания были очень тяжёлые. Как самостоятельный вид уголовного наказания, тюремное заключение впервые предусматривалось в Судебнике 1550 года.

Чуть позже появляются упоминания о строительстве каменных тюрем. До отмены крепостного права преступление, совершенное крепостным, каралось властью помещика. После 1861 года крестьянин подпадал под общий суд, и в случае обвинительного приговора подвергался тюремному заключению. Отмена в 1863 году телесных наказаний также привела к увеличению видов преступлений, наказуемых тюремным заключением и постепенному ужесточению тюремной системы, о чем существует обширная литература.

Тяжелейшие условия тюремного заключения (не только в России) не могли не привести к появлению особого рода гражданских инициатив. Тюремное движение зародилось еще во второй половине XVIII в. в Европе, а затем в Америке. Его основателем считается англичанин Д. Ховард (1726- 1791 гг.). В 1777 г. он выпустил книгу «О положении тюрем в Англии и Валлисе», где не только описывал ужасные сцены быта и безобразий, творимых в тюрьмах, но и давал рекомендации по их ликвидации. В 1886 г. образовано «Английское тюремное общество», преследующее цели тюремного реформаторства, которое названо именем Д. Ховарда.

Основываясь на принципах гуманизма и справедливости, тюремное движение вело поиск новых форм карательной политики со стороны любой государственной власти. С этой целью разрабатывались соответствующие реформы, составлялись планы построения новых тюрем, обосновывались, проекты более гуманных правил и инструкций по содержанию заключенных, которые предлагались правительством различных государств.

Идеи Д. Ховарда и еще одного подвижника тюремного движения - И. Бентама стали известны в Российской империи еще во второй половине XVIII в. Первый приезжал осматривать русские тюрьмы. Второй издал в России за период с 1788 по 1810 г. трехтомник «Рассуждения об уголовном и гражданском законоположении». Распространению идей тюремного движения способствовал также приезд в Петербург англичан В. Кокса и В. Венинга, которые получили разрешение на ознакомление с постановкой пенитенциарии в Российском государстве с последующим представлением документации о его состоянии.

Результатом распространения идей тюремного движения и посещений европейскими общественными деятелями русских тюрем стало создание в 1819 году в России Попечительского общества о тюрьмах как особой формы сотрудничества системы исполнения наказаний и общественности.

Главная инициатива в появлении Общества принадлежала Вальтеру Венингу и Джону Венингу - членам Лондонского тюремного общества и министру духовных дел и просвещения князю Александру Николаевичу Голицыну. Но официально общество сформировалось только к 1821 году, когда высочайшим Указом Императора Александра I был утвержден устав общества и образованы его руководящие органы[6].

Как отмечается в одном из современных источников, исследующих проблему дореволюционного периода попечения мест лишения свободы, в момент создания Попечительского о тюрьмах общества перед властями стояли те же самые проблемы, что и сегодня: нехватка зданий, переполнение, антисанитария, жестокость тюремщиков, отсутствие школ, изношенность оборудования, крайняя жестокость применения спецсредств. Известно, например, что каждое третье заболевание в тюрьме было связано с воспалительными процессами после использования всевозможных колодок, наручников и прочего. Естественно, перед инициаторами создания Общества встал вопрос о гуманизации тюремной системы[7].

За 300 с небольшим лет существования Санкт-Петербурга, печальную известность получили три городские тюрьмы: Петропавловская крепость, Шлиссельбургская крепость и «Кресты».

Петропавловская крепость возникла в период Северной войны со Швецией (1700-1721). Война велась за возвращение исконно русских приневских и прибалтийских земель, захваченных Швецией в начале XVII века. В апреле 1703 года в ходе боевых действий русские захватили шведскую крепость Ниеншанс, расположенную при впадении в Неву реки Охта. Однако эта крепость не могла обеспечить оборону устья Невы от шведов, так как располагалась далеко от моря. На военном совете было принято решение искать место для новой крепости. Выбор пал на Заячий остров. Этот остров был невелик - около 750 м в длину и 360 м в ширину. Крепость могла бы занять почти всю площадь острова. День 16 мая 1703 года (27 мая по новому стилю), когда лопаты солдат и «работных людей» вонзились в сырую землю Заячьего острова, принято считать днем основания Санкт-Петербурга.

Хотя Петропавловская крепость строилась как оборонительное сооружение, ей не пришлось защищать Санкт-Петербург. С первой половины XVIII века она использовалась как политическая тюрьма. Местами заключения служили казематы крепостных стен и специальные тюрьмы: Секретный дом Алексеевского равелина и Секретная тюрьма Трубецкого бастиона. В XVIII веке в крепости находились высшие карательные органы России - Тайная канцелярия, а затем Тайная экспедиция Сената.

В богатой истории узников Крепости отразилась вся политическая история России. Впервые Петропавловская крепость была использована как государственная тюрьма еще при Петре I. В 1718 году в одном из казематов Трубецкого бастиона содержался царевич Алексей, принявший участие в заговоре бояр и духовенства против преобразований Петра I. В 1790 году в крепость был заключен А. Н. Радищев за его книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». В 1825 году Петропавловская крепость стала местом заключения декабристов. Пестель, Муравьев-Апостол, Лунин, Пущин, братья Бестужевы и другие участники восстания на Сенатской площади содержались в казематах и Секретном доме Алексеевского равелина. В 1849 году в крепости содержались члены кружка М. В. Буташевича-Петрашевского, в их числе в Алексеевский равелин был заключен и Ф. М. Достоевский. В Секретном доме Алексеевского равелина с 1851 по 1854 год находился один из идеологов народничества М. А. Бакунин. Он попал в Петропавловскую крепость после приговора его к смертной казни судами двух зарубежных государств и заточения в нескольких тюрьмах за пределами России. В 1860-1880-х годах в Петропавловскую крепость были помещены члены народнических организаций «Земля и воля» и «Народная воля» - Д. М. Рогачев, А. Д. Михайлов, А. Н. Желябов, В. Н. Фигнер и другие. 29 марта 1881 года было рассмотрено дело об убийстве Александра II. К смертной казни были приговорены шесть обвиняемых. Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов и Рысаков были повешены, а Гельман умерла в тюремной больнице. До приведения приговора в исполнение осужденные к смертной казни содержались в тюрьме Третьего отделения, Трубецком бастионе Петропавловской крепости и в Доме предварительного заключения.