В 1926 году кенасы были закрыты; храм стал антирелигиозным музеем (позднее – историческим). Время не щадило этот памятник. В результате многочисленных переделок (в 1856-м, 1938-1969 гг) он потерял цельность планировки и в нынешнем своем виде дает весьма слабое представление об изначальной постройке.
Ныне комплекс реставрируется евпаторийской общиной при поддержке всех караев Крыма, а Евпатория стала снова местом пребывания гахама.
Текие – обитель дервишей.
Мало кто даже из нынешних евпаторийцев знает текие дервишей – комплекс построек средневекового мусульманского монастыря, а между тем в Крыму это единственный памятник подобного рода.
У мусульман существовали дервишские ордена, или братства, аналогичные христианским. Одним из рассадников таких братств была Турция. Только в одном Константинополе их насчитывалось около 200. Во главе дервишского ордена стоял шейх – старейшина.
Понятие "дервиши" в переводе с персидского означает – "бедные", "нищие". Дервиши – являлись членами мусульманских суфийских братств – последователей религиозно-философского направления, характерными чертами которого являлись отсутствие духовенства, проповедь аскетизма, презрение всего земного [11; 123].
Религиозные отправления дервишей заключались в молитвах, посте и всяческих воздержаниях, а также в "священных" плясках и других церемониях, обыкновенно один – два раза в неделю и по мусульманским праздникам.
Пользуясь суевериями народа, дервиши, как и христианские монахи, "лечили" молитвами и заклинаниями от разных болезней, продавали за большие деньги "чудодейственные" амулеты и реликвии, толковали сны, предсказывали будущее. Влияние их на темных и суеверных простолюдинов было столь высоко, что военачальники старались иметь фанатиков-дервишей при своих отрядах, чтобы те воодушевляли воинов перед битвой. Благодаря вкладам и приношениям набожных мусульман текие дервишей обладали большими средствами. Эти религиозные учреждения существовали и в Крыму, однако постройки, связанные с их деятельностью (не считая евпаторийской), не сохранились.
К сожалению, о евпаторийском текие нет никаких письменных сведений; ничего не знаем мы ни об истории здания, ни об его авторе, ни о дате постройки. Одно лишь можно сказать с полной уверенностью: разного рода достройки к нему продолжались вплоть до XVIII века. Исторические сведения об архитектурных памятниках Евпатории этого периода вообще очень скудны, к тому же монастырь вскоре после присоединения Крыма к России утратил свое значение, пришел в упадок, а потом и вовсе закрылся. Однако время донесло до нас в целости оригинальнейшее архитектурное сооружение – основное здание текие. Нет сомнения, его построил зодчий, впитавший в себя достижения и восточной, и византийской архитектуры. В евпаторийском текие много общего с другими сооружениями средневековой Евпатории – Гёзлёва и, в частности, с Джума-Джами.
Текие тоже центрально-купольное сооружение (высотой около 20м), в плане представляющее квадрат, вокруг которого располагаются многочисленные комнаты-кельи. Квадратное центральное помещение переходит в восьмигранник, возвышающийся на 2,3м над кровлей, – получается своего рода барабан, на котором покоится купол с шатровым перекрытием. Такой переход от квадрата к восьмиугольнику путем среза углов квадрата, очень распространенный в восточном зодчестве, часто применялся и в Крыму.
Интерьер здания текие поражает, прежде всего, широтой пространства, блестяще перекрытого куполом (диаметр его всего 9,5м). распор купола передается с помощью сферических парусов и четырех подпружных арок на мощные (толщиной более одного метра) стены здания. В каждой из четырех стен основного, квадратного в плане, помещения по два окна со стрельчатыми завершениями. Оконные перемычки, как и в мечети Джума-Джами, имеют небольшие углубления. Окон явно не достаточно, и это делает все помещение мрачноватым, что, однако, характерно для зданий подобного назначения.
Мощные стены сложены из плотного камня и внутри оштукатурены. Никакой росписи стен не сохранилось. Михраб (алтарь), который обычно устраивался в южной стене главного зала мечети, здесь отсутствует. Срезы углов, как и шатровое перекрытие купола, крыты желобчатой черепицей; карнизы довольно узкие, с малым выносом, но своеобразным профилем.
Кельи дервишей располагаются вокруг здания одна возле другой. Они представляют собой небольшие прямоугольные в плане помещения (S = 4,3м2, Н = 1,6м). в каждой келье – окошко в виде небольшой щели, расширяющейся внутрь. В настоящее время окна, как, впрочем, и входы в кельи, заложены в целях охраны памятника. Дверные проемы имели стрельчатые завершения. Угловые комнаты как бы наискось срезаны, что очень характерно для татарских построек, расположенных в кривых улочках. Выход из каждой кельи ведет непосредственно в центральный зал, где совершались общая молитва и ритуальные пляски. Вход в угловые кельи был лишь из смежных проходных помещений [3; 84].
Главный вход в текие – через среднее помещение – находился на западной стороне здания. Обращает на себя внимание небольших размеров стрельчатый входной проем, двустворчатая дверь – деревянная, с геометрическим резным орнаментом. Орнамент этот, пожалуй, один из немногих сохранившихся, позволяет судить о декоративной резьбе по дереву тех времен.
Левее главного входа есть еще один – в крайнюю келью, единственный (кроме главного) вход извне. Возможно, в келье этой проживал шейх дервишей. Всего же помещений в текие 19, не считая угловых и одного проходного (главный вход).
В своде каждой кельи – небольшое круглое отверстие. Каждое такое отверстие проходит насквозь через всю толщу сводчатого перекрытия, однако черепица, полностью его закрывает. Появилась она, по всей вероятности, позднее, а первоначально отверстия были источником света и вентиляции. Несомненно, здание претерпело множество ремонтов и переделок. Пол в кельях земляной, несколько ниже современного уровня тротуара. В центральном помещении, как и в мечетях, его устилали некогда каменные плиты, которые покрывались коврами; в недавнее время пол сделан цементный.
Композиция монастыря строится на постепенном нарастании объемов кверху, как и у мечети Джума-Джами. Своеобразными контрфорсами служат в текие кельи, окружившие здание со всех четырех сторон. По своей структурной сущности монастырь дервишей – это Джума-Джами в миниатюре.
Нельзя не отметить преобладающего влияния архитектурных форм Востока. Они – в срезах углов, в килевидных перемычках, в простоте и суровой строгости украшающих деталей. По всем статьям монастырь следует датировать XIV-XV вв. Однако блестяще исполненный уплощенный купол на сферических парусах, особая гармоничность пропорций да и общая планировка здания говорят о византийских заимствованиях. Поэтому правильнее отнести текие дервишей к османскому периоду – не позднее конца XV – начала XVIв., когда такие заимствования стали не только возможными, но и неизбежными.
Вполне возможно, что текие дервишей – одно из первых на территории Крыма культовых сооружений османов. И знаменитый Ходжа Синан при строительстве своей великолепной мечети мог почерпнуть в местном зодчестве немало готовых, уже разработанных применительно к условиям и материалам Крыма конструктивных элементов и оригинальных архитектурных мотивов.
Монастырь не действующий, находится в заброшенном состоянии, однако привлекает внимание как единственное в Крыму подобное сооружение, архитектурный памятник.
Карточки объектов Джума-Джами.
Наименование объекта:
Мечеть Джума-Джами, или Хан-Джами – в переводе "пятничная мечеть"
Краткая история:
Сооружена в 1552 году, архитектор – Ходжа Синан. Мечеть была предназначена для проведения религиозного церемониала посвящения хана в его сан (своего рода коронование) и проведения праздничных молебнов. Мечеть капитально реставрировалась четыре раза – в 1834, 1896, 1962 и с 90-х гг. прошлого века до настоящего времени.
Местонахождение объекта:
Крым, г. Евпатория, ул. Революции, 36.
Описание памятника:
Сочетание архитектурных форм Византии и Востока. Центрально-купольное сооружение, приближающееся в плане к квадрату. Высота центрального зала – 22м. Основной материал – камень-ракушечник, несущие части здания сложены из известняка, большие квадраты которого плотно пригнаны друг к другу. С восточной и западной сторон – 35-ти метровые минареты, диаметром – 1,9м; строительный материал – камень.
Сохранность:
В настоящее время реконструируется до приобретения первоначального вида.
Охрана объекта:
Взят под охрану государства как памятник архитектуры.
Легенды:
Необыкновенная красота мечети, поражавшая воображение современников, породила множество легенд о ней как о чем-то неземном, сверхъестественном. Одна из них рассказывает о том, как мастер по имени Сеид-Балли-эфенди взялся за одну ночь построить великолепное сооружение и к утру оно было готово. По другой легенде, мечеть строил придворный художник и шут хана Менгли-Гирея – некий Мен-Арслан.
Литература:
П.Я. Чепурина. Евпаторийская ханская мечеть Джума-Джами. Евпатория, 1927г.
А. Стевен. Дела архива Таврической губернии. Дело № 47, 1827 года.
В.С. Драчук. Керкинитида – Гёзлёв – Евпатория. Серия "Археологические памятники Крыма". – Симферополь: "Таврия", 1977г.
П.Е. Гармаш. В Евпаторию – за здоровьем. Путеводитель-справочник. – Симферополь: "Бизнес-Информ", 1999г.
Экскурсии:
Архитектурные, исторические, паломнические.
Дата: 23.06. 2007. Составитель: Андреева Н.
Хамами – турецкая баня
1. наименование объекта:
Хамами – средневековая турецкая баня
2. краткая история:
Точная дата постройки турецкой бани не известна, предположительно конец XV – начало XVI века. Имена строителей гёзлёвской бани не известны. Заведения были предназначены для общественного пользования, а также являлись местом отдыха: в комнате для отдыха мужчины после принятых ванн курили кальян, за чашкой кофе вели беседы. Для восточных женщин это было единственное место, где они вместе могли проводить свободное время. Баня не действующая.